Справка: Малайзия, Куала-Лумпур, Сепанг

С названием страны, принимающей второй этап чемпионата мира, нередко возникают сложности. Одни говорят «Малазия», и считают, что это расшифровывается как «Малая Азия», другие используют прилагательные «малазийский» и этнохороним «малазиец», третьи называют жителей страны «малайцами». Все они не правы.

Малайзия к Малой Азии, расположенной на территории Турции, отношения не имеет. Это слово – производное от местного melayu, которое обычно переводят как «горная страна». Прилагательное, соответственно – малайзийский, а житель страны – малайзиец. Называть всех местных малайцами тоже нельзя – это только одна из национальностей этого многонационального государства, хотя и самая многочисленная (около 50%).

На карте Малайзия выглядит необычно – страна разделена на две примерно равные (по площади) половины. Западная расположена на полуострове Малакка, восточная – на острове Калимантан. Разделяет их Южно-Китайское море, но все крупнейшие города, включая столицу Куала-Лумпур, и почти 80% населения сосредоточены на полуострове.

Карта Малайзии

В стране проживает 28,5 миллиона человек. Большая их часть – потомки индийских, китайских и полинезийских народов, доминировавших в разные периоды бурной истории региона. К XV веку уже сами малайцы, в годы расцвета Малаккского султаната, превратились в едва ли не ключевой район Юго-Восточной Азии, но уже в начале XVI века в регион пришли португальцы, охотившиеся за пряностями, и история Малайзии превратилась в историю противостояния Азии и Европы.

В XIX веке территория Малайзии (на ней располагалось множество различных государств) попала под влияние Великобритании. Началось всё с подчинения английской короне Сингапура, затем власть королевы Виктории распространилась на соседние султанаты. Так что второй раз подряд нас ждёт гонка в бывшей британской колонии – правда, Малайзия не входит в британское Содружество Наций. Cегодня даже английский язык в этой стране не считается официальным, хотя по-прежнему активно используется.

Во время Второй мировой войны, уже в декабре 1941 года, территория Малайзии была оккупирована японской армией, и освобождена только после капитуляции Японии в 1945 году. Но для Малайзии в тот момент всё только начиналось. Несмотря на то, что Великобритания вернулась в свою колонию не с пустыми руками, а с планом создания нового государственного образования – Малайского союза, в Малайзии началась борьба за независимость.

В 1948 году она привела к вооружённому противостоянию, известному как «Война в Малайе». В 1949 году Великобритании пришлось пойти на попятную, объявив о создании независимого Малайского государства. Акт о независимости был принят 31 августа 1957 года, а в 1963 году возникла Федерация Малайзия и определены основные принципы её устройства.

Вход в пещеры Бату - одну из главных исторических достоприметельностей Куала-Лумпура

В Малайзии уникальная форма правления: выборная конституционная монархия – монарха регулярно выбирают при помощи голосования. Нечто подобное можно найти в ОАЭ, но в гораздо более простом виде.

Все принятые парламентом законы нуждаются в утверждении королём, но фактически он выполняет только представительские функции, а реальная власть сосредоточена в руках премьер-министра. Им, как и в Австралии, становится лидер партии, победившей на выборах в нижнюю палату парламента.

С именем одного из этих премьеров, Махатхира Мохамада, связано появление трассы для Формулы 1. Махатхир пришёл к власти в 1981-м, когда Малайзия была отсталой аграрно-добывающей страной, чья экономика зависела от экспорта каучука и олова. Махатхир занялся реформами (одной из них стало ограничение полномочий монарха – теперь парламент мог преодолеть его вето), начал развивать промышленность, строить дороги, провёл приватизацию предприятий, превратив страну в одного из лидеров региона по экономическому росту.

Вид на современный Куала-Лумпур

Одной из главных идей Махатхира было «поместить Малайзию на карту мира», ради этого он начинал один амбициозный проект за другим. При участии японской Mitsubishi появилась национальная автомобильная компания Proton; к югу от Куала-Лумпур началось создание местной «Кремниевой долины» – Multimedia Super Corridor; государственная нефтяная компания Petronas возвела знаменитые башни-близнецы, ставшие на тот момент самыми высокими зданиями в мире.

Столица превратилась в современный деловой центр – сегодня только название напоминает о прежних временах. Куала-Лумпур переводится с малайского как «мутное устье», так как расположен он в месте слияния рек Гомбак и Кланг. Это относительно молодой город, он был основан только в 1857 году. Своему возвышению город обязан британцам – именно они превратили его в столицу колонии.

В 1997 году разразился Азиатский финансовый кризис, который нанёс серьёзный удар по экономике региона. Не обошёл он стороной и Малайзию, но именно тогда, 1 ноября 1997 года, в столичном пригороде Сепанг была заложена будущая трасса Формулы 1, что позволило увеличить число рабочих мест в трудные для населения времена. Спустя полтора года, 7 марта 1999 года, красивый и ультрасовременный автодром был торжественно открыт самим Махатхиром Мохамадом.

Хотя Формула 1 впервые приехала в Малайзию в конце 1999 года, это был не первый Гран При Малайзии в истории. С 1962 по 1965 годы гонка с таким названием проходила на уличной трассе Thomson Road (в 1964 году состязания отменили после свободных заездов). Этому треку принадлежит уникальное достижение – гонки Гран При тут стали первыми соревнованиями такого уровня и для Малайзии, и для Сингапура – в те годы Сингапур входил в состав Малайзии.

Гонка на старой трассе Thomson Road

После того, как в 1965 году Сингапур обрёл независимость, какое-то время Гран При Малайзии не проводился. Но в 1968 году в городе Шах-Алам, административном центре штата Селангор (где расположен и Сепанг), открылась новая трасса. Именно здесь национальный Гран При проходил с 1968 по 1982 годы (за исключением 1976 и 1977 годов) в различных, но близких Формуле 1 категориях – Tasman Series, Формуле Pacific и Формуле Atlantic. Однажды, в 1977 году, гонка в Шах-Аламе проводилась в Формуле 2 – её выиграл Патрик Тамбэ. А в последний раз до Сепанга Шах-Алам принимал национальный Гран При в 1995 году – это были соревнования австралийской Формулы Holden.

Интересно, что лучший гонщик в истории Гран При Малайзии – Джон Макдональд. Он побеждал тут четырежды, и его достижение пока не смогли превзойти ни Михаэль Шумахер, ни Фернандо Алонсо, ни Себастьян Феттель, на счету каждого из них по три победы в Малайзии.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё