Фурбатто: Не хочется критиковать новый регламент, но…

Лука Фурбатто

Лука Фурбатто, бывший конструктор McLaren, Toro Rosso и Manor, в интервью ветерану итальянской гоночной журналистики Лео Турини рассказал о том, что ждёт от команд Формулы 1 в новом сезоне.

Вопрос: Кто может получить преимущество в 2017 году?
Лука Фурбатто: Те команды, у которых всё хорошо с аэродинамикой. В частности, Mercedes и Red Bull Racing как всегда построят более эффективные шасси, чем соперники, располагающие более скромными возможностями. Поэтому вполне можно ожидать, что вырастет разница в скорости между машинами лидеров и команд второго эшелона.

Если упростить и принять прижимную силу прошлогодней машины Mercedes за 10 единиц, то в этом году она вырастет до 12,5. А если у Sauber, к примеру, в 2016 году было 8, и они смогут увеличить прижим тоже на 2,5 единицы, то в плане скорости они прибавят меньше, чем лидеры. Если в прошлом году они проигрывали две секунды на круге, то в этом году будут отставать на три.

Однако существенная разница между прошлогодними машинами и новыми состоит в том, что заметно вырастет и лобовое сопротивление. Вероятно, команды по-разному будут решать задачу повышения аэродинамической эффективности шасси, и в результате какие-то машины будут лучше справляться с трассами, требующими сильного прижима (Барселона, Монако, Венгрия, Сингапур), какие-то будут лучше выглядеть на трассах иного характера, где нужна прижимная сила меньшего уровня (Бахрейн, Китай, Австрия).

Наблюдать за этим будет интересно ещё и потому, что уровень лобового сопротивления отражается на расходе топлива по ходу гонки. Поэтому в 2017 году вновь будет много разговоров о необходимости экономить бензин, как это было в большинстве гонок 2014-го.

Но в переходе на широкие шины, кроме увеличения лобового сопротивления, есть и плюс: увеличится пятно контакта с асфальтом, что позволит повысить уровень механического сцепления с трассой, поэтому скорости в поворотах вырастут. У тех машин, которые генерируют более высокую прижимную силу, сцепление с асфальтом будет ещё выше, и этот фактор тоже повлияет на разницу в скорости: она только увеличится, хотя все надеялись, что будет наоборот.

Вопрос: Что можно сказать о двигателях? Формулу 1 критиковали за то, что мощность моторов стала определяющим фактором, влияющим на результат. Что изменится в этом сезоне?
Лука Фурбатто: Не думаю, что мы увидим изменения в лучшую сторону. Лично я убеждён в обратном. Говорят, что с 2014 года произошли позитивные перемены, что теперь силовые установки разных производителей сблизились по характеристикам, но в 2017 году машины, построенные в соответствии с новым техническим регламентом, будут способны преодолевать более высокий процент круга на полном газу. Поэтому преимущество команд, использующих самые мощные двигатели, только возрастёт.

Что касается расхода топлива, тут всё просто. Если раньше в среднем на типичной трассе гонщики проезжали около 50% круга с полностью выжатой педалью газа, то теперь это будет 65%. Но проблема в том, что количество топлива в баках увеличено только на 5 кг – до 105 кг, а это только 5%. Значит, гонщикам придётся решать более сложные задачи по его экономии, чем в прошлом году. И если вы используете мощную, более эффективную силовую установку с хорошими показателями экономичности, это обеспечит вам неплохое преимущество.

Вопрос: А что будет с обгонами и зрелищностью?
Лука Фурбатто: Не хочется критиковать новый регламент, но я оцениваю его на основе объективных данных и результатов расчётов. Не мы его составляли: нам, инженерам, платят за то, чтобы на основе принятых правил создать максимально быструю машину.

Если говорить об обгонах, то обычно они происходят перед поворотами, когда гонщик проходит их быстрее, чем его соперник. Однако теперь машина, которая едет следом, оказавшись в зоне разреженного воздуха, потеряет значительный процент прижимной силы, поэтому такой сценарий вряд ли будет практичным.

Второй сценарий – обгон при помощи DRS на прямой. Его популярность только возрастёт, поскольку новые машины смогут дольше ехать с максимальной скоростью и к тому же будут выходить из предыдущего поворота быстрее, чем раньше. Хотя я не исключаю, что кто-то будет использовать DRS не для обгонов, а для экономии топлива, стараясь держаться в зоне разрежения позади машины соперника, чтобы сберечь побольше горючего для финальной стадии гонки.

Кстати, поскольку тормозные дистанции сократятся, я сомневаюсь, что мы увидим красивые обгоны на торможениях.

Что касается зрелищности, то, по-моему, она не связана напрямую со скоростью. Я часто привожу такой пример: на трассе в Муджелло машина Формулы 1 преодолевает круг меньше чем за 1 мин. 20 секунд. Мотоцикл класса MotoGP – за 1 мин. 45 секунд. При этом я не могу сказать, что гонки MotoGP проходят менее зрелищно. Я начал смотреть Формулу 1 во второй половине 70-х. Мои самые ранние воспоминания связаны с выступлениями Жиля Вильнёва за Ferrari. И я считаю, что шоу зависит от трёх составляющих.

Во-первых, это уровень конкуренции. Во всех гонках должно быть как минимум 3-4 претендента на победу. Во-вторых, это человеческий фактор. Зритель должен видеть, кого из гонщиков отличает особый талант, который должен проявляться в искусстве пилотирования, в умении тормозить позже соперников, в умении обгонять. Зритель должен видеть, что обгон – это не просто последовательность каких-то технических действий, а целое искусство. В-третьих, гонки проходят тем интереснее, чем выше уровень непредсказуемости. Достаточно вспомнить дождевые Гран При, когда происходит много аварий, а за любую ошибку приходится платить – происходит разворот или вылет с трассы. Главное, чтобы обошлось без травм.

Вопрос: Что бы лично вы сделали для повышения зрелищности?
Лука Фурбатто: Я бы пересмотрел требования регламента к аэродинамике и предоставил инженерам больше свободы в работе с механическими аспектами машины. Посмотрите, в чемпионате по гонкам на выносливость (WEC) нашли прекрасное решение, позволив командам строить совершенно разные машины, которые в итоге проходили круги почти с одинаковым временем. При этом на машинах Audi стояли дизельные двигатели, а на Toyota и Porsche – гибридные силовые установки с бензиновыми моторами.

Вопрос: В современной Формуле 1 успех в большей степени зависит от двигателя или от шасси?
Лука Фурбатто: Чтобы добиться успеха, в машине всё должно быть сбалансировано, но технический регламент 2017 года повышает роль шасси. И я бы сказал, что на 80% всё зависит от хорошего шасси, а на 20% – от двигателя. Можно вспомнить, что в 2014 году Red Bull Racing выиграла три гонки, хотя у неё тогда были весьма скромные по характеристикам двигатели.

Вопрос: Изменится ли расстановка сил в чемпионате в 2017 году?
Лука Фурбатто: Ожидаю, что спор за победы поведут гонщики команд Red Bull и Mercedes. У команды из Милтон-Кинса всегда были отличные шасси, разработанные под руководством Эдриана Ньюи, тогда как у Mercedes машина в целом очень сбалансированная, и на ней установлен лучший двигатель чемпионата. В новом сезоне ещё в большей степени, чем раньше, результаты будут зависеть от возможности стабильно поддерживать высокие темпы модернизации, а также от умения копировать лучшие технические решения соперников.

Но я вполне допускаю, что нас ждут и какие-то сюрпризы, которые могут отчасти перемешать карты.

Вопрос: А чего вы ждёте от Ferrari?
Лука Фурбатто: Воздержусь от прогнозов, но полагаю, что мы увидим некие результаты прошлогодних кадровых перестановок в руководстве команды.

Текст: . Источник: блог Лео Турини
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё