Гран При Монако: Стратегический обзор

Старт Гран При Монако

Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Монте-Карло…

Гран При Монако часто сопровождается противоречивыми ситуациями, и этот год не стал исключением, поскольку за 12 кругов до финиша Льюис Хэмилтон упустил верную победу из-за решения команды провести ещё один пит-стоп.

Это им дорого обошлось, и такую ошибку можно сравнить с ситуацией, происшедшей на Гран При Абу-Даби 2010 года, когда в Ferrari неудачно позвали Фернандо Алонсо в боксы, в результате чего он лишился шансов на титул.

В Формуле 1 по ходу каждой гонки принимаются сотни решений, но порой единственная ошибка, допущенная стратегами команды, может стать главной темой разговоров. Как обычно, мы предлагаем детальный и объективный анализ событий, объясняющий, что именно пошло не так, но также рассмотрим и другие интересные решения, которые принимались в Монако.

Цена ошибки

Льюис Хэмилтон после финиша Гран При Монако

Pirelli предложила новую версию состава SuperSoft, менее подверженную износу, поэтому изначально предполагалось, что гонка пройдёт с одним пит-стопом. Некоторые команды прикидывали, что могут проехать все 260 км дистанции на единственном комплекте более жёстких шин, если бы это допускалось правилами.

Это позволило Toro Rosso пойти на риск, когда Карлос Сайнс был оштрафован FIA за то, что во время квалификации пропустил обязательную процедуру взвешивания, и ему пришлось стартовать с пит-лейн.

Его команда провела ранний пит-стоп на 12 круге, избежав особых позиционных потерь, после чего в полной мере воспользовался ситуациями, когда соперники останавливались в боксах или сходили с дистанции, что позволило ему финишировать 10-м. При этом на комплекте шин Soft Карлос без проблем преодолел 66 кругов.

Столь высокая износоустойчивость этого состава вызывает закономерные вопросы, почему Mercedes и Льюис Хэмилтон решили провести поздний пит-стоп, что стоило чемпиону мира победы. Не было ни особой деградации резины, ни её износа, и соответственно не было никакой необходимости её менять. Комплект Soft он поставил довольно поздно, на 38 круге, так что спокойно доехал бы до финиша.

Потом Хэмилтон признал, что по ходу гонки, пытаясь понять, как складывается ситуация, и посматривая на экраны, установленные по сторонам трассы, он увидел, что механики Mercedes вышли на пит-лейн, хотя на самом деле это стандартная практика, когда выезжает автомобиль безопасности.

Ему показалось, что из-за шин могут возникнуть проблемы на рестарте, поэтому хотел избежать риска на случай, если соперники, ехавшие позади, решат перейти на SuperSoft. Сначала, когда он попросил провести пит-стоп, в команде сказали, чтобы он оставался на трассе, но в последний момент изменили решение.

Проблема в том, что в решающий момент перед тем, как позвать Льюиса в боксы, стратеги Mercedes не уследили за изменением интервалов между машинами. Хотя Тото Вольфф уверял, что это была уникальная ситуация, поскольку в Монако не работает GPS, на самом деле там действует дублирующая система так называемого «счисления координат», основанная на том, что вдоль трассы проложены транспондеры, и синхронизация происходит в момент, когда машина проезжает мимо маршальского поста – на кольце длиной 3,37 км таких постов 19. Поэтому у команд есть достаточно чёткие представления о том, где находятся машины, и информация об интервалах между ними постоянно обновляется.

Всё пошло не так, когда Льюис догнал автомобиль безопасности на участке между поворотами Mirabeau и Tabac, на котором потерял 9 секунд по отношению к Нико Росбергу. В районе площади Казино его отрыв составлял 26,802 секунды, но к Tabac сократился до 18,062 секунды. Ещё две секунды Хэмилтон потерял в районе бассейна между поворотом Tabac и въездом на пит-лейн.

Крайне сложно производить точные расчёты по ходу изменяющейся ситуации, пытаясь сделать поправку на факторы, которые находятся вне твоего контроля, в данном случае, это скорость движения автомобиля безопасности по отношению к темпу машин Росберга и Феттеля, двигавшихся в некотором отдалении.

Сейфти-кар, за которым ехал Хэмилтон, ехал с меньшей скоростью, чем должны были поддерживать в этой ситуации гоночные машины, поэтому Росберг и Феттель сокращали отставание. Так что если на 65 круге Льюис лидировал с преимуществом в 26 секунд, то к моменту когда он свернул на пит-лейн, его отрыв сократился примерно до 15-ти. На пит-стопе в Монако теряется порядка 22 секунд, но когда на трассе находится автомобиль безопасности, то можно уложиться в 15, поскольку машины едут медленнее.

Когда Хэмилтон приближался к повороту Rascasse и к точке, до которой ещё можно свернуть в боксы, он потерял ещё две или три секунды, что и стало решающим моментом: команда должна была видеть, что отрыв становится критически маленьким для проведения пит-стопа, но когда на принятие решения оставались доли секунды, была допущена роковая ошибка: Льюису разрешили ехать в боксы.

Хэмилтон не просто хотел выиграть гонку в Монако – он хотел победить с явным преимуществом и после финиша сказал о напарнике так: «Я бы его уничтожил». Именно такой была его цель в этот уик-энд, и вполне возможно, как раз поэтому он и захотел перейти под конец гонки на свежий комплект SuperSoft, когда ход Гран При был прерван появлением автомобиля безопасности.

На мягкой резине он мог бы к финишу довести преимущество до 30 секунд. Так что не стоит недооценивать его роль в том, что команда приняла решение о пит-стопе на 65 круге, однако последнее слово оставалось за стратегами, а они не ориентировались в данных о точной величине интервалов между машинами и упустили из внимания тот факт, что за сейфти-каром Хэмилтон ехал медленнее, чем должны были ехать машины в этот период.

Страх Ferrari

Себастьян Феттель на трассе Гран При Монако

Другой причиной спорного решения команды провести второй пит-стоп были опасения Mercedes насчёт Ferrari, что кажется удивительным, учитывая насколько большой отрыв создал Хэмилтон от своих преследователей. В чемпионской команде боялись, что если Феттель остановится в боксах, чтобы получить свежий комплект SuperSoft, когда на трассе был автомобиль безопасности, на рестарте он будет атаковать обоих пилотов Mercedes, у которых возникнут проблемы со сцеплением с трассой, поскольку шины остынут, когда скорость позади сейфти-кара снизится, и давление в них упадёт. Такая вероятность была, хотя и минимальная: Риккардо провёл пит-стоп на том же круге, что и Хэмилтон, получил мягкие шины и обогнал Райкконена, так что это было возможно.

Ферстаппен сделал нечто подобное на 46-м круге – перешел на SuperSoft, после чего опередил напарника, Карлоса Сайнса, и гонщика Williams Валттери Боттаса. Он также пытался обогнать и Грожана, однако всё закончилось аварией. Но опасения Mercedes оказались напрасными, ведь, например, тот же Хэмилтон после смены шин не смог обогнать Феттеля.

На предыдущем этапе чемпионата, в Испании, Mercedes доминировала, не беспокоясь, что Себастьян будет их атаковать на одной из стадий гонки. Однако после поражения в Малайзии в Mercedes периодически демонстрировали некую тревогу по поводу Ferrari, что подтвердилось и в Монако – к удивлению стратегов других команд, учитывая, что в начале злополучного 65-го круга Хэмилтон лидировал с преимуществом в 25 секунд.

В суматохе после аварии Ферстаппена и Грожана Льюис увеличил отрыв на шесть секунд, который на предыдущем круге составлял 19,196 секунды. Но, как мы видели, его преимущество быстро растаяло.

Ферстаппен и Сайнс отличились по-разному

Авария Макса Ферстаппена

Поворотным моментом гонки стала авария Макса Ферстаппена, который на высокой скорости зацепил Lotus Романа Грожана, пытаясь использовать преимущества новых шин SuperSoft. Интересно, что в Toro Rosso выбрали разные стратегии для своих пилотов.

Ферстаппен перешел на свежий комплект более мягких шин на 46-м круге, чтобы получить возможность атаковать. Дело в том, что он потерял полминуты на медленном первом пит-стопе и пытался отыграть потерянное время. В начале гонки Пастор Мальдонадо, сбавивший темп из-за проблем с тормозами, разделил среднюю группу гонщиков, но Ферстаппен продемонстрировал скорость, которая позволила сократить отставание от Серхио Переса. Потеряв время и позиции на трассе, он атаковал и остановился во второй раз, чтобы получить новый комплект более мягких шин, поскольку в Toro Rosso пытались вернуть его в первую десятку.

Он достаточно легко опередил и напарника, и Боттаса, но его цель была в том, чтобы вернуться туда, где вели борьбу Баттон и Наср. Мысль была правильной, однако он не успел среагировать, когда Грожан затормозил перед поворотом. Максу не повезло, хотя до этого он проводил яркий уик-энд.

На контрасте с ним интересно посмотреть на Карлоса Сайнса. При всей несомненной скорости, Сайнс старается добывать результаты, действуя более спокойно, тогда как у менее опытного Макса Ферстаппена не всегда получается эффективно использовать свои скоростные возможности.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё