Гран При Бахрейна: Стратегический обзор

Старт гран При Бахрейна

Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Бахрейне…

Гран При Бахрейна не только стал пока лучшей гонкой текущего сезона, но и отличным примером влияния стратегии на результат в современной Формуле 1. Чередование машин Mercedes и Ferrari на двух первых рядах стартового поля обещало увлекательную дуэль стратегов – своеобразную скоростную партию в шахматы, итоги которой позволяют судить о том, чего ждать в оставшихся гонках сезона.

Кими Райкконен финишировал вторым, но мог ли он выиграть гонку? Почему Себастьяну Феттелю дважды удалось опередить Нико Росберга за счёт более раннего пит-стопа? Мы постараемся ответить на эти вопросы.

Ожидания перед гонкой

Было очевидно, что в большинстве команд проедут дистанцию с двумя пит-стопами, но некоторые пилоты, стартующие позади, могли использовать более рискованную стратегию. К примеру, для Мальдонадо команда выбрала три пит-стопа, но полученный штраф помешал её реализовать.

Второе и четвёртое место на старте вынуждали Ferrari рисковать в попытке навязать борьбу Mercedes – в Скудерии разделили стратегию пилотов, чтобы повысить свои шансы, но в Mercedes были к этому готовы.

Мог ли Райкконен выиграть гонку за счёт иной стратегии?

Многих интересует, смог бы Кими выиграть гонку, если бы догнал в конце Льюиса Хэмилтона. Очевидно, в Ferrari не могли знать, что у Льюиса возникнут проблемы с тормозами на последних кругах, но что если бы Кими провёл пит-стоп на несколько кругов раньше, когда он потерял темп на изношенных шинах?

Хороший вопрос. Вероятно, машина Райкконена была самой быстрой в этой гонке, но у него было две проблемы: он стартовал только четвёртым – ему пришлось отыгрывать позиции, кроме того, на первом отрезке он потерял время, когда не смог опередить напарника.

На старте Кими обогнал Росберга, но три круга спустя потерял позицию. Это был первый обгон Нико машин Ferrari в гонке – ещё дважды он опережал Феттеля.

Как только ситуация на первом отрезке стабилизировалась, Райкконен понимал, что может ехать быстрее, если окажется впереди Феттеля – он сказал об этом команде, но в Скудерии сохранили порядок пилотов, пока Феттель не отправился на ранний первый пит-стоп, в надежде опередить Росберга.

Райкконен остался на трассе – его стратегия была противоположной стратегии Феттеля, и получил комплект шин Medium на втором отрезке, чтобы перейти на Soft на коротком последнем и попробовать атаковать Mercedes. Всё получилось даже лучше, чем ожидалось – Кими демонстрировал отличный темп и на Medium – на втором отрезке он был быстрее Феттеля и Росберга, а с Хэмилтоном ехал примерно на одной скорости, хотя все трое его соперников в тот момент использовали Soft.

Ключевой вопрос – не слишком длинным ли был для него второй отрезок, ведь в конце он потерял в темпе. Возможно, команде стоило позвать его в боксы кругом раньше, но это бы не имело серьёзного влияния на результат. Если бы он получил Soft раньше, то разница в эффективности шин у него и у Росберга к моменту их поединка была бы немного другой.

Если бы Кими догнал Росберга на круг-два раньше, то разницы в скорости ещё не было бы достаточно для обгона. Должны были совпасть оба фактора – один потерял темп из-за износа более жестких шин, а другой был очень быстр на более мягких.

Кими быстро догнал Росберга и провёл за ним три круга до того момента, когда вышел вперёд после проблем с тормозами на машине Нико. Кими было неприятно потерять секунду или две в конце второго отрезка, но в итоге более поздний пит-стоп обеспечил ему преимущество в скорости на последних кругах, что сыграло решающую роль. Вероятно, в Ferrari сменили ему резину всё же на круг позже идеального момента, но Райкконен не был уверен, что выбор Soft – оптимальный, и в команде решили провести пит-стоп кругом позже, чтобы он чувствовал себя увереннее.

Таким образом, вовсе не выбор времени для пит-стопа лишил его шансов на победу. Но что же тогда? Возможно, два других фактора. Прежде всего – стартовая позиция. Если бы Райкконен стартовал вторым, вместо Феттеля, то с его темпом в гонке всё могло сложиться иначе. Кроме того, если бы в Ferrari позволили ему опередить Феттеля на восьмом круге, то он бы скорее поднялся на вторую позицию и мог побороться за победу.

В Mercedes позволили Феттелю «подрезать» Росберга?

Одна причина, по которой в Ferrari не позволили Райкконену опередить Феттеля – попытка отыграть позицию за счёт более раннего пит-стопа – «подрезки». Некоторые считают, что в данном случае Феттеля принесли в жертву, чтобы облегчить задачу Райкконену, ведь в Mercedes вынуждены были сосредоточиться на том, чтобы отбить эту атаку.

В Mercedes знали, что «подрезка» состоится – они ждали её на 12-м круге, но в Ferrari действовали не столь агрессивно, поскольку у них не было достаточного отрыва от Переса – пришлось ждать до 13-го.

В этой ситуации лидер дуэли всегда находится в невыгодной ситуации. Гонщик, идущий позади, может свернуть в боксы, получить свежий комплект резины и атаковать на круге выезда из боксов, отыграв около 2.5 секунд за счёт разницы в эффективности свежих и изношенных шин. Кругом позже лидер заедет в боксы, реагируя на действия соперника, но если тот всё сделал верно, позиции поменяются – бывший лидер окажется догоняющим. Феттель сменил резину на 13-м круге и оказался впереди с преимуществом в 1.8 секунды. Но если бы Росберг сам провёл пит-стоп на 13-м круге, он был бы более уязвим для атаки в конце дистанции, поскольку ему пришлось бы проехать больше кругов на оставшихся комплектах резины.

Но у «подрезки» есть и негативный момент. Чтобы выиграть позицию, гонщику приходится серьёзно атаковать на круге выезда из боксов, что приводит к перегреву резины и ускоряет её износ. Кроме того, во время этой атаки полностью расходуется заряд ERS, что делает гонщика уязвимым для атаки на следующем круге, поскольку у того, кто вернулся позади, свежая резина и заряженная батарея ERS, которую можно израсходовать на прямой. Эту игру в кошки-мышки ведут стратеги команд во время гонки.

Этот сценарий и воплотился на 15-м круге, когда Росберг опередил Феттеля на прямой, прямо позади выехавшего из боксов Хэмилтона. Нико использовал заряд ERS, пока Феттель восстанавливался после атаки на быстром круге.

В Mercedes допустили ошибку, которая позволила Феттелю опередить Росберга на пит-стопе – замена шин продолжалась на 0.8 секунды дольше оптимального значения, а стратеги не добились необходимого отрыва от Себастьяна, чтобы обезопасить гонщика от атаки. Но Росберг смог компенсировать эти ошибки, опередив Себастьяна на трассе.

Вторая «подрезка» прошла по иному сценарию. У Mercedes не было выбора, они были вынуждены оставить Росберга на трассе, когда Феттель провёл второй пит-стоп, чтобы не рисковать победой Хэмилтона, на которую в команде в тот момент уже сделали ставку. Феттель сменил резину на 32-м круге, и для Хэмилтона оптимальный момент для пит-стопа наступал на 33-м, поэтому в команде сначала обслужили Льюиса, а Росберга – кругом позже. Они должны были сменить резину Льюису сразу после того, как это сделал Феттель, чтобы не потерять преимущество в случае выезда автомобиля безопасности или другого инцидента. Любая команда в такой ситуации поступила бы так же.

В итоге Феттель вновь опередил Росберга на пит-стопах, но, к счастью для Mercedes, он ошибся, широко вышел из поворота и повредил переднее антикрыло, что вывело Себастьяна из борьбы после вынужденной замены.

После этого Себастьян оказался позади Валттери Боттаса, использовавшего оптимальную стратегию с пит-стопами на 14 и 34 круге. Феттель не смог опередить финна и финишировал пятым.

Если бы Себастьян не повредил антикрыло, мог возникнуть интересный момент в борьбе c Райкконеном, который был быстрее за счёт более мягких шин.

Чего ждать дальше?

Гонка в Бахрейне подтвердила, что у Ferrari очень конкурентоспособная машина, отличные стратеги и сильный технический состав, получивший мандат от руководства команды действовать агрессивно. Это обещает острую борьбу в оставшихся гонках.

Одна из причин конкурентоспособности Ferrari – отличная силовая установка с мощной батареей и эффективным турбокомпрессором, который можно использовать на полную мощность на всей дистанции, тогда как в Mercedes вынуждены время от времени переводить его в более консервативный режим. В итоге, на общей дистанции гонки разница в эффективности силовых установок Mercedes и Ferrari крайне мала – сложно выбрать фаворита. Но в квалификации Mercedes по-прежнему сильнее, что даёт чуть большую свободу специалистам по стратегии.

Скорость Райкконена на среднем отрезке доказывает, что при тёплой погоде Ferrari способна соответствовать темпу Mercedes на более жестких составах, хотя неделю назад в Китае на холодном асфальте преимущество было у Mercedes.

Кроме того, мы увидели, что эксперименты со стратегией, «подрезки» и запас энергии ERS может сыграть важную роль в борьбе за позицию, а порой обгоны становятся следствием реализации командами различных сценариев гонки.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё