Хеви Пухолар: Макс всегда хотел доказать, что он лучший

Хеви Пухолар

Хеви Пухолар был гоночным инженером Макса Ферстаппена в 2014-2016 годах в Toro Rosso (ныне AlphaTauri), но пять лет назад их пути разошлись. В Red Bull решили, что Максу пора переходить в чемпионскую команду, а испанский инженер не получил предложения последовать за гонщиком. Его пригласили в Sauber (ныне Alfa Romeo), где он до сих пор работает главным гоночным инженером. В интервью Gazzetta dello Sport он вспоминал о временах работы с будущим чемпионом мира.

Вопрос: В Абу-Даби титул едва не ускользнул от Ферстаппена, но на последнем круге он обогнал Хэмилтона и стал чемпионом. Макс заслуживал титул больше, чем Льюис?
Хеви Пухолар: Если брать в расчёт только гонку в Абу-Даби, до появления сейфти-кара Льюис безусловно доминировал. Но если оценивать сезон в целом, Макс заслужил титул. В первые годы в Формуле 1 у него были сложные моменты, но если судить по его прогрессу, то он заслужил победу. Правильно, что в этом году победа в чемпионате досталась именно ему.

Вопрос: Почему?
Хеви Пухолар: Потому что он отлично выступал, меньше ошибался – я говорю не только о нём, но и о команде. Кроме того, в Red Bull применяли отличные тактические схемы. Хотя иногда Максу не везло, и он не раз получал штрафы.

Вопрос: Психологический настрой Хэмилтона – очень важный фактор, влиявший на ход борьбы на трассе. В этом плане Максу было нелегко с ним соперничать?
Хеви Пухолар: Это меня не удивляет. Когда мы работали вместе, Макс отличался удивительной психологической стойкостью, но со временем стал ещё лучше. По-моему, в этом его сильная сторона – он умеет преодолевать себя, для него характерна решительность, стремление бороться до конца и без устали трудиться, чтобы стать первым. И всё потому что Макс всегда хотел только одного – доказать, что он лучший. Он никогда не сдавался и развивал свой талант.

Вопрос: В прошлом вы работали с такими гонщиками, как Эдди Ирвайн, Ральф Шумахер, Марк Уэббер... С Максом было интереснее?
Хеви Пухолар: Да, и я это говорю без малейших колебаний. У Макса есть что-то такое, чего нет у остальных. Я работал со многими талантливыми гонщиками, но ни у кого из них не было такой же способности трудиться и мотивировать окружающих. Уверен, что свою роль в этом сыграл его отец Йос и тот факт, что он вырос в автоспортивной сфере.

Вопрос: Вы упомянули Йоса Ферстаппена. Какие у него были отношения с Максом и с остальной командой?
Хеви Пухолар: Йос смог воспитать чемпиона. С 2012-го по 2014-й я был гоночным инженером Жан-Эрика Верня в Toro Rosso, но как только начал работать с Максом, сразу подумал, что он станет чемпионом. Но если во времена картинга Йос был с ним очень суров, то в Toro Rosso он стал более спокойным. Ферстаппен-старший многое нам дал, но и многое требовал. Он хотел, чтобы мы как можно лучше работали с его сыном.

Вопрос: У вас были какие-нибудь споры или расхождения?
Хеви Пухолар: Мы с Йосом редко общались, но хорошо относились друг к другу. В конце концов у меня такой же характер: я требовательный интроверт и всегда хочу добиться максимума во всём. Макс тоже знал, чего хочет.

Вопрос: На тренировках Макс всегда применял один и тот же метод работы?
Хеви Пухолар: Макс был организован во всём: ещё до тестов на трассе он тренировался на симуляторе вместе с другими парнями из молодёжной программы Red Bull и всегда всё делал правильно.

Вопрос: Вы помните момент, когда Макс впервые выехал на трассу?
Хеви Пухолар: Семь лет назад мы проехали 148 кругов на трассе Адриа в Италии – всего более 500 км на STR7, машине 2012 года. Уже тогда он отлично действовал. Кроме того, я помню, что утром асфальт был мокрым, а это не лучший вариант для дебютанта, ведь ему пришлось работать в очень сложных условиях. Но я поразился, как мастерски он управлял машиной.

Вопрос: А затем?
Хеви Пухолар: Затем он приехал на трассу Сузука, и увидев его время на первом секторе в первой тренировке, я сказал себе: «Мне нравится этот парень». За несколько месяцев до этого мы пригласили его в Спа, чтобы он лучше понял работу команды, а после Гран При Японии он получил приглашение на зимние тесты.

В Бельгии нас очень удивило то, как он изучал трассу, те места, где можно обгонять, а где не стоит этого делать. Он всё анализировал: работу других гонщиков и даже то, на что другие не обратили бы внимания. Я заметил в нём тот же подход к гонкам, какой в своё время был у Йоса. У других гонщиков я такого не замечал. Кроме того, за свою карьеру я ни в ком не видел столь впечатляющей целеустремлённости.

Вопрос: Каким был Макс в то время?
Хеви Пухолар: Очень молодым и скромным. Он мало говорил и был скорее погружён в себя. Он выражал себя не словами, а выступлениями на трассе. Это обычный парень, цель которого – стать номером один в этой категории. Вне трассы он был таким же спокойным, как сейчас, у него было несколько увлечений.

Мы объяснили ему всё, что собираемся сделать по ходу уик-энда, он слушал и почти ничего не говорил в ответ, поэтому мы сомневались: он действительно нас слушает или смеётся над нами? На самом деле он всё запоминал. Макс прекрасно понимал, что должен делать, а затем – возможно, на следующий день – подходил ко мне или к другим инженерам или к мотористам и предлагал, как улучшить некоторые моменты, которые мы обсуждали накануне, чтобы сделать машину еще быстрее.

Вопрос: Как вы оцениваете первый сезон Макса в 2015 году?
Хеви Пухолар: Он прогрессировал весь 2015-й и в начале 2016 года: с каждой гонкой он становился всё лучше. Я не забуду гонки в Венгрии и Остине, где он финишировал четвёртым, чему команда была безумно рада. Кроме того, помню Гран При Малайзии, когда он стал самым молодым гонщиком, заработавшим очки. Макс многое сделал для всей команды. Он мотивировал нас, мы с ним много работали, но и здорово веселились. У него были отличные отношения с командой. Мы с самого начала думали, что он скоро перейдёт в Red Bull Racing, а затем рано или поздно станет чемпионом мира.

Вопрос: Когда вы работали с Максом, в чём были его слабые стороны?
Хеви Пухолар: Иногда Макс действовал слишком смело. Он хотел слишком быстро выйти вперёд, и это часто приводило к ошибкам. В этом плане ему пришлось меняться и признать, что лучшими становятся не сразу, что для этого нужны время и усилия.

Вопрос: Вы праздновали с ним титул в Абу-Даби?
Хеви Пухолар: Когда Макс выиграл титул, я испытал удовлетворение. Но я остался в стороне, позволив ему отпраздновать победу со своей командой. Я просто отправил сообщение Йосу и сказал ему, что Макс теперь может насладиться победой.

Вопрос: Можно ли сказать, что это лучшая гонка, которую Макс выиграл в 2021 году?
Хеви Пухолар: Она была почти идеальной. Но я не думаю, что какая-то гонка может быть лучше другой. Например, я обрадовался, когда Макс выиграл в Имоле, ведь до этого он никогда не побеждал в Италии.

Вопрос: Какая победа вам дороже всего?
Хеви Пухолар: Победа в Барселоне в 2016-м, когда он выиграл свою первую гонку в Red Bull Racing. Тогда я испытал смешанные чувства.

Вопрос: Какие именно?
Хеви Пухолар: Странные эмоции. Сначала я был очень рад за него и за себя и подумал, что в этой гонке все наши усилия дали результат. Полтора года подготовки привели к победе, хотя ещё за две недели до этого в Сочи Макс выступал в Toro Rosso.

А потом я немного загрустил: мне хотелось вслед за ним перейти в Red Bull Racing, быть с ним в Барселоне и в итоге выиграть с ним титул. Но я рад, что стал свидетелем его успеха в моей домашней гонке в Каталонии.

Вопрос: Когда Хельмут Марко и Кристиан Хорнер поручили вам работать с Максом, давали ли они какие-либо рекомендации?
Хеви Пухолар: Да, особенно Марко. Я работал с ним в бывшей Формуле 3000 – современной Формуле 2, так что мы знакомы много лет. С самого начала он очень хорошо отзывался о Максе и сказал мне, что в картинге тот разгромил всех, и с ним надо действовать осторожно и продуманно. Вскоре мы провели тесты в Адрии, когда он впервые сел за руль машины Toro Rosso. Сначала я подумал, что Хельмут преувеличивает, желая ускорить развитие Макса, но после Сузуки пришлось с ним согласиться: этот парень действительно был готов к Формуле 1.

Текст: . Источник: Gazzetta dello Sport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё