Колин Коллес: "У меня твердая позиция"

Колин Коллес

Как известно, маленькой команде непросто сохранить свое место в Формуле 1, и многие в паддоке с уважением относятся к дебютантам. Колин Коллес заработал репутацию человека, который умеет выводить команды из затруднительного положения…

Вопрос: Колин, в Формуле 1 еще не было такого руководителя, кому довелось возглавлять столько команд…
Колин Коллес: Это уникальная ситуация. Но что я могу еще сказать? Это мой выбор, но это действительно так: все команды, в которых я работал, по-прежнему существуют.

Вопрос: Есть ли у вас свое окружение? В Формуле 1 остались люди, которые дебютировали вместе с вами?
Колин Коллес: Да, осталось два человека, с которыми я работал с самого начала. Это моя правая и левая рука, если можно так сказать.

Вопрос: Можно ли сравнивать такую маленькую команду с плотом в море?
Колин Коллес: Да, ее можно сравнить с небольшим плотом в бурном море, которому угрожают очень высокие волны, в то время как у других есть яхты, эти волны рассекающие.

Вопрос: Значит, в подобной ситуации особенно важно все продумывать наперед, чтобы предвидеть возможные опасности…
Колин Коллес: Надо всегда все обдумывать. И всегда нужно иметь альтернативные планы. Если что-то не сработает, надо всегда иметь в запасе другое решение. Я не могу ждать и говорить: «Теперь я должен посмотреть, как будет развиваться ситуация». Это невозможно.

Вопрос: Думаю, другие руководители команд смотрели на вас косо, но затем прониклись уважением к вам...
Колин Коллес: Все относительно. Думаю, некоторые меня уважают, а другие считают ненормальным. Мне кажется, Берни Экклстоун меня уважает: он знает, что я уважаю его, и это важно.

Вопрос: Почему некоторые считают вас ненормальным?
Колин Коллес: У меня есть твердые убеждения и я говорю то, что думаю. Многие из руководителей команд не имеют твердости характера. Они похожи на банковских служащих. В этом все различие.

Я не знаю точно, но представляю себе, что они говорят: «Опять Коллес!» или что-то в этом роде. Но у меня есть очень четкая позиция, и я ее придерживаюсь.

Вопрос: Считаете ли вы себя "настоящим гонщиком"?
Колин Коллес: Я не хочу считать себя кем-либо, но, думаю, многие заметили, что я очень люблю гонки. Вряд ли кто-то смог бы делать то, что делал я в течение семи лет. Люди считают, что нельзя каждый день бороться за существование. Как я уже сказал, это походит на плот в море – ведь там надо грести. Это не яхта или корабль...

Вопрос: Что вы думаете об успехе Red Bull?
Колин Коллес: Надо уважать то, что сделал Дитер Матешиц. Во-первых, существует не так много людей, которые добились такого успеха, во-вторых, вкладывать в Формулу 1 столько денег – это, несомненно, выход, но не все могут так поступать. Надо понимать, как действуют остальные, знать, на чем можно сэкономить, и все равно продвигаться вперед.

Вопрос: Что сложнее: быть чемпионом мира и иметь бюджет Матешица или пытаться сохранить место в Формуле 1 маленькой команде?
Колин Коллес: Возможно, существуют разные мнения. Но я думаю, большинство людей полагают, что сложнее пытаться сохранить маленькую команду. Если у команды есть бюджет, надо методично работать, опираясь на нескольких ключевых сотрудников – тогда это работает. Но в данном случае это вопрос времени.

Большинство людей считает, что сложнее пытаться сохранить команду и каждый день думать о том, как оплатить счета. В любом случае, невозможно стать чемпионом мира, если вы не можете поддерживать команду в боеспособном состоянии.

Вопрос: За семь лет у вас сложилась репутация человека, который помогает командам выживать. Вы получали бы удовольствие, если бы у вас была возможность руководить командой с большим бюджетом? Стало бы это новым вызовом?
Колин Коллес: Я не думал об этом. В нашей ситуации надо постоянно прогрессировать. Существуют определенные рамки, в которых можно развиваться, и это связано с определенным бюджетом.

Если бы я руководил крупной командой, то поступал бы следующим образом: я бы считал, что команда способна выиграть чемпионский титул, и этот настрой, наряду с мыслью о том, что у команды хороший бюджет, стал бы моим стимулом и мотивацией. Например, я бы тестировал новинки до тех пор, пока они не начнут работать.

Вопрос: Есть команды, которые не становятся чемпионами мира, хотя у них отличные аэродинамические трубы...
Колин Коллес: Сейчас я не буду говорить о конкретных командах (смеется). У меня есть абсолютно ясная позиция, и я могу сказать, что все зависит от того, какая у команды цель. Хочу я занять пятое место или десятое? Хочу ли я выиграть титул?

Вопрос: Все хотят быть чемпионами мира или говорят, что хотят…
Колин Коллес: Надо оставаться реалистами – не все могут стать чемпионами. Я думаю, что существует четыре команды, способные выиграть титул, а остальные должны хорошо и напряженно работать.

Вопрос: Хейкки Ковалайнен сказал в интервью, что он охотно остался бы в Team Lotus и через пять лет стал бы чемпионом мира с этой командой.
Колин Коллес (смеется): Посмотрим, останется ли Ковалайнен в Team Lotus через пять лет. Надо реально смотреть на вещи. Надо четко определяться с целями. Даже если я мечтаю о победе в чемпионате, я не могу говорить от лица HRT, что команда выиграет Кубок конструкторов через пять лет.

Ставить подобную цель – безумие. Для ее достижения потребуется выполнить тысячи других задач. Мой метод работы – продвигаться вперед шаг за шагом и постоянно улучшать ситуацию. Надо работать максимально эффективно, но это опять-таки зависит от различных факторов.

Прежде всего, это зависит от владельцев команды: главный вопрос, какую цель они ставят перед собой. Если владельцу неважно, сколько он потратит денег, но через три года команда должна выиграть чемпионский титул – хорошо. Я могу это сделать, и именно в короткий срок. За более короткий срок, чем многие другие.

Вопрос: Что вы сделаете в первую очередь?
Колин Коллес: В первую очередь? Я бы посмотрел на деятельность новой компании за определенный период. Продолжительность этого периода зависит от фирмы, но ни в коем случае не длиннее трех или четырех месяцев, иначе еще один год был бы упущен.

Вопрос: И тогда вы бы пригласили такого человека как Эдриан Ньюи?
Колин Коллес: Существует два способа. Во-первых, можно получить один «супермозг». Проблема в том, что команда тоже должна быть правильной. В большинстве случаев, это не так ясно и очевидно. Эдриан Ньюи – гениальный конструктор, но ему требуется определенное время, и вы должны набраться терпения и инвестировать очень много денег.

Можно поступить по-другому. Я узнал этот подход у одного человека, добившегося очень серьезных успехов, но не в Формуле 1. Он говорил: «Мы не нуждаемся в суперзвездах, мы сами их создаем». До определенного момента мы использовали этот подход в Force India. У нас работала только молодежь: мы не могли себе позволить пригласить суперзвезд. Но затем появилась так называемая суперзвезда, и этот человек, возглавив команду, добился скорее обратного.

Вопрос: Он был слишком высокомерный и не смог найти подход к другим?
Колин Коллес: В команде произошел разрыв. У нас были молодые люди, которые хорошо работали. Мы переживали период спада, но небольшие спады возможны всегда. И все же команда развивалась, и молодые люди прогрессировали. С самого начала это надо рассматривать как цель, и надо набраться терпения и сохранять спокойствие в течение трех или четырех лет.

Вопрос: Как вы определяете человека, который вам подходит?
Колин Коллес: С одной стороны я не люблю людей, которые слишком много говорят. Я могу сотрудничать только с теми, кто работает. Я веду разговор наедине, это обычная беседа, и тогда понимаю, подходит ли мне человек или нет.

Речь идет не о суперзвездах. Важно, чтобы человек был благоразумным, трезво рассуждал и, конечно, обладал определенным уровнем знаний.

Вопрос: Я заметил, вы приглашаете людей не из Формулы 1. Так ли это?
Колин Коллес: Это верно, я приглашаю людей из других чемпионатов. Это совсем просто, ведь HRT – маленькая команда. Люди редко переходят в маленькие команды из больших. Если они так поступают, они ставят условия: они всегда хотят знать, какой бюджет у команды в ближайшие десять лет. Но на этот вопрос сложно ответить даже в случае с Toyota.

Те, кто добился определенного успеха либо получил определенный статус, предпочтут переходить из одной крупной команды в другую: ведь там даже проще работать. Почему кто-то должен переходить в маленькую команду, в которой неустойчивая ситуация, где зарплата меньше, а работать приходится больше?

Вопрос: Возможно, эти люди тоже ищут новый вызов… Или же потому, что могут реализовать себя в маленькой команде…
Колин Коллес: Возможно, это так. Мы оказывались в разных ситуациях. Можно добиться успеха, можно столкнуться с проблемами – в конце концов, все зависит от человека. Если он целеустремленный и дисциплинированный, если он много знает и напряженно работает, то в большинстве случаев он добивается успеха.

Вопрос: Но если кто-то придет, например, из ралли…
Колин Коллес: У нас работают люди из всех сфер автоспорта. Они должны просто правильно выполнять свою работу и всё. Речь идет только о жизненной установке: неважно, работает ли человек врачом, банковским служащим, чистильщиком обуви или руководителем команды – он должен правильно выполнять свою работу и уважать свое дело.

Вопрос: Считаете ли вы, что структура Формулы 1 напоминает военную?
Колин Коллес: Я бы так не сказал, но надо с уважением относиться к определенным вещам.

Вопрос: Каким, например?
Колин Коллес: В паддоке существует определенный порядок. Существуют принципы, которые во многом совпадают с моей позицией. Речь идет о дисциплине и порядке – у меня нет с этим проблем.

Вопрос: Последнее время много говорят о том, что при выборе кандидата на место часто смотрят на его страницу в социальной сети, например, в Facebook. Поступаете ли вы так же?
Колин Коллес: Никогда. Я не заглядываю ни в Twitter, ни на Facebook. Это не означает, что я критически к этому отношусь или имею что-то против. Возможно, это вопрос поколений. Я бы сказал, что у меня консервативные взгляды.

Вопрос: Если бы вы больше не были руководителем команды, вы бы продолжили работать в Формуле 1? Например, в качестве эксперта на телевидении…
Колин Коллес: Честно говоря, не знаю. Я, скорее, робкий человек, и мое имя не каждый день появляется на газетных страницах. Я стараюсь максимально избегать этого и просто выполняю свою работу.

Вопрос: Останетесь ли вы в Формуле 1 в ближайшие пять лет?
Колин Коллес: Мне трудно об этом судить.

Текст: . Источник: Motorsport-Total
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё