Мика Хаккинен о тестах в Формуле 1

Мика Хаккинен и Дэвид Култхард на трассе в Барселоне, 1999 год

В 2015 году Мика Хаккинен ведёт свой блог на сайте McLaren, и вполне логично, что второй зимний текст он посвятил теме тестов.

Мика Хаккинен: «Итак, началась предсезонная тестовая программа, а этот период в Формуле 1 всегда был одним из самых суетливых и одновременно важных. Конечно, работы зимой хватает и сейчас, но в моё время, с 1991-го по 2001-й, мы проводили намного больше тестов.

Когда я начинал карьеру в Формуле 1 в команде Lotus в 1991 году, тесты уже занимали весьма существенное место в нашей программе. К моменту завершения карьеры, когда я уже одержал победы в 20 Гран При и выиграл два титула, выступая за McLaren, тесты занимали огромное место в нашей профессиональной жизни.

К концу моего второго чемпионского сезона я был совершенно обессилен. В таком же положении был и мой напарник, Дэвид Култхард, который тоже отлично выступал и оказывал мне поддержку, заняв 3-е место в личном зачёте в 1998-м и 4-е – в 1999 году.

Как-то осенью 1999-го я сказал Рону Деннису, руководителю команды: “Очень важно, чтобы у меня и у Дэвида была возможность хорошо отдохнуть этой зимой. Нам нужно подзарядить батарейки. На нас лежит огромная работа по линии маркетинга и PR, всё это очень важно, но на тестах следующего года нам понадобится помощь, или все может закончиться нервным срывом”.

Рон всегда был умным человеком и понимал, что я говорю серьёзно. И тогда он пошёл на меры, в то время считавшиеся революционными: он заключил контракт с Оливье Панисом, который в 2000 году стал постоянным тест-пилотом команды. Между прочим, на счету Оливье уже была победа в Гран При Монако.

Оливье, очень быстрый гонщик и прилежный парень, отлично справился с делом в 2000 году и в результате подписал контракт с BAR на 2001-й, поэтому Рону пришлось искать ему замену. Так в McLaren пришёл Алекс Вурц, прекрасный профессионал, который к тому моменту тоже был настоящим асом. Выступая за Benetton, он зарабатывал очки и уже побывал на подиуме.

Алекс долго работал в McLaren и после того, как я завершил карьеру, но в 2001 году он очень активно нам помогал, взяв на себя огромную часть тестовой нагрузки – без него мы с Дэвидом не справились бы. В дальнейшем объём работы на тестах продолжал расти, и в 2003-м Рон пригласил второго тест-пилота, прекрасного гонщика Педро де ла Росу, который оставался в команде до 2011 года, разве что в 2010-м провёл сезон в Sauber.

Поймите меня правильно, за мной всегда оставалась значительная доля работы на тестах. Хотя Оливье, Алекс и Педро – прекрасные тест-пилоты, у каждого гонщика свой неповторимый стиль, и всегда хочется настроить машину в соответствии со своими предпочтениями. Такие моменты, как регулировки подвески и так далее, мы с Дэвидом не доверяли никому.

В те времена у больших команд были отдельные тестовые бригады инженеров и механиков, хороших специалистов, которые стремились отличиться на тестах, чтобы попасть в основную гоночную бригаду. Поэтому во время зимних испытаний они всегда выкладывались на 100%.

Хотите верьте, хотите нет, но иногда McLaren проводила тесты на двух разных трассах одновременно, например, в Хересе и в Валенсии, что требовало от команды большого напряжения сил. К тому же, всё это обходилось недёшево, но Рон всегда уверял нас, что ресурсы расходуются мудро и эффективно.

Лучшими тестовыми трассами я всегда считал Сильверстоун и Барселону. Для первого характерна хорошая комбинация быстрых, среднескоростных и медленных поворотов, при этом там был немного неровный асфальт. Всё это позволяло тщательно проверить и аэродинамическую эффективность машины, и работу подвески.

Мне всегда нравился Copse – правый поворот, который надо было проходить почти на полном газу на высшей передаче. Ты приближался к нему на скорости около 300 км/ч и лишь немного отпускал педаль акселератора, но вообще не касаясь тормоза. А в связке Luffield, наоборот, проявлялись все недостатки поведения передней части машины. Кроме того, на Сильверстоуне всегда дуют сильные ветры, и надо было много колдовать над настройками аэродинамики, чтоб этому противостоять.

В общем, это одна из лучших трасс в мире. Правда, рестораны в этих краях, пожалуй, не самые лучшие, но я научился находить свою прелесть в классическом британском блюде fish’n’chips!

Барселона – совсем другая. Я бы сказал, что это просто райское место для проведения аэродинамических испытаний. На этой трассе нужна максимальная прижимная сила и прекрасная управляемость – именно такое сочетание качеств требуется хорошей машине Формулы 1. Я всегда считал, что если мы были быстры на тестах в Барселоне, то, скорее всего, у нас всё сложится нормально и по ходу всего чемпионата. В межсезонье, предшествовавшее 1998-му и 1999 гг., мы там действительно были быстры и оба раза выигрывали титул. Кстати, лучший период моей карьеры в McLaren продолжался с 1998-го по 2000-й, и в каждом из этих сезонов я выигрывал Гран При Испании, что только подтверждает мои слова».

Текст: . Источник: пресс-служба McLaren
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё