Джеки Стюарт: Мы не найдем замену для Берни

Джеки Стюарт

В интервью швейцарскому изданию Blick трёхкратный чемпион мира Джеки Стюарт говорил о славе, Михаэле Шумахере, современной Формуле 1 и о Берни Экклстоуне.

Вопрос: Господин Стюарт, благодаря чему вы столь популярны?
Джеки Стюарт (смеется): Я стараюсь вернуть Формуле 1 то, что она мне дала раньше. Успех, славу и деньги.

Вопрос: Похоже, это относительно просто…
Джеки Стюарт: Я уже 48 лет сотрудничаю с Rolex, 47 лет – с Moёt&Chandon и 40 лет – с Ford. Раньше я 18 лет проработал с шинной компанией Goodyear и был комментатором на ABC Sport.

Вопрос: Значит, вы носите золотые часы, пьете шампанское и водите Ford…
Джеки Стюарт: У меня 12 часов Rolex, и я все их ношу. Самые ценные – это часы от John Coombs, их носил ещё мой отец. А также Stanley Steel Daytona, полученные за поул в Монако в 1971 году. Да, я с удовольствием пью шампанское и до сих пор езжу на Ford.

Вопрос: Как вы начали сотрудничать с Rolex?
Джеки Стюарт: В апреле 1968 я подписал первый контракт. В Rolex выбрали трёх самых известных в мире спортсменов: игрока в гольф Арнольда Палмера, лыжника Жан-Клода Килли и меня. Я не знаю, почему это произошло.

Вопрос: Теперь Rolex – один из основных спонсоров Формулы 1.
Джеки Стюарт: Когда я руководил командой, я обращался к ним, но напрасно. Тогда им не нужна была машина. Пять лет назад я снова спросил у них, хотят ли они поддерживать чемпионат в целом. За ланчем мы заключили отличную сделку.

Вопрос: Вы участвовали и в 250-миллионой сделке с Heineken, подписавшей пятилетний контракт?
Джеки Стюарт: Всё верно.

Вопрос: Сколько звезд Формулы 1 зарабатывают за год больше вас?
Джеки Стюарт (смеется): Четверо: оба гонщика Mercedes и Ferrari.

Вопрос: Вы случайно не забыли Фернандо Алонсо?
Джеки Стюарт: Точно, тогда пять гонщиков. Следовательно, их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Вопрос: Вы не занимаетесь политикой. Что вы думаете о референдуме о выходе Великобритании из ЕС? В сентябре 2014-го вы, как шотландец, голосовали за независимость своей страны?
Джеки Стюарт: Нет. В молодости я пообещал себе, что никогда не вложу деньги в политическую кампанию. И поэтому я не участвую в выборах.

Вопрос: А Шотландия?
Джеки Стюарт: Великобритания – слишком маленькая страна, чтобы распадаться. В Шотландии, Северной Ирландии и Уэльсе есть свой парламент. Но вместе мы Великобритания – так должно оставаться. Принимая во внимание цены на нефть и промышленность, Шотландия не должна была решиться на независимость. И сейчас никто не знает, что получится из Brexit.

Вопрос: Вы довольны итогами минувшего сезона?
Джеки Стюарт: Всё работает. Появление Макса Ферстаппена оживило чемпионат – без него он был бы не столь интересен. Поведение молодого голландца напоминает мне первые гонки Марио Андретти, Йохена Риндта или Франсуа Сэвера. В своё время они ярко выступали.

Вопрос: Под конец года многие гонщики жаловались на чрезмерно длинный сезон…
Джеки Стюарт: Это смешно. В 1971 году, когда я завоевал второй титул, я 86 раз летал через Атлантику, то есть у меня было 43 поездки в Америку и обратно – на гонки Can-Am, а также по работе на канале ABC и в качестве представителя Ford. Кроме того, я выступал в Формуле 2, а также в других гонках спорткаров и туринге.

Вопрос: Чего не хватает Формуле 1?
Джеки Стюарт: Напряжения, ошибок, аварий. Но не поймите меня неправильно: никому не нужны аварии с летальным исходом – достаточно «пощекотать нервы»... В мои времена всё это было, но, к сожалению, многие из моих соперников слишком дорого за это заплатили. В следующем году всё будет по-новому.

Вопрос: Станет ли чемпионат интереснее?
Джеки Стюарт: В Формуле 1 никогда не было равенства. Каждый год у какой-нибудь из команд появляется преимущество. В моё время, с 1965 по 1973, если бы мне повезло, и если бы не проблемы с желудком, я мог бы завоевать шесть титулов.

За это время Ferrari не завоевала ни одного титула. Тогда её двигатель уступал мотору Ford Cosworth, и использовавшие его команды доминировали в чемпионате.

Вопрос: Почему вы никогда не выступали в Ferrari?
Джеки Стюарт: Энцо Феррари не был честен со мной и с некоторыми другими гонщиками. Для меня рукопожатие – это заключенная сделка.

Вопрос: Формуле 1 нужны герои, не так ли?
Джеки Стюарт: Раньше у нас были герои. Сейчас Хэмилтон – герой социальных сетей. Феттель – незаметный герой. Но Райкконен, вероятно, популярнее их обоих, ведь он почти ничего не говорит.

Вопрос: Макса Ферстаппена уже сравнивают с Сенной и Шумахером. А что думаете вы?
Джеки Стюарт: Интересный вопрос. Я всегда ставлю Алена Проста выше Сенны. Айртон был самым ярким гонщиком своего времени, но Ален выиграл больше гонок. Ален никогда не переходил границы, а Айртон действовал именно так, и это мне в нём не нравится.

Вопрос: А по остальным критериям?
Джеки Стюарт: Если посмотреть записи бортовых камер, то сразу же замечаешь, что Айртон в три раза больше работал рулем, чем Ален. Сенна был невероятно быстрым гонщиком, но у Проста был более выверенный стиль пилотирования. Даже сегодня многие гонщики стараются действовать агрессивно, но из-за этого они едут медленнее.

Вопрос: А Михаэль Шумахер?
Джеки Стюарт: Его сила в том, что он всегда окружал себя правильными людьми. Будь то Росс Браун или другие инженеры, которых он позвал с собой из Benetton в Ferrari. От Скудерии он получал всё, что хотел. Я считаю, что в качестве манипулятора он был лучше, чем гонщик. В результате он пилотировал лучшую машину и выиграл больше всего гонок. Но из-за этого его нельзя поставить выше Хуана-Мануэля Фанхио!

Вопрос: Значит, вы считаете аргентинца лучшим гонщиком всех времён?
Джеки Стюарт: Да, если брать в расчет чемпионат мира с 1950 года. Он всегда искал себе лучшую машину. Выступая в Mercedes, он понимал, что должен вернуться в Maserati. Так он завоевал пять титулов.

Вопрос: Кто занимает в вашем рейтинге вторую строчку?
Джеки Стюарт: Мой соотечественник Джим Кларк, он всегда выступал в Lotus.

Вопрос: А третью?
Джеки Стюарт: Я не знаю. Пожалуй, Прост.

Вопрос: Шумахеру потребовалось пять лет, чтобы завоевать титул в Ferrari. Феттель проводит в этой команде третий сезон. Сможет ли он добиться успеха раньше?
Джеки Стюарт: Михаэль был более сосредоточен, целеустремлен и эгоистичен в своих требованиях к машине. Только Фанхио действовал так же.

Вопрос: Скоро годовщина инцидента Шумахера в Альпах в 2013 году. Кататься на лыжах опаснее Формулы 1?
Джеки Стюарт: Да! Посмотрите, какая защита у лыжника. В Формуле 1 было много серьезных аварий – достаточно вспомнить инцидент с Алонсо в Австралии в этом году. Он практически не пострадал. Сейчас безопасность играет ключевую роль. В мои времена утром мы не знали, вернемся ли вечером в гостиницу.

Вопрос: Вы знаете, как сейчас чувствует себя Михаэль?
Джеки Стюарт: К сожалению, я о нём ничего не слышал.

Вопрос: Как дела у вашей жены Хелен?
Джеки Стюарт: Так себе. Её болезнь – это самое главное испытание в моей жизни. Сейчас не существует эффективного лекарства против этого. Именно поэтому несколько лет назад я создал фонд Broken D.

Вопрос: Вы уже собрали несколько миллионов?
Джеки Стюарт: Да, но это требует всё больше денег. Нужно много врачей, ученых. За последние 25 лет вложили несколько миллиардов в исследование деменции. Нам нужен «Эдриан Ньюи» в медицине и фармацевтике.

Вопрос: Вы разговариваете с Хелен?
Джеки Стюарт: Да, у неё проблемы только с кратковременной памятью. Но она отлично помнит всю мою карьеру.

Вопрос: Где вы живете сейчас?
Джеки Стюарт: Мы вернулись в Швейцарию. Мы живём в Женолье, в 300 метрах от нашего дома находится частная клиника. Весь день за Хелен ухаживают три человека.

Вопрос: Значит, в пяти километрах от дома Михаэля ваша жена так же, как и он, борется за свою жизнь?
Джеки Стюарт: К сожалению, это так.

Вопрос: Значит, для вас праздники важнее, чем обычно?
Джеки Стюарт: Так и есть. Мы дважды отмечаем Рождество. Сейчас Пол со своей семьей в Карибском море. В канун Рождества приезжает Марк со своей семьей. От двух моих сыновей у меня девять внуков: восемь мальчиков и девочка. Нам никогда не бывает скучно. У нас потрясающая семья.

Вопрос: Формула 1 теперь принадлежит медиа-гиганту Liberty Media, но последнее слово всё равно остается за Берни Экклстоуном…
Джеки Стюарт: Мы никогда не найдем замену для Берни Экклстоуна. Он уникален для спорта. Никому не удавалось заработать столько денег ни для себя, ни для других.

Вопрос: Значит, у Берни Экклстоуна не может быть преемника?
Джеки Стюарт: Нет. В Liberty Media должны найти решение. Когда в 1996 году скончался Пит Розелл в возрасте 70 лет, все думали, что Национальной футбольной лиге пришел конец. Но она стала лучше и масштабнее, поскольку новые люди принесли новую культуру и пошли своим путем.

Вопрос: Вы настроены оптимистично?
Джеки Стюарт: Мы должны быть оптимистами. Американцам надо всё наладить – чтобы всё работало так, как в коробке передач. Но сейчас мы немногое можем сделать без Берни. Если он будет сотрудничать с новыми владельцами, то это здорово для всех, в том числе и для болельщиков, которые, наконец, должны снова выйти на первый план.

Текст: . Источник: Blick
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё