Мика Хаккинен вспоминает Гран При Монако 1998 года

Джанкарло Физикелла, Мика Хаккинен и Эдди Ирвайн на подиуме Гран При Монако, 1998 год

В своем блоге на сайте McLaren Мика Хаккинен рассказал об особенностях трассы в Монако и вспомнил свою победу на улицах княжества в 1998-м…

Мика Хаккинен: «Сейчас я не слишком часто приезжаю на Гран При, однако никогда не пропускаю гонку в Монако. Во-первых, трасса находится буквально за порогом моего дома – паддок всего в нескольких минутах езды на скутере от моей квартиры. Во-вторых, это действительно фантастическое событие.

Хотя этап в Монако – самый известный в Формуле 1 из-за всего этого блеска и гламура, гонка тоже всегда привлекала мое внимание. Сейчас она вызывает у меня практически такой же интерес, как и в те годы, когда я сам гонялся. Люди обычно спрашивают, что нужно для победы в Монако. Поскольку я побеждал на этой трассе, то могу дать ответ на этот вопрос – успешная квалификация.

Эта трасса непохожа на остальные – узкая, извилистая, неровная, с большим числом кочек, окруженная отбойником по всему периметру. Другими словами, здесь практически нет зон безопасности. Таким образом, чтобы добиться успеха в Монако, нужно избегать контактов с барьерами, которые не прощают ошибок.

Одновременно с этим нужно быть быстрым, максимально использовать ширину трассы, чтобы проходить повороты как можно ближе к стальным отбойникам. Когда вы на быстром круге, например, в квалификации, то должны использовать всю ширину трассы на входе в поворот, в апексе и на выходе, оставляя не задействованными только последние пять сантиметров асфальта. Для этого требуется максимальная точность, непоколебимая уверенность в своих силах и настоящая отвага.

При этом, как и на всех городских трассах, в четверг во время первых тренировок асфальт грязный и скользкий, поскольку покрыт пылью и масляной пленкой. Тем не менее, с каждым днем, с каждым часом, уровень сцепления колес с трассой постоянно растет. Необходимо предвидеть изменение состояния асфальта, с каждым кругом атакуя все сильнее. Это сложно сделать правильно не только с физической, но и психологической точки зрения. Вы должны поверить, что действительно сможете ещё быстрее проехать этот поворот, чем 80 секунд назад.

Помимо этого, в современной Формуле 1 знание трассы в Монако дает более заметное преимущество, чем на любом другом этапе чемпионата. Вы должны хорошо изучить не только каждый поворот и каждый изгиб, но также каждую неровность, ямку, поребрик и белую линию. Я часто ходил пешком по трассе, и не только в преддверии Гран При.

Впервые принял участие в Гран При Монако в 1991-м, но та гонка сложилась не лучшим образом – я сошел за 14 кругов до финиша из-за утечки масла на моей Lotus-Judd. В следующем 1992 году гонка прошла не лучше – на Lotus-Ford отказала коробка передач незадолго до середины дистанции.

Я пропустил гонку в 1993-м, поскольку был тест-пилотом McLaren, но в 1994-м оценивал свои шансы более оптимистично. Я пробился в первый стартовый ряд, показав на McLaren-Peugeot второе время и уступив только Михаэлю Шумахеру на Benetton-Ford. Однако в день гонки на первом круге во время торможения в первом повороте мою машину задел Деймон Хилл – гонка для меня закончилась, едва начавшись. Я был невероятно расстроен.

В 1995-м я был не столь быстр в квалификации и показал только шестое время за рулем McLaren-Mercedes. Я вновь не смог финишировать, сойдя с дистанции из-за отказа двигателя за восемь кругов до финиша.

Впервые я заработал очки в Монако в 1996-м, только с пятой попытки, но даже тогда попал в аварию за пять кругов до конца. Однако из-за того, что в той гонке только четыре машины добрались до финиша, я был классифицирован шестым. В 1997-м я квалифицировался восьмым, однако гонка вновь получилась короткой – Деймон Хилл на своей Arrows-Yamaha столкнулся со мной на втором круге, после чего мы оба сошли.

В начале 1998 года я опасался, что меня буквально сглазили в Монако, однако в том году у McLaren-Mercedes была потрясающая машина MP4-13, и я выиграл три из первых пяти гонок сезона. Когда Формула 1 приехала на шестой этап сезона, я был полон решимости успешно провести уик-энд в средиземноморском княжестве.

Поскольку обгоны на этой трассе были и остаются практически невозможными, мне очень хотелось сделать всё, чтобы завоевать поул. Я чувствовал, что такой результат возможен, поскольку, как уже говорил, наша машина была невероятно конкурентоспособной. Однако мой напарник Дэвид Култхард всегда был очень быстр в Монако, и начал демонстрировать свою фирменную скорость уже на тренировках.

До сих пор я очень хорошо помню события той квалификации, хотя прошло уже 17 лет. К нашему удивлению, первым высокую скорость показал Джанкарло Физикелла на Benetton. Я всегда считал его гонщиком с потрясающим природным талантом. В тот день было очевидно, что он получает удовольствие от пилотирования: создавалось впечатление, что он пилотирует карт, а не машину Формулы 1.

В конце концов мы с Дэвидом взяли ситуацию в свои руки. Асфальт постоянно покрывался слоем резины, и трасса становилась быстрее с каждым кругом. Я показал лучшее время, но затем Дэвид превзошел мой результат. Я сделал глубокий вдох и следующий круг проехал еще быстрее, но Дэвид вновь смог отыграть десятую, отодвинув меня с верхней строчки.

Во время подготовки к заключительному быстрому кругу атмосфера в боксах McLaren была напряженной. Дэвид показал потрясающее время, 1:20.137 секунды, после чего настала моя очередь. У меня был только один комплект шин, поэтому я понимал: сейчас или никогда.

Я сидел в машине с закрытыми глазами и мысленно готовился к кругу. Я знал, как проехать быстрее, но для этого нужно было атаковать на пределе на всех участках, при этом не было ни единого шанса на ошибку. Я чувствовал нервное напряжение, но готов признать, что иногда это необходимо, ведь это говорит о выбросе адреналина, а значит, вы в максимальном тонусе…

Во время решающего квалификационного круга я все сделал правильно. Последние несколько поворотов преодолевал, как в тумане, но помню, что прошел их на максимуме. Вы всегда должны атаковать в конце квалификационного круга – пилотировать настолько быстро, насколько это возможно, выжать из машины всё. Согласитесь, что причин экономить резину в такой ситуации уже нет. После пересечения финишной черты секундомер показал 1 мин. 19,798 секунды. Я завоевал поул, на 0,339 секунды превзойдя лучшее время Дэвида.

Я был в восторге, но при этом испытал облегчение. Как я уже говорил, Дэвид всегда блестяще выступал в Монако, и я знал, что должен проехать действительно хороший круг, чтобы завоевать поул. На следующий день я был полон решимости добиться победы. Я нервничал по пути на стартовую решетку, но больше всего хотел хорошо стартовать.

К счастью, мне это удалось: я первым вошёл в 1-й поворот, но Дэвид ехал вплотную за мной. Носовой обтекатель его машины был в нескольких метрах от моей коробки передач, и я понимал, что всю гонку от него будет исходить угроза. Я атаковал изо всех сил, но Дэвид всегда ехал следом. Я проехал несколько поворотов настолько быстро, насколько мог. Затем взглянул в зеркала заднего вида: он по-прежнему был за мной – это выглядело пугающе.

На отрезке между 4-м и 12-м кругами мы с ним не меньше 12-ти раз показывали лучшее время: оба пилотировали на пределе. Однако на 18-м круге Дэвид внезапно пропал, в зеркалах я его больше не видел – оказалось, что на его машине возникли проблемы с двигателем. После этого прессинг снизился, и я выиграл с 11-секундным преимуществом над Джанкарло, который проводил прекрасный уик-энд и финишировал вторым, на полминуты опередив пилота Ferrari Эдди Ирвайна.

Когда я приехал в закрытый парк и вышел из машины, то почувствовал настоящую радость – я выиграл Гран При Монако! Но ещё важнее то, что я чувствовал гордость за всех сотрудников McLaren-Mercedes, за всех, кто сконструировал, собрал и подготовил потрясающую гоночную машину. И сейчас я благодарю их вновь, семнадцать лет спустя.

Вечером того же дня, уставший, но довольный, я думал: "Мика, ты выиграл Гран При Монако. Не каждому гонщику удавалось это сделать. Тебе вполне по силам стать чемпионом мира. Да, ты в самом деле можешь. Иди и добейся этого!». И я это сделал, но это уже другая история, которую я расскажу в другой раз».

Текст: . Источник: пресс-служба McLaren
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё