Грэм Лоудон: "Мы готовим несколько очень интересных идей"

Президент и спортивный директор Marussia Virgin Racing Грэм Лоудон

Грэм Лоудон, президент и спортивный директор Marussia Virgin Racing, оказался на редкость приятным собеседником. Десятиминутная беседа, запланированная во время тестов в Валенсии, в итоге продолжалась более получаса. Предлагаем вашему вниманию рассказ британца о ситуации в команде, сотрудничестве с компанией Marussia, работе FOTA и многом другом...

Вопрос: Грэм, расскажите о вашей карьере в автоспорте. Как вы оказались в Marussia Virgin Racing?
Грэм Лоудон: Я основал собственную команду, которая дебютировала в гонках в 1997 году. В британской Формуле Renault нашими главными соперниками были парни из Manor Motorsport. Я быстро осознал, что это очень сильная команда, конкурировать с которой крайне сложно, потому в 2000-м объединил с ними усилия, и с тех пор мы работали вместе – и в Формуле Renault, и в Европейской Формуле 3.

В нашей команде выступали такие пилоты, как Льюис Хэмилтон, Кими Райкконен, Роберт Кубица и многие другие, позже ставшие гонщиками Формулы 1. В 2009 году вместе с руководителем Manor Джоном Бутом и Ником Уиртом мы решили подать заявку на участие нашей команды в Формуле 1. Так что я работаю в Virgin Racing с момента её создания.

Вопрос: Реорганизация Marussia Virgin Racing стала одной из интересных новостей межсезонья. Расскажите, пожалуйста, о том, что произошло – и с какой целью это сделано?
Грэм Лоудон: Команде, дебютирующей в Формуле 1, по ходу первого сезона нужно сделать невероятное множество разных дел. Год назад мы одновременно строили базу, собирали инфраструктуру, необходимую для выступлений, закупали оборудование, нанимали людей… Теперь мы уже не новички, и являемся такой же командой, как и все остальные. Количество и уровень задач, которые нам приходится решать, заметно выросли, потому нам нужна соответствующая команда управленцев. Прежде мне приходилось заниматься четырьмя или пятью разными направлениями, а теперь к нам пришли новые люди, которые, при этом, хорошо знакомы с ситуацией в команде.

Энди Уэбб, руководитель британского отделения Marussia Motors, станет исполнительным директором. Николай Фоменко возглавит инженерный департамент. Он давно занимается гонками, а благодаря проекту Marussia получил важный опыт менеджмента. Кроме того, в прошлом году он уже активно участвовал в жизни команды. Ян Филипс, прежде работавший в Jordan и Force India, займёт пост операционного директора – у него большой опыт работы в этой должности.

В прошлом году мы только создавали структуру управления командой, а её усиление призвано сделать работу Virgin Racing более эффективной. Эти назначения – знак того, что команда растет, развивается и готова идти к серьёзным целям.

Я сам в новой роли президента буду заниматься двумя главными направлениями: представлять интересы команды в Комиссии Формулы 1, которая определяет технический и спортивный регламент, а также работать в FOTA, где я вхожу в рабочую группу по коммерческим вопросам, Соглашению об ограничении ресурсов, Договору согласия и другим подобным вещам.

Кроме того, мне предстоит исполнять более привычную роль спортивного директора: заниматься приложением правил Ф1 к работе команды, то есть делать все, чтобы добиться максимальной эффективности в условиях действия столь серьезных документов, как Соглашение об ограничении ресурсов. Это требует серьезной работы, потому очень важно, что я смогу сосредоточиться на этом, пока мои коллеги займутся работой в других областях.

Вопрос: Нет ли ощущения, что руководителей сейчас стало слишком много? Это задел на будущее?
Грэм Лоудон: Должен признать, это справедливое наблюдение. Но даже если мы и маленькая команда, нам всё равно важно действовать на самом высоком уровне. Конкуренция в Формуле 1 настолько высока, что недостаток организации в любой области сразу отразится на результатах.

В маленькой команде меньше сотрудников, потому крепче командный дух. Это преимущество, но при этом нужно иметь такую же структуру, как у лидеров Ф1. Да, у нас на базе работают не несколько сотен человек, но мы можем эффективно распоряжаться теми ресурсами, что имеем.

Вопрос: Какова была роль Николая Фоменко в работе Virgin Racing в прошлом сезоне, и чем он будет заниматься в нынешнем?
Грэм Лоудон: Компания Marussia стала одним из наших первых спонсоров. Мы сотрудничаем с декабря 2009 года. Достаточно быстро Николай стал более активно участвовать в работе. Мы уважительно относимся к его мнению и часто обсуждали разные аспекты деятельности команды. Со временем мы поняли, что одинаково смотрим на гонки, а это очень важно в отношениях такого рода.

Начиная с прошлогоднего Гран При Монако мы уже всерьез обсуждали более плотное сотрудничество с Marussia. Так что всё произошло не мгновенно – мы смогли узнать друг друга, поработать вместе. Мы хорошо знаем людей и их потенциал, так что эти перемены – явно к лучшему. Можно сказать, что уже сложившаяся структура просто была формализована.

Теперь Николай займет в команде официальную должность и будет отвечать за нашу инженерную стратегию. Разумеется, речь идёт не о работе на пит-стопах. Он будет определять направление нашего движения, выбирать технологии, которые нам предстоит использовать, наших поставщиков. Это очень важная роль...

Руководитель команды Джон Бут, глава инженерного департамента Николай Фоменко и спортивных директор Грэм Лоудон

Вопрос: Как началось сотрудничество Virgin Racing и Marussia Motors?
Грэм Лоудон: Я занимался этим вопросом с самого начала. Всё началось более двух лет назад, в первой половине 2008 года, когда мы решили подать заявку на участие в Формуле 1. Тогда главной сложностью для нас были не новые технологии и даже не коммерческие аспекты – было крайне важно успеть сделать всё за отведенное время. Чтобы выйти на старт Гран При Бахрейна в марте 2010-го, нам пришлось работать по крайне напряженному графику.

Быстро стало понятно, что в такой ситуации очень важно иметь делового партнера, имя которого говорило бы само за себя, компанию с мировым именем. Мы видели в качестве такой Virgin Group – и достигли с ней соглашения. Затем от наших партнеров, компании Cosworth, мы узнали о Marussia – на дорожных машинах российской компании использовались моторы этой марки. Контракт был подписан ещё до презентации нашей первой машины, и с тех пор наше сотрудничество становилось все более и более тесным.

Вопрос: Кого вы бы назвали главным соперником Marussia Virgin Racing?
Грэм Лоудон: Год назад регламент остался почти таким же, каким и был. В этот раз перемены заметнее – и это всегда здорово для новых команд. Но до окончания предсезонных тестов мы не сможем поставить перед собой реалистичную цель. Команда уже сработалась, мы умеем обслуживать технику, проводить пит-стопы и тому подобное, но это никак не связано со скоростью машины.

Только через пару недель выяснится, чем располагают соперники. И тогда мы сможем сформулировать, что же в 2011 году для нас станет успешным выступлением. Разумеется, всегда важно двигаться вперед и стремиться к первой позиции. Но такая же задача и у всех остальных. Пройдет немножко времени – и мы сможем сказать, какое место хотели бы занять по итогам сезона.

Вопрос: И все же, какой результат сделает вас счастливым?
Грэм Лоудон: Конечно, если мы станем чемпионами мира (смеется). А если говорить серьезно, то в гонках у вас нет возможности как-то влиять на то, что происходит в других командах. Нужно сосредоточиться на том, что тебе подвластно, то есть на собственной работе. Важно совершенствовать технику, и в предстоящем чемпионате мы сделаем упор именно на это. Надеюсь, эти усилия будут вознаграждены, но скажу еще раз – сейчас нужно немножко набраться терпения.

Вопрос: В каких областях было особенно важно прибавить после непростого дебютного сезона?
Грэм Лоудон: Мы понимаем, что должны прибавлять во всех аспектах нашего бизнеса. В начале 2010 года самой большой проблемой была надежность. Но в целом по ходу чемпионата машины ломались не так и часто. Можно вспомнить хотя бы первый сезон Toyota или Stewart GP. Надеюсь, во втором сезоне мы продвинемся вперед в этом отношении.

Кроме того, год назад нам доставляло много неприятностей качество узлов и систем, потому на тестах мы ездили очень мало. Я не изучал статистику, но не удивлюсь, если за первый тестовый день 2011 года наша машина прошла большую дистанцию, чем за весь февраль 2010-го. А с нынешним запретом на тесты у нас просто не было второго шанса.

Фактически, до этапа в Абу-Даби у команды не было возможности провести полноценные тесты. Невероятно, но уже после завершения сезона нам удалось отыскать в машине серьёзный потенциал. Уверен, если по ходу предсезонных испытаний машина ехала бы более надежно, результаты дебютного сезона оказались бы совсем иными.

Одним из главных выводов, который мы сделали, стало решение о продолжении сотрудничества с прежними поставщиками. Мы уже потратили достаточно времени на устранение имеющихся проблем, потому было бы ошибкой начинать все это с начала, заключив новые контракты.

Вопрос: Расскажите о своей работе в FOTA. Насколько ассоциация учитывает интересы малых команд? Сложно ли отстаивать свою позицию в споре с грандами?
Грэм Лоудон: Президент FOTA Мартин Уитмарш отлично делает свою работу: каждая команда знает, что может высказаться, и её услышат. Наша система принятия решений устроена таким образом, что важен каждый голос, каждое мнение – особенно в столь серьезных вопросах, как изменение спортивного или технического регламента. Любая команда может вынести свое предложение на всеобщее рассмотрение, и у любой есть право наложить вето, если она с чем-то не согласна.

Это очень хорошая система – вы не можете заставить других двигаться в нужном для тебя направлении, но если видишь, что намечаются подвижки, которые окажутся негативными для вашей команды, то в состоянии не допустить их. Для новых команд очень важно иметь возможность быть услышанными, потому что то, что важно для нас, зачастую не совпадает с тем, что важно для Ferrari, McLaren и других грандов, которые находятся в совершенно иной финансовой и технической ситуации.

Урок, который можно вынести из других дисциплин – если команды-соперники совместно отстаивают коммерческие и иные интересы – это идет на пользу спорту. И в этом отношении FOTA играет очень важную роль. Да, журналисты, может быть, недовольны тем, что сейчас почти нет ссор между участниками чемпионата, но нам совместные действия приносят большую пользу.

Вопрос: Если не брать в расчет пилотов Marussia Virgin Racing, кого бы вы назвали фаворитом на предстоящий сезон?
Грэм Лоудон: Исходя из того, что мы видели, мне кажется, что будет очень сложно одолеть Red Bull Racing. Учитывая скорость их машин в 2010-м, просто невероятно, как они могли дотянуть с определением чемпиона до последней гонки. Это показывает, что сейчас в Ф1 может произойти всё, что угодно – полагаю, и в 2011 году будет то же самое.

Вспомните первую гонку прошлого сезона – после неё все решили, что интрига исчерпана. Но уже в Мельбурне всё изменилось. Потому и сейчас, как мне кажется, не стоит делать далеко идущие выводы после Гран При Бахрейна.

Вопрос: Каких сюрпризов можно ждать от новой машины Virgin?
Грэм Лоудон: Мы уже опробовали на тестах пару очень интересных идей. Думаю, будет очень интересно посмотреть, как они покажут себя. Если некоторые из них действительно сработают так, как мы рассчитываем, это может серьезно сказаться на расстановке сил. Будет очень приятно в итоге взглянуть на результаты и подумать: «А ведь мы весьма неплохо сделали свое дело».

Текст: . Источник: эксклюзивное интервью
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё