Грожан: Нужно разобраться с двойными желтыми флагами

Роман Грожан

В Венгрии Нико Росберг завоевал поул на круге, когда на трассе были двойные желтые флаги, но команда доказала, что он достаточно сбросил скорость на опасном отрезке. У гонщиков позиция FIA вызвала вопросы, и в четверг в Хоккенхайме Роман Грожан заявил, что федерации следует уделять больше внимания подобным инцидентам...

Вопрос: Роман, сегодня пройдет встреча Стратегической группы, на которой будет обсуждаться система защиты головы гонщика Halo. Что вы о ней думаете?
Роман Грожан: Я не хочу, чтобы мы перестали работать с безопасностью – в Формуле 1 отлично с этим справляются, но выбрав профессию гонщика, мы согласились заниматься опасным спортом, и я категорически против Halo. Мне кажется, эта система противоречит сути Формулы 1, тому, что я видел в детстве, тому, с чего всё начиналось в 1950 году.

Кроме того, у этой системы несколько недостатков. Мы не знаем, как она будет работать в случае дождя, как она поведет себя на трассе с перепадом высот, например, в Спа, или при искусственном освещении, как в Сингапуре. Кроме того, у нас уже есть проблемы с весом, а она очень тяжелая. Наконец, она неэстетична.

Если она появится, мне останется только смириться, но я бы голосовал против.

Вопрос: Вы считаете, что гонщики должны создать какую-то структуру, представляющую их интересы, когда речь идёт о вопросах безопасности?
Роман Грожан: В Формуле 1 выступают 22 гонщика, и у всех разные мнения, поэтому создать такую структуру будет сложно. Мы рассказываем о своих позициях прессе – и они редко бывают одинаковыми. В FIA провели исследование, мы видели его результаты, но я считаю, что надо продолжать работу с плюсами и минусами этой системы.

Вопрос: Вы поддерживаете идею защищать голову гонщика? Возможно, не с помощью Halo, а какого-либо более привлекательного решения…
Роман Грожан: Одним из составляющих ДНК Формулы 1 всегда был элемент опасности.

Вопрос: На прошлой неделе ходило много разговоров о желтых флагах…
Роман Грожан: Если мы хотим повысить безопасность, то, прежде всего, должны разобраться с двойными желтыми флагами, поскольку завоевать поул в такой ситуации по меньшей мере нечестно. Нико не получил штрафа, так что теперь все будут продолжать атаковать, а затем говорить: «Посмотрите, я же сбросил скорость».

Если мы хотим повысить безопасность, то должны подавать пример молодым, показывая, что если на трассе желтые флаги, то надо явно замедлиться. Нам в Формуле 1 повезло – у нас есть радио, лучшие машины, но если гонщик молодежной серии видит, что можно завоевать поул, несмотря на желтые флаги, он попробует это повторить, а на трассе могут оказаться маршалы или что-то ещё. Мне кажется, именно в этом направлении нам следует работать.

Вопрос: У вас есть какое-то решение? Помогло бы обязательное ограничение скорости на отрезке, где двойные желтые флаги?
Роман Грожан: Да, это было бы здорово для гонки и некоторых тренировок. В финале квалификации Нико отыграл более половины секунды, несмотря на желтые флаги. Да, мы могли контролировать время на круге.

Вопрос: Вы считаете, что создан опасный прецедент?
Роман Грожан: В этом нет ничего хорошего. Я никогда не видел, чтобы, сбросив скорость, улучшали время на круге. Исключением могут быть только очень сложные условия или случаи, когда часть трассы мокрая, а другая – сухая.

Вопрос: Вы планируете обсудить эту тему на брифинге с Чарли Уайтингом?
Роман Грожан: Думаю, да. Все это понимают. Мне не понравилось несколько инцидентов: в Монако Кими Райкконен проехал быстрый круг на сломанной машине; в Шпильберге Нико Росберг проехал финальный круг со сломанным передним антикрылом. Я считаю, что это тоже опасно. Если отломится переднее антикрыло, то оно может попасть в того, кто едет позади вас.

Вопрос: Если у вас будет Halo, то вам не обязательно беспокоиться по этому поводу…
Роман Грожан: Зачем что-то защищать, если можно этого избежать?

Вопрос: Если гонщик сломал машину на последнем круге, и у него есть шанс финишировать в гонке…
Роман Грожан: Но в следующий раз может случиться так, что вы финишируете на трех колесах. Впрочем, хорошо, если удастся финишировать в подобной ситуации.

Вопрос: Нет ли у вас ощущения, что в спорте стало слишком много правил и штрафов? Вы хотели бы большей свободы?
Роман Грожан: Я считаю, что философия гонок стала гораздо лучше. Теперь мы не можем сделать что-то опасное, не получив за это штрафа, так что стало интереснее. Здорово, что иногда борьба нескольких гонщиков продолжается вплоть до финиша. Я не говорю о безопасности, но я считаю, что было бы неинтересно наблюдать, как гонщики просто наматывают круги.

Я не поклонник экстремальных решений. Но я считаю, что новые правила радиообмена – это шаг в верном направлении. Если что-то не работает, то на пит-лейн вы можете обсудить, как это исправить.

Вопрос: На презентации Halo было сказано, что система на 17% повысит шансы выжить. Если бы шансов было бы больше, вы изменили бы мнение о системе?
Роман Грожан: Это зависит от того, что она из себя представляет. Я не против HANS и усиления ремней безопасности – это соответствует сути Формулы 1, а закрытый чем-то кокпит – нет.

Вопрос: Но если вспомнить то, с чего начиналась Формула 1 – тогда не было ни шлемов, ни ремней безопасности…
Роман Грожан: Да, но если сейчас затормозить у первого поворота без ремня безопасности, то вы можете сами опередить свою машину (смеётся). Мы не могли бы пилотировать без ремней безопасности. При перегрузках на торможении в 5G я вылечу из машины.

Вопрос: Но вы понимаете, что я имею в виду?
Роман Грожан: Конечно. Ремень безопасности – это часть Формулы 1. Опять же, мы не можем пилотировать без ремня безопасности, а без Halo – можем.

Текст: . Источник: собственный корреспондент
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё