Гран При Италии: Стратегический обзор

Старт Гран При Италии

Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Монце…

В Монце почти все проехали дистанцию гонки с одним пит-стопом, но в воскресенье было принято множество интересных решений, повлиявших на результаты, что позволило Кими Райкконену и Даниэлю Риккардо отыграться. Кроме того, в Ferrari скорректировали стратегию Райкконена, чтобы помочь Феттелю в ключевой момент гонки.

Выбрав составы Soft и Medium вместо Hard и Medium, в Pirelli надеялись увеличить число пит-стопов, но команды были к этому готовы. Пит-стоп в Монце занимает много времени – 22-24 секунды, так что у них была причина сохранить стратегию одного пит-стопа. В итоге, этот сценарий удалось реализовать, хотя у некоторых гонщиков в конце отрезков резина была на пределе. После взрывов шин в Спа вопрос давления в шинах был одним из ключевых в Монце. Шинники повысили ограничение для команд на минимальное давление в шинах.

Старт с первого ряда в Монце давал Райкконену шанс выиграть Гран При Италии для Ferrari, если бы ему удалось опередить Хэмилтона на старте. У Льюиса было преимущество в полсекунды на круге над Ferrari, но этого могло не хватить, если бы Кими выиграл старт.

К сожалению для финна, он не смог хорошо стартовать и пропустил весь пелотон к первому повороту. Кими отлично провёл гонку и в итоге финишировал пятым, а выбранная Ferrari стратегия помогла ему отыграться.

Считалось, что оптимальная стратегия итальянской гонки – старт на Soft и переход на Medium на 27-м круге. В Ferrari позвали Райкконена в боксы на 28-м круге, что не было оптимальным вариантом – он выехал позади Эриксона и Хюлкенберга и должен был их обгонять. Если бы Кими сменил резину на 26 круге, он вернулся бы впереди этих гонщиков, но почему в Ferrari поступили именно так?

Ответ прост – они использовали Райкконена в борьбе Феттеля с Росбергом. В этой фазе гонки Нико проехал после пит-стопа на шинах Medium восемь кругов и был на две секунды на круге быстрее Райкконена. Феттель сменил резину на 25-м круге и выехал в двух секундах перед Райкконеном. Разница в эти два круга обеспечила Феттелю защиту от Росберга, пока Нико терял время позади финна. Это очень умное решение, свидетельствующее об отличном контроле над ситуацией в Скудерии в сложный момент гонки.

В Ferrari отлично справились со своей работой, доработка двигателя позволила им прибавить 10 сил, машина демонстрировала очень высокую скорость в поворотах. Важный момент – на машине Феттеля износ шин был очень высоким в конце каждого отрезка.

В 2012-м Серхио Перес успешно реализовал обратный вариант стратегии, финишировав вторым после старта на более жесткой резине с 12-го места. В 2014-м такой вариант не сработал, а в этом году Даниэль Риккардо отлично справился, закончив гонку восьмым после старта с 19-го места на свежем комплекте шин Medium.

Как и в Спа, Риккардо отлично стартовал – он отыграл шесть мест на первом круге, оказавшись 13-м уже в начале гонки. Потом он опередил Алонсо, Баттона и Сайнса, поднявшись на десятое место к тому моменту, когда соперники начали проводить пит-стопы.

Риккардо стартовал на более жестком составе Medium, провел длинный первый отрезок и сменил шины на 30-м круге, занимая в тот момент седьмую позицию. Его цель была в том, чтобы на этом отрезке гонки опередить Нико Хюлкенберга и Маркуса Эриксона, который вновь оказался очень быстр за рулём Sauber.

В Red Bull Racing сменили шины Даниэлю на несколько кругов позже оптимального момента, когда он проезжал круги уже в районе 1:30, но команда надеялась на хороший темп в конце гонки.

Здесь весьма интересен баланс, который пришлось искать стратегам между потерей скорости в конце первого отрезка и преимуществом в скорости в конце гонки. Риккардо смог обогнать Эриксона, но ему не хватило времени, чтобы опередить Хюлкенберга.

Если бы ему сменили резину кругом раньше, он отыграл бы ещё 1.5-2 секунды, которых могло хватить, чтобы побороться с Хюлкенбергом за седьмое место. Впрочем, об этом всегда легко говорить после гонки.

Во время пит-стопа в Mercedes осуществили классическую «подрезку», когда Нико Росберг опередил гонщиков Williams за счёт более раннего пит-стопа. Если бы в конце гонки у Росберга не отказал мотор, этот обгон принёс бы ему подиум.

Нико уступил гонщикам Williams на старте гонки, когда всем пришлось объезжать стоящую на месте машину Райкконена. К моменту пит-стопов Росберг сократил отставание, а потом в Mercedes использовали тактику, о которой не могли не знать в Williams – «подрезку», позволяющую выйти вперёд за счёт более раннего пит-стопа.

Росберг сменил резину на 18-м круге, получив свежий комплект шин Medium, потом на его пит-стоп среагировали в Williams, позвав Массу в боксы, но было поздно – оба гонщика Williams оказались позади. Могли ли в Williams действовать иначе и бороться с угрозой «подрезки» со стороны Mercedes и почему не сделали этого?

Ясно, что если бы Масса сменил резину на 18-м круге, он лишил бы Росберга возможности выйти вперёд – если бы Нико сменил резину на том же круге, Фелипе сохранил бы позицию. В Mercedes не стали бы отвечать, что осложнило бы гонку Росбергу, а Боттас мог помочь команде в борьбе за позиции, но в Williams считали, что 18-й круг – слишком ранний для пит-стопа, чтобы оставшийся отрезок до финиша в хорошем темпе проехать на Medium.

Увидев, что Росберг провёл пит-стоп, и оценив его темп на первом секторе, они уже знали, что потеряли позицию, поэтому решили остаться на трассе в надежде отыграться в конце гонки. Масса сменил резину на следующем круге и они понимали, что проиграли позицию, к тому же на пит-стопе не обошлось без заминки.

С одной стороны, было похоже, что они и не вели борьбу с Росбергом, с другой, они всё же реагировали на стратегию Mercedes. На самом деле, это говорит, что в Williams учатся – как в оперативном, так и в стратегическом развитии.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё