Дэвид Култхард: Формула 1 всегда будет опасной

В авторской колонке для BBC Sport бывший гонщик Формулы 1 Дэвид Култхард говорил о смерти Жюля Бьянки и опасности автоспорта…

История Формулы 1 знает немало трагедий, и смерть Жюля Бьянки от травм, полученных во время Гран При Японии в октябре прошлого года, напомнила нам, что опасность рядом.

За два прошлых десятилетия мы привыкли, что гонщики самостоятельно покидают машины даже после самых серьёзных аварий, как с Робертом Кубицей в Канаде’07 или Марком Уэббером в Валенсии’10. Это стало следствием масштабной работы по повышению безопасности после ужасных событий 1994 года в Гран При Сан-Марино, где погибли Айртон Сенна и Роланд Ратценбергер. Это стало призывом к действию.

Любой серьёзный инцидент становится поводом для последующего анализа, трагическая авария Жюля Бьянки тоже позволила Формуле 1 сделать выводы. Причиной стало стечение обстоятельств. Жюль вылетел в зоне действия двойных желтых флагов – это самое серьёзное предупреждение об опасности, кроме остановки гонки – и врезался в тяжелый трактор, эвакуирующий другую машину, поэтому последствия оказались столь серьёзными.

Ещё более необычные обстоятельства сопровождали другой инцидент, самый серьёзный по последствиям между авариями Сенны и Бьянки – когда в шлем Фелипе Массы в Венгрии’09 врезалась пружина, оторвавшаяся от другой машины.

В обоих случаях выводы были сделаны. Конструкция шлемов изменилась после аварии Массы, а после аварии Бьянки была усилена защита кокпита и введён режим виртуальной машины безопасности.

Бьянки получил травмы, столкнувшись с трактором, эвакуировавшим другую машину. Процедура соответствовала принятым в тот момент правилам, но Жюль потерял контроль над машиной и вылетел с трассы. В зоне действия желтых флагов гонщики сами решают, насколько им сбросить скорость, чтобы избежать риска, а в случае виртуальной машины безопасности задаётся фиксированное значение, которое нужно соблюдать.

Полностью устранить опасность нельзя. В определённых условиях и 80 км/ч достаточно, чтобы попасть в аквапланирование и вылететь с трассы.

Очевидно, что самое незащищенное место – голова гонщика, в последние годы активно обсуждался вопрос закрытых кокпитов, в FIA рассматривали разные варианты, но все они имели свои недостатки. Но главная проблема – нарушение традиций спорта, машины Формулы 1 всегда были с открытым кокпитом. Это как в боксе, где любителям можно защищать голову специальным шлемом, а профессионалы выходят на ринг с открытой головой.

Все в Формуле 1 понимают риск и опасность этого спорта. И хотя между трагедиями Сенны и Бьянки гонщики в Формуле 1 не погибали, в других сериях произошло несколько инцидентов со смертельным исходом.

Опасность – неотъемлемая часть жизни, вы можете выбрать более или менее опасную профессию, но все, кто садится за руль гоночной машины, знают, что это связано с риском.

Я получил возможность дебютировать в Формуле 1 из-за смерти Сенны – я заменил его в Williams. Я никогда не забывал об этом, но нашел для себя тот баланс между риском и удовольствием от гонок, который меня устраивал. Точнее – удовольствие от борьбы и радость работы с командой перевешивали для меня возможные опасности, но я подозреваю, что примерно так живут 99% обычных людей. Все мы знаем, что однажды умрём, но не анализируем каждый свой шаг в поисках скрытой опасности.

Автоспорт опасен – это написано на каждом билете. Опасность касается всех. За то время, что я выступал в Формуле 1, погибли два маршала – они находились за защитным барьером на «безопасном» участке, но получили травмы из-за обломков машин. Это касается и зрителей. Делается всё, чтобы их защитить, но когда гонщики атакуют на скоростях за 300 км/ч, всякое может случиться.

Именно поэтому на каждом билете написано «автоспорт опасен», но это не просто констатация факта. В спорте постоянно ищут возможность снизить степень риска. Машины должны пройти строгие краш-тесты, прежде чем будут допущены на трассу. Для всех ключевым является именно вопрос безопасности. Даже среди инженеров, для которых главное – скорость и эффективность машин, я не знаю ни одного, кто мог бы пожертвовать безопасностью ради скорости.

Каждый в Формуле 1, начиная с Берни Экклстоуна, понимает безусловный приоритет безопасности. За 21 год, что я причастен к миру Формулы 1, безопасность значительно улучшилась, настолько, что некоторые даже спрашивали – не стала ли Формула 1 слишком безопасной?

На 41-м круге Гран При Японии Жюль Бьянки врезался в трактор, эвакуирующий машину Адриана Сутила. Это произошло на одной из трасс старой школы, в сложных условиях – под дождём, на закате солнца в слепом повороте.

На более современных трассах с широкими зонами безопасности риск не так велик, но любой гонщик скажет вам, что гоняться там не так интересно как в Сузуке. Вовсе не потому, что кто-то из них хотя бы на мгновение может допустить, что риск смерти должен быть частью вызова – просто последствия ошибок там более серьёзные. В случае вылета вы не спокойно возвращаетесь на трассу, а можете разбить машину, попасть в аварию. В рулетке можно поставить 50 пенсов, а можно – 50 тысяч фунтов, разница в ощущениях будет весьма велика.

Чем больше вызов и выше ставка, тем приятнее победа – в этом противоречии суть Формулы 1.

Текст: . Источник: BBC Sport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё