Роман Грожан: Гонки – это всегда поиск компромисса

Роман Грожан

Пилот Haas F1 Роман Грожан прокомментировал итоги Гран При Сингапура и рассказал об особенностях предстоящего гоночного уик-энда в Малайзии.

Вопрос: Можете рассказать, как вам удалось преодолеть проблемы, с которыми вы столкнулись в Сингапуре в пятницу и субботу, и в итоге заработать очки в воскресенье?
Роман Грожан: Думаю, нам помогли погодные условия, ведь перед стартом начался дождь. А также тот факт, что на первый отрезок гонки мы поставили промежуточные шины. На первых кругах пилотировать было очень сложно, особенно после того, что произошло в Монце в ходе квалификации, но мне удалось справиться.

Затем мы перешли на слики, хотя, возможно, на круг позже, чем нужно, однако момент был выбран более-менее удачно, и я просто начал атаковать. Машина по ходу гонки работала нормально – лучше, чем в квалификации. А потом я застрял позади Лэнса Стролла и не смог его опередить. Так что все эти факторы – условия, правильный выбор шин и вовремя проведённый пит-стоп – дали нам возможность заработать очки.

Вопрос: Когда день на трассе складывается не лучшим образом, вечером вы анализируете собранные данные, чтобы разработать более эффективный план на следующий день. На какие данные вы обращаете внимание и каким образом корректируете настройки машины?
Роман Грожан: В неудачный день, или когда машина ведёт себя не так, как тебе хочется, много всего происходит. Конечно, мы стремимся добиться максимально эффективной работы аэродинамики, шин, двигателя, подвески – словом, всего в комплексе, а также стараемся хорошо пилотировать. Иногда какие-то небольшие, но правильно внесённые коррективы могут позволить отыграть немало времени. Этим мы занимаемся вечером в пятницу.

Разумеется, когда квалификация позади, перед гонкой уже мало что можно поменять, но ты пытаешься прикинуть, как достичь максимально возможных результатов, работая с той машиной, что у тебя есть.

Вопрос: Когда вы пытаетесь решить конкретную проблему, связанную с балансом или управляемостью, можно ли её ликвидировать, не создавая новых трудностей?
Роман Грожан: Гонки – это всегда поиск компромисса. Очень редко удаётся добиться, чтобы машина прекрасно справлялась с каждым поворотом трассы. Ты должен оценить, в каком из поворотов больше всего теряется времени, и попытаться с этим разобраться. Возможно, на других участках трассы это тебе никак не поможет, но надо сосредоточиться на том, что позволит отыграть максимум времени.

Действовать нужно осторожно, особенно когда приходится иметь дело с несколькими проблемами сразу, если не удаётся найти правильный баланс, или когда не получается прогревать шины до нужных температур, или если машине не хватает прижимной силы. Идеальных решений не бывает – всегда будет чего-то не хватать.

Вопрос: Насколько важна роль гонщика в том, чтобы добиться улучшений, работая с машиной?
Роман Грожан: Очень важна. Мы не роботы, и то же самое можно сказать об инженерах. Свои ощущения мы пытаемся передать словами, инженеры должны перевести наши слова на язык цифр, внести коррективы в настройки, после чего всё это вновь возвращается к нам в виде тех ощущений, которые мы испытываем, пилотируя машину.

Иногда данные говорят одно, но ты чувствуешь нечто другое. И здесь очень важную роль играют человеческие отношения между гонщиком, инженерами и механиками. Вы должны сообща найти решение.

Вопрос: Какие ощущения вы хотите испытывать за рулём, чтобы можно было уверенно атаковать на пределе?
Роман Грожан: Ты хочешь понимать, как поведёт себя машина в следующий момент. В целом хочется, чтобы её реакция на твои действия была предсказуемой. Когда удаётся этого добиться, можно ехать намного быстрее, хотя нельзя сказать, что твоя задача упрощается.

Например, если ты входишь в поворот слишком быстро, машина будет стремиться уйти в занос. Но если это повторяется на каждом круге, можно попытаться найти предел возможного и правильный подход, надеясь, что в поведении машины не будет никаких неприятных неожиданностей.

Вопрос: В Сингапуре было жарко, но в Малайзии будет ещё жарче. Поскольку предыдущая гонка тоже прошла в условиях тропического климата, помогло ли это лучше переносить эту жару и влажность?
Роман Грожан: В целом, я нормально их переношу. В Сингапуре было трудновато, но не слишком. В плане физических нагрузок в Малайзии будет сложнее, но при этом кокпит будет лучше охлаждаться потоком встречного воздуха на длинных прямых. Так что я не волнуюсь. А нагрузки выше и из-за того, что гонка, в отличие от сингапурской, проходит днём, в самую жару, а также из-за того, что в Сепанге много скоростных поворотов. Следовательно, перегрузки, которые придётся преодолевать, будут выше.

Вопрос: В Малайзии непредсказуемая погода, и во второй половине дня велика вероятность дождей. Бывает ли, как в Спа, что из-за этого состояние трассы может меняться по ходу одного круга?
Роман Грожан: Да, бывало, что на каком-то участке трассы льёт проливной дождь, а ты при этом можешь ехать на сликах, и всё у тебя хорошо, как вдруг ты оказываешься на мокром асфальте. Такое может произойти в любой из дней уик-энда. Тогда просто надо переходить на дождевую резину и ехать дальше.

Вопрос: На каких участках малайзийской трассы возможны обгоны?
Роман Грожан: Там таких мест много. Например, есть несколько длинных прямых отрезков, где мы развиваем максимальные скорости, после чего следуют зоны интенсивного торможения. Обгоны на этой трассе доставляют настоящее удовольствие.

Вопрос: В этом году Гран При Малайзии в Сепанге пройдёт в последний раз. Какая из 18-ти гонок Формулы 1, состоявшихся на этой трассе, запомнилась вам больше всего и почему?

Роман Грожан:
Лично мне эта трасса всегда очень нравилась из-за её конфигурации. Сложно выделить какую-то одну гонку, разве что помню, как Фернандо Алонсо, выиграв Гран При Малайзии, не мог стоять на подиуме, потому что был совершенно без сил из-за обезвоживания.

Вопрос: Какие участки малайзийской трассы вам нравятся больше всего?
Роман Грожан: Я бы назвал 5-й и 6-й повороты, они очень скоростные.

Текст: . Источник: пресс-служба Haas F1
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё