Макс Мосли: "У Формулы 1 полно проблем…"

Макс Мосли

В интервью немецкому Auto Motor und Sport бывший президент FIA Макс Мосли вновь говорил о необходимости ограничения бюджетов команд Формулы 1 и раскритиковал нынешнее соглашение об ограничении ресурсов. Особенно досталось Луке ди Монтедземоло…

Вопрос: Как вы оцениваете итоги первого года, прошедшего после вашей отставки с поста президента FIA?
Макс Мосли: Это был хороший сезон для Формулы 1, но не стоит забывать, что мы живём во времена перемен, поэтому работу Жана Тодта в полный мере можно будет оценить только после следующего года…

Вопрос: Вы создали условия для прихода в Формулу 1 новых команд. Вы ожидали, что им придётся так непросто?
Макс Мосли: Я ожидал, что их ждёт непростой год. Если бы Формула 1 следовала моей модели сокращения бюджетов, то им бы было проще – думаю, в таком случае гонщики новых команд порой боролись бы за попадание во вторую квалификационную сессию. Но в реальности они располагали куда меньшими средствами при практически полном отсутствии опыта. Поэтому сравнивать команды в этих условиях просто абсурдно.

На мой взгляд, Lotus, Virgin и HRT по совокупности скорости, надёжности и профессионализма выглядят предпочтительнее тех команд, которые приходили в Ф1 в последние два десятилетия. Посмотрите на Virgin: они не проводили испытаний своей машины в аэродинамической трубе, что не помешало этой команде на равных бороться с Lotus и HRT. Мне кажется, им удался самый интересный технический эксперимент за последние годы.

Вопрос: В итоге команды отказались от снижения бюджетов, но достигли договорённостей о сокращении ресурсов. В конечном счёте это привело к результату, на который рассчитывали вы?
Макс Мосли: Сомневаюсь. Эффект от этого соглашения минимален. На последнем заседании FOTA в прошлый четверг представители Red Bull признались, что не смогли соблюсти все договорённости, и попросили не наказывать команду за это. Это значит, что Red Bull использовала больше возможностей, чем это было говорено ранее и теперь просит одобрения этих действий другими командами. Мне очень интересно, как отреагируют на это их соперники…

Вопрос: Почему вы считаете, что нынешний план по сокращению ресурсов малоэффективен?
Макс Мосли: Приведу простой пример. Команды ограничены по числу сотрудников – допустим, цифрой 100. Но если у меня в распоряжении больше денег, то я найду сто лучших сотрудников. В таком случае шансов против богатых команд у других не будет. Договор о сокращении ресурсов – это обман.

Единственное, что может сработать – это сокращение бюджетов. Это уровняло бы шансы команд и привело бы к увеличению числа конкурентоспособных машин на стартовой решётке. При такой схеме главным станет не размер бюджета, а эффективное управление им.

Вопрос: Предложение Монтедземоло об увеличении тестов из этой же области?
Макс Мосли: Абсолютно. Увеличение тестов ещё больше повысит разницу между маленькими и большими командами, поскольку больше испытаний будут проводить те, у кого больше денег. С одной стороны, он жалуется, что новые команды слишком далеко от лидеров, но с другой, просит увеличить количество тестовых дней...

Вопрос: А что вы скажете о его идее выставлять одной командой три машины?
Макс Мосли: Это вообще нонсенс. Это сделает большие команды ещё сильнее – как с точки зрения спортивных результатов, так и в политическом плане. К тому же, это противоречит духу Формулы 1. Просто Лука никогда не создавал команду с нуля – и в этом его проблема. От Аньелли он все получил наготово, поэтому ему неведомы проблемы тех, кто создаёт абсолютно новую команду. У Формулы 1 очень много проблем, а Лука вместо того, чтобы их решать, только усугубляет ситуацию.

Вопрос: На ваш взгляд, Формула 1 по-прежнему переживает трудные времена?
Макс Мосли: Да, поскольу деньги по-прежнему остаются самым главным фактором. Соперничать с Ferrari и Red Bull можно только, если, как и они, тратить по 200-300 миллионов евро в год. Но число команд, которые могут себе это позволить, ничтожно мало. Сколько команды получают от Берни? Скажем, 50 миллионов. Даже если прибавить к этому сумму призовых денег, то получится не больше 100 миллионов долларов. Остальные деньги команды должны искать сами, но где их найти?

Этот бизнес не может выжить в среднесрочной перспективе. Беда в том, что мы обсуждаем этот вопрос с 2008 года, а воз и ныне там. С моим предложением об ограничении бюджетов согласились все команды, кроме Ferrari, которая пригрозила уходом…

Вопрос: Что будет, когда истечёт срок действия нынешнего Договора Согласия?
Макс Мосли: Не исключаю, что после 2012 года Договор Согласия перестанет существовать. Недавно Лука ди Монтеземоло говорил, что команды хотят получать больше денег и для этого могут организовать новый чемпионат под руководством Берни. Это похоже на начало новой шахматной игры. Лука прекрасно знает, что Берни не будет организовывать новую серию. Возможно, вместе с двумя-тремя другими командами он просто пытается таким образом выбить особенные условия…

Вопрос: На ваш взгляд, регулируемое заднее антикрыло, введённое в этом году, будет способствовать тому, чтобы гонки стали интереснее?
Макс Мосли: Мы несколько лет думали над тем, как облегчить возможность обгонов. Например, в 60-е на можно было без проблем обогнать более медленную машину, поскольку тогда очень хорошо работал принцип воздушного мешка. Но сейчас из-за аэродинамических завихрений впереди едущей машины воспользоваться слипстримом практически невозможно. Поэтому для обгона нужно добиться большей разницы в скорости между машинами. Проще всего это сделать, имея регулируемую аэродинамику. Так что в целом это хорошая идея.

Вопрос: Что вы думаете о новом регламенте 2013 года, который касается двигателей?
Макс Мосли: Это большой шаг в верном направлении, такой план родился ещё в мою эпоху. Я давно говорил о том, что мощность двигателя должна определяться за счет повышения его эффективности, а не за счет рабочего объема.

Вопрос: Эта цель была недостижима с нынешними моторами V8?
Макс Мосли: Очевидно, что для повышения эффективности работы двигателей нужно сокращать число цилиндров и вводить системы рекуперации кинетической энергии.

Текст: . Источник: Auto Motor und Sport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё