Дэвид Култхард о том, как изменить Формулу 1

Дэвид Култхард

В авторской колонке для BBC Sport бывший гонщик Формулы 1 Дэвид Култхард рассказал о своих предложениях по поводу перемен в регламенте...

Дэвид Култхард: «Гонки в Испании никогда не были самыми интересными в календаре, поэтому прошедший Гран При возродил дебаты о необходимости перемен. Сейчас это главная тема для обсуждений – команды проведут встречу на этой неделе, где обсудят изменения в регламенте на сезон 2017 года. У меня нет готового рецепта, но есть некоторые соображения по этому поводу – я выделю области, в которых мы можем стать лучше.

Скорость

На мой взгляд, нынешняя эра Формулы 1 должна быть самой скоростной в истории, благодаря технологическим достижениям. Мы привыкли, что с годами мобильные телефоны весят все меньше, имеют больше функций и более эффективную батарею. Установлен новый рекорд в беге на 100 метров, человечество все дальше осваивает космос, но машины Формулы 1 сейчас на несколько секунд медленнее, чем десять лет назад.

Причин множество. Нет конкуренции производителей резины, запрещены дозаправки, скорости снижены по соображениям безопасности. Некоторые утверждают, что машины не могут ехать все быстрее и быстрее, поскольку в конечном счёте станут слишком быстрыми для современных трасс, но я в этом не уверен.

Посмотрите на Монако – трассу, где пройдет следующая гонка. Мы гоняемся здесь с 1920-х и будем гоняться до тех пор, пока машина не перелетит через ограждение и не окажется на одной из трибун. Надеюсь, этот день никогда не наступит, но когда ребенок делает первые шаги и падает, родители понимают, что не смогут уберечь своих детей от всех опасностей, которые подстерегают их в жизни.

Конечно, недопустимо снижать безопасность машин, но можно шире использовать современные технологии. Риск неизбежен, когда гонщики ведут борьбу на скорости 200 миль в час. И я считаю, что это одна из фундаментальных основ Формулы 1. При виде машин болельщики должны восклицать: «Ничего себе! Вы видели, какие они быстрые?».

Гонщики не говорят об этом публично, но я знаю, что они немного разочарованы современной Формулой 1, поскольку машины стали медленнее по сравнению с предыдущими годами. Пилоты могут гоняться и на более высоких скоростях. Посмотрите запись прохождения третьего поворота в Барселоне с камеры на машине. Пилоты должны проходить этот поворот на пределе, на грани вылета, как несколько лет назад, но сейчас этого нет.

На днях я вспоминал Гран При Франции 2000 года. Я выиграл ту гонку, но по ходу дистанции жестикулировал в адрес Михаэля Шумахера, поскольку был раздражен его пилотированием. В том году машины выглядели очень быстрыми. Конечно, Формула 1 и сейчас быстра, но разница между прошлым и настоящим довольно заметная.

Шины

Мы редко публично слышим подобные вещи, но всем без исключения в Формуле 1 не нравится конструкция и составы нынешнего поколения резины. Люди негативно относятся к Pirelli. Маловероятно, что это можно назвать хорошим PR. Я не сомневаюсь, что если бы стояла такая задача, в Pirelli смогли бы сделать более быстрые шины.

Руководители Формулы 1 не хотят шинных войн между производителями, но я не понимаю почему. В конце концов, мы же видим войны между производителями шасси и двигателей. Поскольку пока нет полного запрета на тесты и ограничений на бюджеты, нет причин, что шинные войны существенно повлияют на рост расходов. Очевидно, что резина – одна из причин дефицита обгонов в современной Формуле 1. Шины очень чувствительные, поэтому по ходу дистанции приходится предельно внимательно следить за их износом.

Когда я комментирую гонки, мне бывает очень трудно скрыть раздражение, когда пилоты Mercedes внезапно начинают ехать на секунду быстрее, если им это необходимо. Мои знакомые гонщики, выступающие в серии WEC на шинах Michelin, говорили мне, что могут атаковать на каждом круге на протяжении всех 24 часов Ле-Мана. При этом иногда они используют только один комплект резины на двух или даже трех 45-минутных отрезках.

Так было и в Формуле 1, когда я выступал в чемпионате. Единственная возможность не атаковать была только на финальном отрезке гонки, имея 20-секундное преимущество над преследователем. Теперь все наоборот. Число кругов, которые во время гонки пилоты проезжают на пределе, предельно мало. Иногда они вообще не атакуют в полную силу. В итоге, снизились шансы на ошибку, вылетов стало меньше, но ведь ошибки – тоже часть шоу.

Физические нагрузки

Не так давно в Формуле 1 пилоты испытывали серьезные физические нагрузки, но ситуация изменилась. Большинство людей не смогут пилотировать современную машину Формулы 1, однако гонщики – первоклассные атлеты, поэтому для них выступление за рулем нынешнего поколения машин не представляет проблем. Когда вы видели, как после финиша Айртон Сенна или Найджел Мэнселл с трудом стояли на ногах, это свидетельствовало не о том, что у них плохая физическая форма, а о том, что машиной очень сложно управлять.

В современной Формуле 1 одна из причин снижения скорости, помимо шин, отсутствие дозаправок. С полным баком машина управляется по-другому, не так быстро, поэтому пилотам не так интересно. Во времена Сенны и Мэнселла не было дозаправок, за исключением 1993 года, однако машины все равно было тяжело пилотировать физически.

Важно, чтобы гонщики получали удовольствие от своей работы и чувствовали вызов. Если машины быстры и сложны в пилотировании, гонщики излучают энтузиазм при общении с инженерами, командами и прессой. Мы восхищаемся теми, кто ходит по канату между крышами небоскребов, поскольку в случае падения канатоходца ждет верная смерть. Мы не хотим, чтобы он упал, но сама вероятность делает зрелище интересным. Если бы он шел по белой линии на асфальте, никто бы это не стал смотреть. Людям нравится смелость, но этот фактор был убран из Формулы 1.

Аэродинамика

Во время Гран При Испании было удивительно слушать Льюиса Хэмилтона, который говорил команде, что не может приблизиться к Ferrari Себастьяна Феттеля, чтобы обогнать его. Эту проблему можно решить за счет аэродинамики.

Возможно, стоит найти решение, позволяющее добиться большей прижимной силы от днища. В IndyCar же нашли способ, иначе гонщики не смогли бы преследовать друг друга вплотную на овалах. И нужно отказаться от DRS – это искусственная система.

Эстетика

Команды и FIA рассматривают возможность сделать машины Формулы 1 шире, чтобы они были такими же, как и до 1998 года. Еще тогда я считал, машины шириной 2 метра выглядят лучше машин шириной 1,8 метра. Мое мнение с тех пор не изменилось.

Вспомните историю серийных машин: некоторые выглядят красиво, некоторые – ужасно. Некрасивые машины со временем выглядят только хуже, а красивые до сих пор радуют глаз. Фундаментальные принципы, определяющие внешнюю привлекательность, остаются неизменными. Не случится ничего плохого, если мы вспомним прошлый опыт и возьмем из него все лучшее».

Текст: . Источник: BBC Sport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё