Жаки Икс: Успех в автоспорте зависит от окружения гонщика

Жаки Икс

Двукратный вице-чемпион Формулы 1, победитель марафона «24-х часа Ле-Мана» и ралли-рейда Париж-Дакар Жаки Икс сохранил неординарный взгляд на Формулу 1 и молодых гонщиков. В интервью парижской газете L’Equipe бельгиец поделился воспоминаниями о прошлом и впечатлениями от минувшего сезона.

Вопрос: Вы неоднократно добивались успехов в автоспорте…
Жаки Икс: Да, я родился в прекрасное время. Сегодня я был бы не столь успешен. Не скрываю, что мне непросто давалось провести три дня подряд на частной трассе Ferrari во Фьорано и проехать более 600 кругов.

Я один из немногих, кто считает Энцо Феррари трепетным и ранимым человеком. Он испытывал теплые чувства ко мне, но был при этом невероятно терпелив! В то время в основе всего, в том числе и тренировок, лежал опыт. У каждого свой подход к пилотированию. Мы вообще ничего не знали о работе на симуляторах.

Всё же я не хочу сказать, что раньше было лучше. С опытом вы понимаете, что результат зависит от разных ситуаций и продиктованного судьбой выбора. Если говорить о моих достижениях в автоспорте, я делал выбор, который либо оказывался удачным, либо нет. В целом, успех зависит от тех, кто вас окружает. Всегда есть соблазн сказать, что именно я добился того или этого, но гонщик должен лишь доводить до конца то, что уже начато. Важно помнить, что, садясь за руль, вы оказываетесь в машине, которая или позволит бороться за победу, или нет.

Вопрос: А как же талант гонщика, его умение максимально использовать потенциал машины и мотивировать команду?
Жаки Икс: Конечно, всегда есть возможность доработать машину, но какое влияние в процентном отношении оказывает гонщик на машину? 10%? Его заслуга в том, что он доводит дело до конца, пересекая финишную черту первым. Он выполнил то, что от него требовалось. Он должен всё делать верно, быть стойким и надежным, но он участвует лишь в доведении дела до конца. В мое время, шанс на победу в гонках на выносливость был невероятно высок, если вы выступаете за рулем Porsche. Секрет успеха заключался в том, что вам, в отличие от соперников, досталась надежная машина.

Мне очень нравится, что в автоспорте распространено употребление местоимения «мы». Я все больше уважаю тех, кто сделал возможными ваши успехи и остро чувствую несправедливость, когда речь идет о распределении заслуг. Присвоить всё себе неправильно. Успех заслужила вся команда, и это здорово.

Всё держится на людях, которые остаются неизвестными широкой публике. Это необычайно трогательно! Всегда говорят «команда, команда…», но на самом деле все гораздо деликатнее. Я стараюсь отдать должное каждому члену команды. Я сохранил прежнюю вежливость, когда говорил «спасибо» и «это исключительно ваша заслуга». Стоит подумать – это гораздо глубже, чем обычное «спасибо». Конкурентоспособная машина – это тоже вопрос времени...

Вопрос: В этом плане повезло Михаэлю Шумахеру…
Жаки Икс: Шумахер – исключительный гонщик. Я не хочу рассуждать о том, что в Ferrari ему повезло оказаться в команде мечты. Михаэль подчинил себе Формулу 1 за счет невероятной мотивации и упорного стремления к цели. Именно в этом он был силен. Более 20 лет он без устали максимально выкладывался и не задавал лишних вопросов. Из-за высокого уровня прессинга и стресса обычно в определенный момент появляется желание отдохнуть. Все чемпионы мира выигрывали два-три титула и уходили в отставку. Шумахер – нет. Более того, в 40 лет он вернулся и провел три сезона, которые, безусловно, не оправдали его надежды. Тем не менее, его скорость по-прежнему удивляет, хотя он вернулся после долгого перерыва. Впрочем, будущее за молодыми гонщиками.

Молодой гонщик непобедим. Он ничего не боится и независимо от настроения готов двигаться к цели, преодолевая сложности. Я знаю это чувство непринужденности и уверенности в том, что многие действия в порядке вещей. Это действительно помогает!

Посмотрите на Себастьяна Феттеля. Его молодость – это козырь в борьбе с Фернандо Алонсо, хотя у них всего шесть лет разницы. Этому парню всего 25! Если судьба будет к нему благосклонна… В какой-то момент я едва не сказал, что побить рекорды Шумахера невозможно, но будет ли Феттель испытывать ту же страсть к гонкам и то же желание побеждать через десять лет? Мы не знаем.

Сегодня пилотировать машину Формулы 1 может двадцатилетний юноша – раньше такое едва ли было возможно. Современный молодой пилот достаточно умен и понятлив, он обладает хорошей техникой пилотирования и уверен в себе, чтобы справиться с этой работой. В то же время ему меньше прощают ошибки. В начале карьеры я разбил много машин, но это неважно. В свое время Кен Тиррелл был уверен в моем таланте. Я принадлежал к категории гонщиков, которые способны показывать хорошее время на круге. Считалось, что этого достаточно, чтобы из молодого парня вырос конкурентоспособный гонщик, а значит, надо было просто проявлять терпение.

Современные пилоты Формулы 1 великолепны! Позади уникальный сезон: хотя все команды, машины и гонщики разные, отрывы были минимальными. Как им удается отыграть две десятых секунды на круге в пять километров? От двух десятых секунды зависит победа или поражение.

Вопрос: Существуют ли вещи, которые вам не нравятся в современной Формуле 1?
Жаки Икс: Я активно поддерживал идею приглашения бывших гонщиков на роль стюардов. Мне кажется, она неплохо реализована, но этот пилот всегда остается в меньшинстве. В прошлом году меня особенно удивила попытка стюардов относиться к гонке, как к экзамену по вождению. Внезапно вам говорят: «Э, нет: ваш обгон был таким-то и таким-то». Но ведь борьба идет за доли секунды! Многие столкновения я считаю обычными гоночными инцидентами. Разве не могут быть неисправны тормоза? Разве нельзя допустить ошибку, когда вы пилотируете в миллиметре от соперника? Мне кажется, сейчас стюарды вмешиваются во всё, что происходит на трассе, в том числе и по пустякам.

Вопрос: Разве этот контроль не призван свести на нет безрассудное поведение на трассе?
Жаки Икс: Я не знаю никого, кто бы добровольно устроил аварию в Формуле 1. Я часто задаю себе вопросы о штрафах и пытаюсь объяснить себе их применение в разных ситуациях. Почему один наказан проездом по пит-лейн, второй получает штрафную остановку в боксах, а третий теряет десять позиций на стартовой решетке? Существует огромное количество решений, меняющих ход гонки, многие из них мне кажутся поспешными и неадекватными.

Хороший гонщик должен обладать редкими в повседневной жизни качествами: индивидуализмом и эгоизмом. У него не должно быть склонности делать подарки соперникам, даже если в определенный момент сопротивление рискует закончиться плачевно и для одного, и для другого. Раньше крайне важно было просчитывать последствия, ведь вылет с трассы почти однозначно заканчивался серьезной травмой. Теперь всё не так. Фатальные аварии никогда не исчезнут, но, постучим по дереву, стремление сделать гонку полностью безопасной, которое раньше считалось утопией, теперь реализовано на практике. Формула 1 добилась неслыханного прогресса в технике безопасности и в строительстве трасс!

Раньше мы уезжали из дома в четверг, не будучи уверенными в том, что вернемся в воскресенье вечером. Больше всего мне повезло, что я остался жив и здоров. Если подумать о скорости и о гонках, в которых я участвовал, можно сказать, что у меня действительно есть ангел-хранитель. А когда он говорит, что больше не хочет заниматься гонками, значит, надо оставить автоспорт – это в твоих интересах.

Текст: . Источник: L'Equipe
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё