Факторы стратегии для команд-аутсайдеров

Карун Чандхок

Три новых команды – Lotus Racing, HRT F1 и Virgin Racing серьёзно уступают опытным участникам чемпионата и заметны в гонке лишь в момент обгона на круг. Этот фактор и становится для них одним из определяющих при разработке стратегии.

Достаточно легко спланировать стратегию, когда вы стартуете с поула, но для аутсайдеров вопрос не в том, чтобы добиться лучшего времени прохождения круга – важно избежать трафика, минимизировав время, необходимое для пропуска сильнейших при обгоне на круг.

Разрабатывая стратегию, любая команда в первую очередь определяет ближайших соперников – кто может оказаться сильнее в конкретном Гран При, а кого-то есть шанс опередить. Три новых команды решают локальную задачу, ориентируясь друг на друга. Во время свободных заездов они собирают информацию об износе шин с разным количеством топлива на своих машинах и у соперников, чтобы составить ориентировочную покруговую диаграмму гонки.

После запрета на дозаправки важнейшим фактором стал износ резины. Если нет дождя, то команды должны использовать на дистанции два состава, но очень важно выбрать оптимальное время для проведения пит-стопа.

Командный мостик HRT F1

«Вы не можете отправить гонщика с большим количеством топлива на короткую серию кругов, чтобы исказить информацию об износе резины на вашей машине – вы обманете не соперников, а себя», считает Антонио Кукерелла, бывший гоночный инженер Роберта Кубицы, сейчас работающий в HRT F1. «После свободных заездов у всех есть данные об износе шин и потреблении топлива на дистанции, позволяющие составить виртуальную модель гонки».

Работа шин зависит от внешних факторов – погоды, температуры воздуха и покрытия, слоя отработанной резины на асфальте. В одних условиях прогрев жестких шин до оптимальной температуры занимает три-четыре круга, в других – если небо затянули облака, а утренний дождь смыл отработанную резину – семь-восемь кругов. В такой ситуации вы можете проиграть восемь – десять секунд сопернику, который провёл этот отрезок на мягких шинах, или использовать её в своих интересах, отыграв тот же интервал. При разработке стратегии необходимо учесть и износ резины, и потребление топлива, и температуру, и статистическую вероятность выезда машины безопасности – только в этом случае можно принять верное решение.

Резина

Сильнейшие команды определяют момент пит-стопа по падению скорости из-за износа шин. Команды, вроде HRT, могут позволить себе проехать большую дистанцию на изношенных шинах, если есть возможность избежать трафика, сократив число гонщиков, которых нужно пропускать на круг.

«У нас не самые быстрые машины, поэтому стратегия разрабатывается с учётом минимизации потери времени», говорит Кукерелла. «Пропуская соперника, гонщик теряет около 0.8 секунды на круге – мы пытаемся уменьшить эту цифру. В Мельбурне Сенна и Чандхок теряли по 1.4 секунды, уступая позицию, а сейчас адаптировались. Уверен, если бы Дженсону Баттону пришлось семьдесят раз за гонку пропускать соперников, он бы тоже искал резервы времени».

Карун Чандхок пропускает на круг Дженсона Баттона

Существуют определённые методы, позволяющие сократить потери. Лучше всего уступить позицию в точке торможения перед поворотом, чтобы не потерять скорость на разгоне и последующей прямой. При выборе момента пит-стоп учитывается положение лидеров и их круг пит-стопа, чтобы провести максимальный отрезок гонки без потери позиций – это выгоднее, чем потеря времени на изношенной резине. Нужно учитывать и дистанцию между гонщиками лидирующей группы…

Карун Чандхок: «В Турции четверо быстрейших гонщиков ехали близко друг к другу от старта до финиша. Пропуская четыре машины подряд, вы теряете около четырёх секунд на круге, но в такой ситуации можно провести пит-стоп раньше, чем планировалось, чтобы вернуться на трассу позади их. Мы разрабатываем стратегию, исходя из совсем других принципов, чем сильнейшие команды».

Гран При Малайзии. Чандхок, Хэмилтон, Шумахер

Подготовка может быть очень серьёзной, но в гонках не всё можно просчитать. Дождь может вмешаться в планы любой команды, и преимущество получит тот, кто принял верное решение, а небольшие команды всегда готовы рисковать.

Возможны и уловки. К примеру, можно залить в баки меньше топлива, чем нужно для прохождения всей дистанции, в надежде сэкономить его в случае выезда машины безопасности? Кукерелла улыбается: «Это рискованно, но мы делали так в этом году. Мы знали, что машина не сможет проехать всю дистанцию гонки, но могли рассчитать, сколько раз придётся пропускать соперников на круг, и недоливали топливо на это число кругов».

Стратегия – важнейший фактор гонок, как для лидеров, так и для аутсайдеров. У них разные подходы, но одна цель – добиться максимума от машины…

Текст: . Источник: по материалам F1Racing
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости