Дэвид Култхард: "Пришло время заняться чем-то другим..."

Дэвид Култхард уже бывал в Москве, но в презентации проекта российского автодрома участвовал впервые. Судя по всему, то, что он узнал о Moscow Raceway и своими глазами увидел под Волоколамском, произвело на него хорошее впечатление. По крайней мере, шотландец пообещал через пару лет приехать вновь, чтобы лично прокатиться по новой трассе за рулем гоночного автомобиля. Впрочем, это уже вряд ли будет машина Формулы 1: в 2008-м году Дэвид завершает свою долгую и славную карьеру…

Разумеется, F1News.Ru не мог упустить такой момент, и сегодня мы публикуем эксклюзивное интервью, которое этот замечательный гонщик и просто хороший человек дал нашему сайту…

Вопрос: Наверное, есть у вас какой-то свой рейтинг сезонов, проведенных в Формуле 1. Какое место занимает в нем 2008-й год?
Дэвид Култхард:
Этот сезон, наверное, худший из всех. Много аварий, столкновений с другими гонщиками, хотя я счастлив, что добыл подиум в Канаде – подниматься на подиум всегда приятно! А лучшим, пожалуй, был 2002-й год, когда я занял второе место в чемпионате мира. В том году я выиграл три Гран При, в том числе Монако. Правда, одолеть Михаэля Шумахера было трудно – он очень хорош. В итоге выиграть титул мне так и не удалось, но второе место – оно ведь совсем рядом с первым. (Так сказал Дэвид, однако статистика говорит о другом. Второе место в чемпионате он занял в 2001-м году, одержав две победы - в Бразилии и Австрии. Три гонки Култхард выиграл годом раньше, в 2000-м, но в чемпионате был лишь третьим. А в 2002-м - и вовсе пятым. Зато действительно победил в Монако. Но, думается, шотландцу можно простить все эти неточности...)

Мне не на что жаловаться: за время карьеры в Формуле 1 у меня была возможность ездить на хороших машинах, выступая за хорошие команды, – что еще нужно гонщику?

Вопрос: А кто был вашим лучшим напарником?
Дэвид Култхард: Даже не знаю… Шесть лет мы проработали вместе с Микой Хаккиненом, – так долго я не выступал больше ни с кем, – но у меня никогда не было с напарниками дружеских отношений. Как-то так сложилось… У них была своя жизнь, у меня – своя. Знаете, когда я начинал карьеру в Формуле 1, я уже был вполне взрослым человеком, а не каким-нибудь юным бездельником. После финиша Гран При сразу уезжал с трассы и возвращался домой – у меня были свои дела, интересы, друзья. А вот времени общаться с напарниками – не было.

Дэвид Култхард

Вопрос: Может быть, это вообще нетипично для Формулы 1?
Дэвид Култхард: Полагаю, кто-то из гонщиков сходится с напарниками довольно близко, но это ведь совсем необязательно. Если у вас, например, хорошие отношения с коллегами по работе, это замечательно. Но никто ведь не заставляет вас дружить, верно?

Вопрос: Себастьян Феттель – новая звезда Формулы 1 – сменит вас в команде Red Bull. Какие у вас впечатления об этом гонщике? И не слишком ли трудно придется Марку Уэбберу, когда он получит такого напарника?
Дэвид Култхард: Думаю, Себастьян – очень талантливый гонщик. В Red Bull это поняли много лет назад и стали его поддерживать. Так что удивляться нечему. Уверен, он добьется очень приличных результатов, как и в Toro Rosso. Разумеется, ему предстоит еще многому научиться, – например, он ошибся в прошлом году в Японии, когда все ехали за автомобилем безопасности. Но, оказавшись в центре мирового внимания, он действительно быстро учится. А все остальное зависит от удачи. Окажется в его распоряжении хорошая машина – он будет выигрывать гонки; не окажется – ему придется трудно.

Если же сравнивать его с Марком… Не сомневаюсь, у них будут близкие результаты: Марк – очень быстрый гонщик, Себастьян – тоже, но, на своем опыте я знаю, что Формула 1 – сложное дело. Мне повезло: я выиграл 13 Гран При, 61 раз поднимался на подиум. А вот Марк, мой напарник, провел более 100 Гран При, но на подиуме был всего раз, или два, – просто потому, что ему не везло.

Вопрос: Насколько известно, даже завершив карьеру гонщика, в следующем сезоне вы останетесь работать в Red Bull Racing…
Дэвид Култхард: Все верно, я остаюсь в команде, буду участвовать в тестах, если потребуется: мне по-прежнему доставляет удовольствие сидеть за рулем машины Формулы 1, это всегда своего рода испытание. Также мне предстоит работать на симуляторе на базе Red Bull в Милтон-Кинсе, и я буду ездить на гонки. Знаете, я много лет отдал Формуле 1: в команде трудится немало опытных инженеров и конструкторов, но никто, кроме гонщиков, не умеет ездить на этих машинах.

Дэвид Култхард

Вопрос: Если продолжить разговор о следующем сезоне: все думают, что с самой первой гонки в Мельбурне нас ожидает что-то новое и необычное. Это связано с новым техническим регламентом, с возвратом сликов и так далее. Но в какой мере оправданы подобные ожидания?
Дэвид Култхард: Обгонять все равно будет сложно, быстрые гонщики по-прежнему будут впереди, а медленные – сзади. Но думаю, что благодаря сликам, а также различным техническим преобразованиям, борьба на трассе будет более плотная и зрелищная. Однако поживем – увидим.

Вопрос: За 15 лет в Формуле 1 вам доводилось выступать на машинах нескольких поколений. Вероятно, машины середины 90-х вам нравились больше?
Дэвид Култхард: Однозначно, нынешние времена нельзя называть любимым периодом в моей карьере. Восьмицилиндровые V-образные моторы объемом 2,4 л приходится постоянно раскручивать до очень высоких оборотов; действует запрет на модернизацию двигателей, и если вы сталкиваетесь с проблемой нехватки крутящего момента, это сразу влияет на управляемость машины.

Я люблю более мощные моторы, большего рабочего объема, – на них было веселей ездить. Если говорить о машинах, то моим самым любимым периодом был 1995-й год: слики, широкая колея, могучие двигатели… Это было очень интересно. А потом появились шины с канавками, машины стали более узкими. Хорошо, хоть McLaren МР4-13 были быстрыми… Но, знаете, я очень горжусь тем, что гонялся на любых машинах: с трэкшн-контролем и без него, когда колея была широкой, и когда она стала уже, гонялся и на сликах, и на резине с протектором. И мне всегда удавалось выигрывать, за исключением… (пауза, Дэвид задумался) Впрочем, нет, на резине с протектором и на машинах без трэкшн-контроля я тоже выигрывал.

Вопрос: А можете ли вы себя представить в роли напарника Льюиса Хэмилтона?
Дэвид Култхард: Был бы помоложе, тогда конечно. Но не сейчас. Мне уже 37, у меня другая жизнь, и, уверен, пришло время завершать карьеру гонщика Формулы 1.

Дэвид Култхард

Вопрос: Помнится, в конце 2006-го года вы достаточно резко комментировали решение McLaren пригласить Льюиса, но он доказал, что является достойным гонщиком, верно?
Дэвид Култхард: Я своего мнения не изменил, и готов повторить те слова. Я тогда сказал: если у него есть возможность провести год в роли тест-пилота, он должен этим воспользоваться. Ведь, когда ты дебютируешь в Формуле 1, когда выходишь на мировую арену – все, ты уже у всех на виду, и деться тебе некуда: сойти с нее нельзя. Льюис – отличный гонщик, но, согласитесь, чемпионом мира он еще не стал.

Я знаю Льюиса еще с тех времен, когда он был мальчишкой. Когда я выступал в McLaren, фактически, он уже был в команде. И мои комментарии, которые вы вспоминаете, не были направлены против него: я лишь дал совет, опираясь на собственный опыт.

Полагаю, у меня есть право на такие советы. Я дебютировал в Ф1 в команде Williams, и тоже быстро ездил, но допускал ошибки. Льюис ошибся в прошлом году в Китае, застрял в гравии, когда у него были проблемы с шинами… Но я не критикую его за то, что он тоже человек, и ему, как и всем нам, это свойственно. Я и сам допускал немало промахов. Но Михаэль Шумахер, между прочим, поднялся на чемпионский уровень, и столько лет там оставался, именно за счет того, что свел к минимуму процент своих ошибок.

С другой стороны, Льюис сам решает, как ему поступать, исходя из тех возможностей, которые у него есть. И жить надо именно так.

Вопрос: А что в этом году творится с вашим бывшим напарником, Кими Райкконеном, как вы считаете?
Дэвид Култхард: Джеки Стюарт назвал бы это «синдромом чемпиона». На примере своей карьеры он объясняет так: стоило ему выиграть титул, на следующий год он его терял. И это повторялось дважды. Не знаю, мне не довелось стать чемпионом мира, но, может быть, Кими просто потерял ориентиры? И потом, это чрезмерное внимание прессы… Ясно, что он не так силен, как раньше, но талант-то никуда не делся. Уверен, он еще может нас удивить, хотя сейчас у него сложный период.

Вопрос: Ожидаете ли вы, что, начиная со следующего года, ваша жизнь станет спокойнее?
Дэвид Култхард: Да, это будет уже другая жизнь. Напряжение явно спадет, и я уже не буду таким эгоистом. Но терять связи с Формулой 1 не собираюсь; гонки – моя страсть. За плечами – отличная карьера, грех жаловаться, но пора посвятить себя чему-то другому. Вы, наверное, знаете, что у меня есть подруга, она беременна, и в декабре я стану отцом: у нас родится мальчик. Я очень-очень этого жду, это будет какой-то совершенно новый для меня опыт. От многих слышал, как это здорово, однако в моей жизни такого еще не было. Я считаю, что настал подходящий момент: пора испытать эту радость.

Дэвид Култхард

Вопрос: Мы совершенно искренне, от всего сердца желаем, чтобы у вас все было хорошо! И напоследок: вас можно считать полномочным послом Шотландии, в какой бы точке планеты вы ни находились. Не откроете ли тайну: какой сорт односолодового виски – самый лучший?
Дэвид Култхард: Лучший сорт односолодового виски? (Пауза, после чего следует взрыв счастливого смеха!) Знаете, тут все зависит от личных предпочтений. Есть немало отличных сортов, можно привести массу примеров… Например, Talisker – весьма достойный вариант. Но можно смело брать продукцию любой хорошей вискокурни – хотя и у крупных коммерческих производителей тоже есть неплохие односолодовые сорта. Это можно сравнить с подходом, который практикуют любители вин: вы пьете то или иное вино в зависимости от настроения. Летом на отдыхе, скорее, предпочтете легкое розовое, нежели полнотелое красное. А вечером дома, наоборот, захотите что-то более плотное. Вот так и с виски!

Что же касается любимого сорта, думаю, он мне еще не встретился. Расскажу в следующий раз, договорились?

Текст: . Источник: Эксклюзивное интервью для F1News.Ru
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё