Рон Деннис: интервью для F1Racing

Рон Деннис - Макс Мосли - Берни Экклстоун

1 часть - 2 часть - 3 часть
 

Вопрос: После 35 лет работы вас все еще волнует "Формула-1"? Например, в Спа, в прошлом году, что вы почувствовали, когда Мика Хаккинен обошел Михаэля Шумахера, выиграл гонку и возглавил чемпионат?
Рон Деннис: Это адреналин, это волнение, это - мурашки по спине. Это невозможно утратить. Но столь же эмоционален я был, когда подобное совершал Дэвид Култхард. В прошлом году, в Маньи Кур, Дэвид догнал и обошел Михаэля, а потом выиграл гонку. И 80% от этих чувств у меня возникает, если подобный обгон совершает пилот другой команды, не "Макларен".Примечание интервьюера: Я не уверен, что верю ему. Хорошо, давайте выясним все до конца.

Вопрос: На самом деле?
Рон Деннис: Конечно! Хотя я признаю, что гораздо больше испытываю, когда участвуют пилоты "Макларен", тогда это становится предметом личной гордости. Подобное чувство возникает, когда мои дети (Шарлотта, 13 лет: Кристиан, 10 лет и Франческа, 7 лет) приносят домой хорошие оценки после экзамена. В этом нет ничего странного, получать удовольствие от достижений близких вам друзей. Но я не кричу от радости и почему то меня считают холодным, высокомерным, это не так. Вполне естественная реакция.Примечание интервьюера: Я все еще не верю.

Вопрос: Позвольте мне убедиться в вашей искренности. Вы утверждаете, что испытываете 80% волнения от событий в Спа, если, к примеру, Лучано Бурти обгоняет Педро де ла Росу?
Рон Деннис: Это не слишком удачный пример. Я не имею ничего против Бурти или де ла Росы, но имелось ввиду событие с участием двух гонщиков высшего класса. Наверное с участием Михаэля Шумахера и кого-нибудь еще. Мне нравится, когда его обгоняют, я не покупаю акций "мистера Невидимки". Сначала Айртон Сенна, потом Михаэль Шумахер, создали вокруг себя особую ауру - человека, который в принципе не может поступать неправильно. Справедливо это, или нет, но я убежден, что если бы другие гонщики совершали маневры на старте, подобные тем, что совершает Шумахер, они были бы наказаны.Примечание интервьюера: Ага! Подходим к интересной теме.

Вопрос: А почему ему позволяют избегать наказания?
Рон Деннис: Я не противник Михаэля. Интересно, что мнение о том, что он - лучший настолько широко распространено, что к его поступкам относятся не так серьезно. Подобное было и с Айртоном. Я не поддерживаю подобное неравенство, но понимаю почему такое происходит.

Вопрос: Хорошо. Поставим точку. Михаэль, кажется скоро побьет все рекорды "Формулы-1", большинство из них за Аланом Простом. Из этого возникает следующий вопрос, почему из отличных пилотов выходят такие плохие боссы команд?
Рон Деннис: Отвечу на ваш вопрос с общих позиций, я не хочу наговаривать на Алана, хотя стоит признать, что бывшие гонщики действительно редко хороши на руководящей работе. Обычно пилоты эгоистичны, они должны быть такими, а боссы - нет. Руководитель должен получить максимум от своих служащих, создать такую ситуацию, при которой индивидуальность каждого проявится максимально ярко. Не стоит удивляться тому, что человек посвятил свою жизнь гонкам и не имеет навыков управления. Из врача не получится хорошего адвоката. Это разные вещи.

Вопрос: Раньше вы говорили, что у вас нет никакой заранее предписанной роли в "Формуле-1" Вы когда-нибудь были категорически не согласны со своей командой?
Рон Деннис: Я приезжаю на гонки, потому что люблю приезжать на гонки и потому, что чувствую готовность, большую, чем у кого-нибудь в "Макларен" к преодолению различных политических трудностей, которые возникают во время уик-энда. Если говорить о гонках, то есть надежда, что я смогу добавить нечто ценное. Но мое мнение сейчас не так важно, как пару лет назад. Наши стратеги теперь чрезвычайно компетентны и технически подкованы. Интуитивные решения, которые я принимал, стали очень редки.

Вопрос: То есть вы никогда не ставите собственную интуицию выше решения команды?
Рон Деннис: У нас отличные стратеги и это было бы опрометчиво. Атмосфера на командном мостике сейчас гораздо спокойнее той, что была в прошлом и я не хочу нарушать эту гармонию, какие бы специфичные обстоятельства этого не потребовали.

Вопрос: Кто самый сильный стратег на командном пункте "Макларен"?
Рон Деннис: Это не один человек, а целая группа и я не хочу называть имен, а то соперники переманят.

Вопрос: Давайте отойдем от спорта и поговорим об администрации, о Берни Экклстоуне. Он когда-то сказал мне, что все боссы команд - миллионеры и эти миллионы для них заработал он. Что вы думаете об этом?
Рон Деннис: Я был миллионером еще до того, как стал руководить командой и мое богатство было заработано не только в "Формуле-1", как бы неправдоподобно это звучало для Берни. Большинство ведущих команд получает лишь 10-15% от своего дохода. Так что на каждом этапе наши спонсоры покрывают разницу между тем, что мы получаем от SLEC и тем, сколько на самом деле стоит участие в гонке. Прочное финансовое положение "Формулы-1" действительно создано Берни, но я считаю, он почти не замечает работы актеров. Иногда мне жаль, что он не может быть более благодарен нам.Это вполне понятная позиция и она вполне оправдывает его претензии на львиную часть доходов. Давайте посмотрим с другой стороны. Я никогда не завидовал доходу Экклстоуна от "Формулы-1", но возражаю, когда этот доход достается чуждым предпринимателям - Kirch, EMTV и т.д. и я сделаю все, чтобы добиться более равноправного распределения доходов в будущем. В 2007 году, когда "Соглашение Конкорда" утратит силу, должно многое измениться. Никто не хочет навредить "Формуле-1", никто не хочет воевать. Но делить доходы нужно по другому.

Вопрос: Вы взволнованы по поводу будущего "Формулы-1"?
Рон Деннис: Нет, я думаю, что здесь работают достаточно грамотные люди и они смогут благополучно миновать это суматошное время.

Вопрос: Берни рано или поздно умрет, вы ожидает начала новой главы в истории "Формулы-1" после его ухода? Что изменится?
Рон Деннис: Мы все когда-нибудь умрем, и Берни, несомненно так же трепетно относится к этому факту, как и я, и вы. Что-то действительно изменится. Ситуация с коммерцией в "Формуле-1" станет более открытой, более прозрачной. Но не посчитайте мои слова за критику его работы, Берни проделал фантастический труд того, чтобы этот спорт стал таким, каким мы его видим сейчас.

Вопрос: Есть мнение, что вы - лучший кандидат на должность следующего босса "Формулы-1". Вы когда-нибудь стремились к этому?
Рон Деннис: Нет. Не собираюсь и в наиболее обозримых обстоятельствах не соберусь. Мы все по разным причинам пришли сюда, и меня конечно привели не деньги или жажда власти, я хочу преуспеть в других областях. Поэтому единственным вариантом моего участия в управлении "Формулой-1" могла бы стать перспектива немного стабилизировать тревожную ситуацию.

Вопрос: "Формуле-1" нужен босс?
Рон Деннис: Да, такому спорту нужен сильный лидер. Должен ли это быть деспотичный предприниматель или руководитель частной, или общественной организации - я не знаю. Я не уверен в том, что здесь будут работать демократические принципы. Необходимо стабилизировать ситуацию и если меня позовут сделать это, я соглашусь.

Вопрос: Хорошо, давайте отставим в сторону Экклстоуна и обратимся к Максу Мосли. По вашему он хороший президент ФИА?
Рон Деннис: Я знал двух президентов ФИА, Мосли и Балестра. Макс очень любит говорит при каждой удобной возможности, что ему за это не платят. И я задаю себе вопрос, как он выносит все эти стычки, без компенсации хорошим жалованьем. Трудно говорить однозначно - плохой, или хороший. Президент ФИА - слишком сложная должность. В идеальном мире она должна олицетворять справедливость и беспристрастность в суждениях. Я бы не хотел такой работы. Но если бы пришлось, то постарался бы быть более беспристрастным и независимым. У меня до сих пор есть недоверие к Апелляционному суду, как и у всех остальных команд.

Вопрос: Всех остальных?
Рон Деннис: Ну, может быть за исключением одной.

Вопрос: Речь идет о "Феррари", не так ли? Вы думаете Макс не справился с ролью беспристрастного и независимого? Его симпатии на стороне этой команды?
Рон Деннис: Макс и Берни хотят видеть "Формулу-1" преуспевающей и поддержать коммерческие интересы тех, кто выигрывает Гран-при и чемпионаты мира. Ясно, что "Макларен" и "Вильямс", доминировавшие на протяжении последних 10-15 лет, не подходят на эту роль, так что они скорее будут покровительствовать другим командам, а не "Макларен" и "Вильямс". Я не параноик. Я реалист, здесь все очень понятно и логично, но из-за этого гораздо труднее поддерживать стабильность.

Вопрос: Если бы я спросил Берни, хотел бы он, чтобы этот чемпионат выиграла "Феррари", он ответил бы просто: "Да, конечно!". Он уже не раз это говорил. Макс так не ответит, он пустится в длинное разглагольствование, суть которого заключалась бы в том, что колебание между беспристрастностью и коммерческими интересами полностью несоответствует роли ФИА, как регулирующего органа. Вы думаете, Макс говорит правду об экономической стороне дела?
Рон Деннис: Политически это правильно.

Вопрос: Вы, или "Макларен" когда-нибудь сознательно нарушали регламент, чтобы получить преимущество?
Рон Деннис: Нет, никогда. Никогда мы не выпускали на трассу машину, которая сознательно противоречила регламенту.

Вопрос: "Трекшн-контроль" был разрешен именно для того, чтобы не допустить обмана?
Рон Деннис: Да, многие возможности для обмана соперников исчезли и я приветствую такую легализацию. Но обман может продолжаться. Кто? Я не знаю.

1 часть - 2 часть - 3 часть  : "ITV" 22-29.08.2001
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё