Себастьян Феттель: Я останусь прежним и в новой жизни

Себастьян Феттель после Гран При Абу-Даби, его 299-й гонки в Формуле 1

Себастьян Феттель завершил карьеру в Формуле 1 после 299 Гран При, в 57-ми из которых он стартовал с поула и 53 раза поднялся на высшую ступень подиума. В последний, 122-й раз, он финишировал в первой тройке в прошлом году в Баку, когда уже выступал за команду Aston Martin. В интервью швейцарскому таблоиду Blick четырёхкратный чемпион мира поделился воспоминаниями о своём долгом пути в автоспорте.

Вопрос: Кто завершает карьеру после 299 гонок? ОК, Джеки Стюарт ушёл из Формулы 1 после 99 гонок, Ален Прост – кстати, тоже четырёхкратный чемпион мира, как и вы – после 199-ти. А с чего для вас начинался автоспорт?
Себастьян Феттель: Всё просто: мой отец выступал в гонках по скоростному подъёму на холм, поэтому вся семья была в какой-то степени заражена любовью к гонкам. Когда мне было три с половиной года, я получил в подарок на Рождество подержанный карт, на котором носился по двору. А в 1995-м, когда мне было семь, я впервые вышел на старт гонки вместе со сверстниками.

Вопрос: Кого вы считаете самым трудным соперником? И многим ли гонщикам вы могли доверять в ходе дуэлей на трассах?
Себастьян Феттель: Дайте подумать… Конечно, это Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо. Что касается второго вопроса, то соперникам всегда доверяешь на каком-то подсознательном уровне. В основном я мог на них положиться. В противном случае это приводило к авариям.

Вопрос: Насколько повысился уровень безопасности в Формуле 1 со времени вашего дебюта в 2007 году в составе BMW Sauber?
Себастьян Феттель: Думаю, с тех пор Формула 1 многому научалась – разумеется, на это также повлияла трагическая история с Жюлем Бьянки, произошедшая в 2014 году. Не думаю, что наш спорт утратил какую-то часть своей привлекательности. C введением в 2018 году системы Halo появился ещё один важный уровень безопасности. В целом я удовлетворён тем, как развивается эта область.

Вопрос: Что вы считаете самыми яркими моментами карьеры, кроме четырёх чемпионских титулов?
Себастьян Феттель: Первая победа в Монце за рулём машины Toro Rosso в 2008 году. Потом были успехи в составе Red Bull Racing, а спустя шесть лет – с Ferrari. Со всем этим связаны самые замечательные воспоминания, и у меня по-прежнему хранятся все 53 победных кубка!

Себастьян Феттель и его отец после первой победы в Монце, 2008 год

Вопрос: Кого вы считаете лучшим напарником, и какая из ваших машин была самой любимой?
Себастьян Феттель: Это RB6 – машина 2010 года, на которой я выиграл свой первый титул. Тот чемпионат вообще был чрезвычайно интересный. Также мне было комфортно за рулём Ferrari SF70H, машины 2017 года. Из напарников я больше всего учился, пожалуй, у Марка Уэббера. Но с ним мне часто бывало непросто. А если говорить о Кими Райкконене, то из моих напарников в Ferrari он был самым талантливым.

Вопрос: Вам когда-нибудь бывало страшно?
Себастьян Феттель: Не то чтобы страшно в прямом смысле, но чувство опасности нельзя терять никогда. Вылетать с трассы не хочется. Проще говоря, чем меньше ты доверяешь машине, тем меньше ты готов рисковать. Можно сказать, что ты не стремишься отодвинуть предел возможного.

Вопрос: Вы игрок? Бываете в казино? Участвуете в лотереях? Есть ли у вас счастливый номер?
Себастьян Феттель: Казино на мне много не заработает. Хотя иногда могу туда заглянуть и сыграть в рулетку. Если везёт, то сразу иду забирать выигрыш. Счастливый номер? Даже не знаю, есть ли у меня такой. Я долго выступал под №5, но №17 мне тоже нравится.

Вопрос: Вы любите риск?
Себастьян Феттель: Нет, по характеру я не слишком склонен к риску и никогда не ввязываюсь ни в какие авантюры, предварительно не поразмыслив. Кстати, я вообще не знаю в Формуле 1 ни одного сумасшедшего, кто бы был настоящим любителем рискнуть.

Себастьян Феттель принимает от Михаэля Шумахера поздравления с первым титулом, Абу-Даби, 2010 год

Вопрос: Какой вопрос вы чаще задаёте самому себе?
Себастьян Феттель: Не знаю. Разве что перед тем, как занять место в кокпите, я спрашиваю себя: ты готов? Я имею в виду готовность в самом широком смысле. Правильный ли у меня настрой, готов ли я физически… Думаю, все гонщики перед стартом задаются подобными вопросами.

Вопрос: Когда вы решили стать защитником природы?
Себастьян Феттель: Я всегда любил природу, испытывал перед ней трепет и восторг. Мне всегда нравилось бывать на природе, это доставляет мне огромное удовольствие. Так что я никогда не менял своих убеждений. Нельзя игнорировать ту горькую правду, которая содержится в отчётах о состоянии экологии.

Если человечество окончательно загубит природу, то останется без будущего. Поэтому рано или поздно все станут защитниками экологии, другого выхода просто нет.

Вопрос: Вы готовы к более спокойной жизни, которая у вас впереди?
Себастьян Феттель: Однозначно, я останусь прежним и в этой новой жизни. Посмотрим, что готовит мне будущее. Начнём с того, что я уже в предвкушении всего, что ждёт меня впереди.

Вопрос: Когда вы в последний раз были в парикмахерской?
Себастьян Феттель: Давно, наверное, в начале года. Разве не видно? (смеётся)

Вопрос: Были ли в вашей карьере мрачные периоды?
Себастьян Феттель: Мрачных дней было не так уж много. Возможно, это были дни бразильского гоночного уик-энда 2009 года, когда я проиграл схватку за титул Дженсону Баттону. Моя победа в финальном Гран При Абу-Даби уже ни на что не влияла. А в 2014-м, когда изменился технический регламент, у меня словно почву выбили из-под ног, потому что машины Формулы 1 мне перестали нравиться.

Вопрос: Есть ли у вас уже какие-то планы на будущее?
Себастьян Феттель: После 299 гонок я достиг новой точки торможения. Мне 35 лет, и если всё будет хорошо, у меня впереди ещё лет 40. Не знаю, что ждёт меня завтра. Может быть, мне станет скучно раньше, чем я ожидаю. Каких-то конкретных планов нет.

Вопрос: Часто ли вы разбивали машины? Были ли у вас травмы?
Себастьян Феттель: Однажды я сломал палец – думаю, это было в 2006-м, когда я выступал в Мировой серии Renault. В какие-то серьёзные аварии я не попадал, хотя машины разбивал, это бывало, но ничего особо драматичного со мной не происходило.

Вопрос: Вы когда-нибудь курили? Хотя, конечно, мы столько раз слышали, как по ходу гонок вы выпускали пар, общаясь с инженером по радио. А было так, что вы в сердцах бросались шлемом?
Себастьян Феттель: Нет, я никогда не курил. Ну ладно, когда мне было 14, я попробовал, но тут же начался сильный кашель, и состояние было противное. На этом тема была закрыта. Но когда я в кокпите, часто бывало, что начинал дымиться мозг! Поэтому я мог по радио говорить какие-то резкие слова. Шлемом никогда не бросался, я отношусь к моим шлемам с большим уважением. Но бывало, что швырялся перчатками или какими-то другими вещами, которые попадались под руку.

Вопрос: У вас бывали сомнения в себе и своих силах?
Себастьян Феттель: Бывали, причём довольно часто. На самом деле, все эти 15 лет! Полагаю, эта тема обсуждается не так уж часто, если обсуждается вообще. Каждый гонщик испытывает сомнения перед каждым Гран При, но только до того момента, как окажется на стартовом поле. Полагаю, сомнения испытывают все, вне зависимости от того, насколько хорошо человек умеет это скрывать.

Вопрос: Почему, когда вы выступали за Ferrari, вам не удалось достичь цели и выиграть ещё один титул?
Себастьян Феттель: У нас никогда не было машины, которая позволила бы до самого конца сезона бороться за победы. Вероятно, мы были недостаточно сильны, чтобы по-настоящему соперничать с Льюисом и Mercedes. Понимайте это, как хотите. Разумеется, было и множество других причин, но суть в том, что мы просто не смогли достичь главной цели.

Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон на подиуме в Абу-Даби, 2017 год

Вопрос: Ваше любимое блюдо?
Себастьян Феттель: Спагетти карбонара. Или просто любая паста.

Вопрос: Вы с лёгким сердцем расстаётесь с Формулой 1? Какие эмоции вы испытываете – может быть, даже слёзы подступают?
Себастьян Феттель: Одно другому не мешает. Я чувствую, что с моей отставкой связано много различных переживаний. Но я сам принял решение, что уже пора финишировать и увидеть клетчатый флаг. А теперь я предвкушаю, что следующий круг проеду в более спокойном темпе.

Вопрос: Вы всегда садились за руль машины в хорошем настроении и с желанием погонять?
Себастьян Феттель: Я бы сказал, почти всегда! Конечно, после бессонной ночи или после утомительного дня тестов иногда не было настроения на следующее утро в 8:30 вновь занять место в кокпите. А ещё бывало, что по ходу Гран При уже после десяти кругов хотелось, чтобы гонка финишировала прямо сейчас.

Вопрос: Выступая за Red Bull, вы одержали 38 побед, но не раз бывало, что публика вас освистывала. Было обидно?
Себастьян Феттель: Конечно, это обидно. Думаю, такая реакция была связана с тем, что мы были очень сильной командой, и наши победы всем надоели. Сейчас происходит то же самое. Два года назад болельщики радовались победам Ферстаппена, а теперь начинают немного от них уставать, потому что он слишком часто выигрывает. К тому же они радовались ещё и тому, что Хэмилтон перестал побеждать во всех гонках подряд. А теперь, если он снова начнёт выигрывать, они только обрадуются.

Последняя победа Себастьяна Феттеля за Red Bull Racing, Бразилия, 2013 год

Вопрос: По какому занятию вы точно не будете скучать?
Себастьян Феттель: Не люблю собирать чемоданы. Но ещё больше не люблю их распаковывать.

Вопрос: Какой совет на будущее вы бы дали Мику Шумахеру, оставшемуся без работы?
Себастьян Феттель: Ему нужно какое-то время, чтобы осознать всё, что произошло. Я желаю ему побольше смелости и надеюсь, что у него появится новое дело. Ожидаю, что Мик уже скоро получит реальный шанс вернуться в Формулу 1. Я верю в его потенциал. Он способен на более высокие результаты, чем показывал в предыдущие два года. Машина Haas не отличалась скоростью, да и команда допускала немало ошибок.

Кроме того, конечно, громкая фамилия – тоже не всегда преимущество.

Вопрос: У вас есть какие-нибудь желания перед Рождеством?
Себастьян Феттель: В моей жизни столько всего было, что уже не осталось никаких желаний. Но всем нам могу пожелать научиться воспринимать жизнь во всей её полноте, становиться более открытыми и терпимыми. Общество становится всё более честным, продолжает развиваться и не стоит на месте. Есть столько всего, чему мы ещё можем научиться, и столько всего надо улучшить!

Текст: . Источник: Blick
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё