Гран При Бельгии: Стратегический обзор

Старт Гран При Бельгии

Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Спа…

Фактор стратегии был одним из ключевых в Гран При Бельгии, Себастьян Феттель и Ferrari пытались проехать дистанцию с одним пит-стопом, но взорвалась шина – по мнению Pirelli, из-за сильного износа. Была ли в этом случае допущена ошибка? Мы проанализируем ключевые стратегические решения, определившие ход гонки.

Неопределённая переменная

Гонка в Спа была одной из тех, где команды стартовали, не имея полной информации о поведении шин на дистанции. В пятницу длинные серии кругов несколько раз прерывались красными флагами, поэтому у них не было точных данных о том, сколько кругов можно проехать на Soft и Medium, и что станет сдерживающим фактором на дистанции – износ или деградация.

В большинстве команд исходили из двух пит-стопов, а некоторые – из трёх, если износ окажется слишком большим. Перед гонкой никто не говорил о возможной стратегии одного пит-стопа.

Феттель против Грожана – план Ferrari

После неудачной квалификации Феттель стартовал только восьмым, но уже на втором круге поднялся на пятое место. Стало ясно, что его соперником по борьбе за подиум станет Роман Грожан, который на девятом круге провёл пит-стоп и опередил Боттаса.

В Ferrari выбрали более длинный первый отрезок, Феттель побывал в боксах на 14-м круге, получив комплект Medium – в команде рассчитывали использовать эту разницу в пять кругов позже по ходу гонки. Таким образом, план в тот момент состоял в том, чтобы поставить Феттелю Soft на коротком финальном отрезке, и он смог бы атаковать Грожана.

С этим планом была одна проблема – в случае выезда автомобиля безопасности в интервале от 19 до 23 круга, он не работал, поскольку соперники, ехавшие до того на Soft, могли перейти на Medium и ехать на них до финиша гонки.

Так и получилось. На 21-м круге был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности (VSC) и стало понятно, что у Ferrari проблемы. Грожан, Перес и Райкконен сменили резину, потратив на это почти вдвое меньше времени, чем по ходу гонки. Обычный пит-стоп в Спа приводит к потере 18 секунд, а пит-стоп в режиме VSC – лишь десяти.

Всё это осложнило жизнь Феттелю, поскольку все гонщики, сменившие резину во время режима VSC, оказались бы впереди, если бы он позже провёл обычный пит-стоп, потеряв на нём 18 секунд. В этом случае, получив комплект Soft, он должен был их обгонять.

Феттель получил комплект Medium всего за семь кругов до объявления режима VSC, так что у него было два варианта – либо отказаться от смены шин, либо поставить другой комплект Medium – Soft бы до финиша не хватило. В этот момент Феттель ехал позади Грожана, так что если бы он сменил резину, как это сделал Грожан, то и остался бы за ним.

В Ferrari приняли верное решение, отказавшись от смены шин в режиме VSC, но расчёты показывали, что в этом случае он почти наверняка финиширует четвёртым, если Грожана не подведёт машина.

Деградация резины приводила к потере 0.18 секунды на круге, так что если бы он перешел на Soft на 35-м круге, получив свежий комплект на последние восемь кругов, то имел бы преимущество более секунды на круге по сравнению с Квятом, прибавьте к этому возможность использования DRS – у него был шанс опередить россиянина, финишировав четвёртым, и такая стратегия была верной.

Но Феттель ехал третьим и обсуждал с командой возможность зацепиться за подиум. Переговоры продолжались, Себастьян спрашивал, нужно ли проводить ещё один пит-стоп – оптимальным для этого был момент примерно за десять кругов до финиша. Да, он потерял бы третье место, но заработал бы 12 очков за четвёртое, что не так уж плохо после старта с восьмого.

Но возможность подняться на подиум, отказавшись от второго пит-стопа, была слишком заманчивой. Ему не повезло с виртуальной машиной безопасности в начале гонки, но могло повезти в конце, ведь вероятность инцидентов на последних кругах в Спа весьма велика, и в команде решили рискнуть – проехать 30 кругов на одном комплекте шин Medium.

В тот момент никто не знал, возможно ли это. В Pirelli предполагали, что ограничивающим фактором станет износ, теоретически шины должны были выдержать около 40 кругов, но никаких фактических данных по этому поводу не было.

Кроме того, Грожан был явно настроен на борьбу, на финальном отрезке его шины были быстрее, позволяя атаковать. Но на предпоследнем круге задняя правая шина на машине Себастьяна взорвалась. В любом случае, увеличение дистанции должно было привести к потере эффективности шин и ухудшению времени на круге, но никак не к взрыву.

Стратегия Red Bull помогает Квяту

Мы не раз обсуждали действия Red Bull Racing и Toro Rosso, которые активно используют стратегию одного пилота, чтобы улучшить шансы другого, и в Спа они продемонстрировали это ещё раз.

Даниэль Риккардо боролся с Серхио Пересом, за счёт агрессивной стратегии с ранним пит-стопом на восьмом круге он вышел вперёд, хотя Серхио ответил пит-стопом на девятом. Позже Перес смог обогнать австралийца на трассе, но вынужденный ранний пит-стоп испортил ему стратегию, что сыграло в пользу Квята, стартовавшего 12-м. Даниил сменил шины на 9-м круге, в команде выбрали длинный второй отрезок, в итоге он оказался впереди гонщиков, стартовавших перед ним.

Это сработало, за счёт стратегии оба гонщика смогли отыграться. Риккардо позже сошел, но Квят финишировал четвёртым ещё и потому, что ранний пит-стоп Риккардо привёл к возникновению проблем у Переса. После ответного раннего пит-стопа Серхио пришлось проехать два неравных отрезка, ближе к финишу резина на его машине потеряла эффективность, и Квят опередил его на более свежих шинах. Force India уступила Red Bull Racing в этой стратегической схватке.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё