Грожан: Перегрузки в поворотах приблизились к 8g

Роман Грожан

После перехода в Haas Роман Грожан довольно успешно выступает в Австралии: в прошлом году занял 6-е место в дебютной гонке команды, а сегодня повторил это достижение в квалификации. На встрече с прессой он подвёл итоги сессии и рассказал об особенностях пилотирования новых машин.

Вопрос: Роман, из истории Формулы 1 мы знаем, что для любой команды второй год выступлений в чемпионате всегда получался одним из самых сложных. Но, похоже, у вас неплохой потенциал…
Роман Грожан: Мне кажется, мы превзошли ожидания. Уже в конце прошлого года я говорил, что команда добьется прогресса во втором сезоне, ведь она очень разумно подошла к дебюту в Формуле 1: она не спешила и спокойно построила машину. Подготовку к новому сезону мы уже начали в прошлом году.

Вся работа была сделана заранее – это идеальный вариант. Дело в том, что у нас есть Джин Хаас – он знает толк в гонках, любит их и понимает, что дебютный сезон получился успешным, хотя и непростым, и нам потребуется время, чтобы начать бороться за победы. Надо постоянно планировать на перспективу, и Гюнтер Штайнер это тоже отлично понимает.

Когда машина проходила тесты в аэродинамической трубе, а в команду стали приходить новые люди, я понял, что второй сезон может получиться лучше первого. Всё так и происходит: в Dallara повысили качество производства, поскольку мы попросили их об этом, а мы поняли суть Формулы 1. Всё это было очень разумно организовано. Не должно было быть так, чтобы дебютный сезон получился великолепным, а на второй год результаты пошли на спад.

Вопрос: У вас работает гораздо меньше людей, чем в остальных командах. Как вам удается проектировать столь конкурентоспособную машину при небольшом штате?
Роман Грожан: Прежде всего, нам не надо проектировать подвеску, силовую установку… Многие детали мы получаем от поставщиков. Наш главный конструктор Роб Тейлор умеет проектировать шасси. Бен Агатангелу и его специалисты из отдела аэродинамики – очень опытные люди и отлично понимают, что хочет гонщик, что ему нужно на трассе. К тому же у нас хорошая корреляция данных с аэродинамической трубой Ferrari – это очень помогает. Наконец, в Dallara прекрасно разбираются в карбоне – как я сказал, они повысили его качество.

В нашей команде 145 человек, и все сосредоточены на ключевых направлениях работы. Возможно, нам потребуется больше времени на разработку решений, которые помогут нам опередить Ferrari или Red Bull Racing, но в Haas работают отличные специалисты, и они это понимают.

Увидев, что Haas F1 – сильная команда, несколько отличных специалистов в конце прошлого года перешли к нам. Они хотели иметь дело с цельным проектом, а не просто с неким американским парнем, который пришёл в Формулу 1, чтобы показать, что США представлена в чемпионате. Вовсе нет. Джин пришёл в Формулу 1, потому что ему нравится этот спорт, он его понимает и хочет долго здесь работать.

Интерес специалистов к нашей команде означает, что мы стали лучше разбираться в Формуле 1. У нас есть поддержка заводской команды – пока это только три человека, но мы постепенно прогрессируем и собираем важную информацию. Даже в ходе квалификации они давали нам важные советы, например, что надо делать на круге выезда из боксов. Это отлично сработало.

Вопрос: Вы удивлены тем, что смогли опередить Williams в квалификации? И на какой гоночный темп вы рассчитываете?
Роман Грожан: Мне кажется, обгонять будет очень сложно. Надеюсь, мы хорошо стартуем. Посмотрим, как будут развиваться события, и я надеюсь финишировать в гонке. Это другое.

Машины стало сложнее пилотировать, мы приблизились к перегрузкам в 8g, которые достигают пика в скоростных поворотах – это здорово! Но справиться с этим нелегко и гонщику, и машине. Да, мы успели поработать на зимних тестах, но не так много. У нас всё равно могут быть серьезные проблемы с надежностью.

Судя по всему, у машины неплохой гоночный темп. Во второй тренировке проблем было немного больше, но мы нашли их причину и в третьей сессии отыгрались. Мне кажется, машина будет неплохо выглядеть в гонке.

Вопрос: Как будет развиваться ваша борьба с Williams?
Роман Грожан: Я надеюсь остаться впереди.

Вопрос: Вас не устраивало поведение тормозов на медленных участках трассы, хотя на скоростных всё было в порядке. Как вам удалось исправить ситуацию в квалификации?
Роман Грожан: По правде говоря, за четыре круга я трижды слишком широко заходил в 3-й поворот. На самом деле, тормоза по-прежнему не соответствуют моим предпочтениям, но я лучше понимаю их поведение. У нас хорошие базовые настройки, поэтому с каждым кругом можно тормозить всё позже. Опять же, сбрасывая каждый раз скорость на пять метров позже, за три серии кругов вы отыгрываете до 15 метров на торможении.

В целом, я доволен тормозами, но при этом мы обнаружили несколько областей, которые можно улучшить. Нужно уделить больше внимания некоторым медленным отрезкам. Бен Агатангелу получает наши комментарии и может с ними работать – в итоге мы должны добиться прогресса.

Вопрос: Значит, вы ничего не меняли на машине между третьей тренировкой и квалификацией? Адаптировавшись к тормозам, вы смогли отлично проехать все три сектора?
Роман Грожан: Нет, ничего не меняли, почти всё осталось по-прежнему.

Вопрос: Как прошла отработка стартов в тренировках?
Роман Грожан: Некоторые из них – хорошо, другие – просто катастрофа. Надеюсь, завтра проблем не возникнет.

Вопрос: Каких стартов было больше в процентном соотношении: удачных или не очень?
Роман Грожан: Удачных стартов было больше. Но хорошо стартовать очень сложно. Это одна из областей, где у крупных команд может быть преимущество, ведь они проводят стендовые испытания и могут всё протестировать на базе. Мы же больше работаем на трассе. Но команда настроена позитивно – судя по всему, мы нашли самый надёжный подход. Посмотрим, как будет развиваться ситуация в гонке.

Вопрос: После тестов в Барселоне вы ожидали, что станете лучшей командой из середины пелотона?
Роман Грожан: Некоторые парни были настроены оптимистично, но мне было сложно определиться. На тестах у нас были проблемы с машиной, всё шло не так, как мы хотели. В любом случае, я хочу всех поблагодарить за напряженную работу.

Когда я проехал первый установочный круг по Альберт-парку, мне показалось, что поведение машины улучшилось, первая серия кругов была неплохой, и после этого мы продолжали прогрессировать. Я не предполагал, что мы окажемся настолько быстры.

Впрочем, у меня не было завышенных ожиданий – иногда на тестах приходилось нелегко, но этому были объяснения. Затем мы приехали сюда… Здорово, что я завоевал шестую позицию! Между гонщиками на седьмой и 14-й позициях очень плотные результаты. Борьба будет очень напряженной.

Вопрос: Сможете ли вы выступать стабильнее? В прошлом году ваши успехи чередовались с неудачами.
Роман Грожан: Время покажет. Но это одна из областей, в которых мы хотели бы добиться прогресса после прошлого сезона. Я помню Гран При, когда я был 14-м в тренировках, а затем 7-м в квалификации, хотя мы ничего не меняли в машине. Менялась температура, и внезапно нам удавалось добиться работы от резины и так далее. Теперь к команде присоединились новые люди, они сосредоточены на работе с машиной, ведь настройки играют важную роль.

Вопрос: Можно ли сказать, что пилотировать машины нового поколения, благодаря возросшей прижимной силе и более широким шинам, стало несколько проще?
Роман Грожан: Да, к тому же задние шины стали работать эффективнее: можно агрессивно атаковать, и при этом резина не перегревается. Учитывая более высокую прижимную силу, прогревать её до рабочих температур стало проще. Это здорово, ведь раньше приходилось тратить очень много времени на то, чтобы добиться от резины эффективной работы.

Вопрос: Вы ожидаете больше ошибок в гонке?
Роман Грожан: Да, надо стараться не допускать ошибок в поворотах. Мы проходим их на безумной скорости по сравнению с прошлыми сезонами. Именно поэтому надо пилотировать точнее, действовать аккуратно, при этом тело, как я сказал, испытывает высокие перегрузки, так что ошибки вполне возможны. Именно поэтому мы много тренировались в межсезонье. Это сыграет важную роль.

Вопрос: Фернандо говорил, что стоит потерять контроль над задней частью машины, и вы уже не можете его восстановить. Так ли это?
Роман Грожан: Да. Если происходит потеря прижимной силы, а она в этом году выше, то вы и теряете соответственно больше. И если машину начинает разворачивать, то вы уже ничего не можете с этим сделать.

Текст: . Источник: собственный корреспондент
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё