Флавио Бриаторе: "Без движения не бывает прогресса..."

Бриаторе - не похож на типичного босса команды Формулы 1. Он никогда не копался в масле и не сидел за рулем гоночной машины. Бизнесмен, казалось случайно попавший в Benetton 15 лет назад, очень скоро стал одним из выдающихся менеджеров чемпионата. Именно он помог добиться успеха Физикелле, Трулли, Уэбберу и Алонсо. Это он увел Михаэля Шумахера из под носа Эдди Джордана. Его философия кажется очень простой - нужно найти хорошего гонщика в тот момент, когда он молод, неопытен и очевидно недорого стоит...

Вопрос: Вы имеете опцион на Марка Уэббера, а значит он не перейдет в Williams через год, как упорно пишут в газетах? 
Флавио Бриаторе: В Формуле 1 нельзя заглядывать так далеко, вы не знаете, что произойдет завтра, а уж тем более через год. Сейчас Марк Уэббер принадлежит нашей команде.

Вопрос: Но представители Williams к вам уже обращались?
Флавио Бриаторе: Пока нет, но их обращение меня не удивит. Я всегда верил в Марка, поэтому и вложил в него деньги. Сейчас он достаточно хорош для того, чтобы претендовать на место в Williams, но это наш гонщик и через год у нас будет право выбора между его возвращением в Renault и продлением еще на год аренды в Jaguar. Уэббер - это наша инвестиция в будущее.

Вопрос: Значит мы не увидим Уэббера в Williams...
Флавио Бриаторе: Я не могу предсказывать будущее и просто не знаю, как все сложится. Если я почувствую, что наша команда не нуждается в услугах Марка потому, что у Трулли или Монтаньи все идет хорошо, а Френк Вильямс обратиться ко мне с предложением, то я могу его принять. Тем более, что у нас с Френком хорошие отношения. Но пока Уэббер выступает в Jaguar, а об остальном подумаем через год.

Вопрос: Перспектива борьбы двух команд, в одной из которых Уэббер и Алонсо, а в другой Райкконен и Монтойа, кажется очень интересной. В Формуле 1 давно ничего подобного не было...
Флавио Бриаторе: Да, я согласен, это здорово и мы конечно об этом думаем. Посмотрим, как все сложится.

Вопрос: А Алонсо в 2005-м останется в Renault?
Флавио Бриаторе: Да, по крайней мере таковы сейчас наши планы. Фернандо талантлив, а будущее покажет, сможет ли он развить свой талант. Формула 1 видела массу талантливых гонщиков, многие из которых так и не смогли добиться успеха. Для этого надо серьезно работать над собой. Но если Фернандо продолжит трудиться в прежнем темпе, то его ждет большое будущее.

Вопрос: Но как вы сможете удержать Алонсо? Уже ходят слухи о том, что его приглашают в Ferrari...
Флавио Бриаторе: Вы ведь знаете, что у нас есть программа работы с молодыми гонщиками. Вы находите способного парня, вкладываете в его массу времени и денег и в награду получаете его преданность в тот момент, когда появляются результаты. Конечно, если у вас есть большие деньги, то можно купить кого-нибудь вроде Райкконена, Монтойи или Шумахера, но если денег нет, а желание иметь хороших гонщиков есть, то надо самому зажигать звезды, вроде Алонсо или Уэббера. Мы воспитали Трулли и Физикеллу, так что наша программа работы с молодежью приносит плоды.Возьмите, к примеру, Михаэля Шумахеру. Мы не могли удержать его в Benetton после 1995 года. Мы выиграли Кубок Конструкторов, Михаэль дважды стал чемпионом мира, настоящей звездой чемпионата и конечно, у нас нет тех денег, которые ему платят в Ferrari. Мы знали, что потеряем этого гонщика, но после пяти лет сотрудничества имел право выбора и перешел в богатую команду. Разумеется он сделал правильный выбор.

Вопрос: Вы хотите, чтобы подобная ситуация повторилась и с Алонсо?
Флавио Бриаторе: Конечно мы постараемся выиграть с ним чемпионат, как выиграли его с Михаэлем. Ну а если выиграем дважды, то окупим все свои инвестиции.

Вопрос: Как вы справляетесь с конфликтом интересов команды и интересов гонщика. Что вы делаете, когда чувствуете, что удерживая гонщика вы препятствуете его возможным успехам в другой команде?
Флавио Бриаторе: Я не вижу никакого конфликта, потому что главное - интересы команды. Я вкладываю средства в гонщика ради будущего команды и принимаю решения в интересах команды. Мы не можем заплатить за состоявшуюся звезду и исповедуем другую стратегию.

Вопрос: Что же произошло с Физикеллой? Он больше не подходил под вашу стратегию?
Флавио Бриаторе: Джанкарло захотел выйти из под нашего контроля, решив что самостоятельно добьется большего успеха. Он сделал свой выбор. Знаете, у него был помощник, вроде тех, кто укладывает чемоданы в багажник, думаю именно он убедил Джанкарло в том, что он сам в состоянии строить свое будущее. Он пришел к нам и сказал, что хочет независимости. А я не люблю навязываться, контракт был разорван и Джанкарло пошел дальше без нашей поддержки.

Вопрос: Именно поэтому вы не подписали контракт с ним год спустя?
Флавио Бриаторе: Нет, дело совсем не в этом. Я сказал Джанкарло, что от сотрудничества с нами он выиграет материально, да и сам хотел вернуть его в команду. Но переговоры вел его менеджер, с которым так и не удалось найти общий язык.

Вопрос: Тогда ходили слухи, что Физикелла хочет подписать трехлетний контракт, а вы предложили ему контракт на год...
Флавио Бриаторе: Проблема совсем не в этом. Просто он назвал слишком большую сумму, а у меня не было причин платить столько денег, когда есть молодые талантливые гонщики, ждущие своего часа. Еще раз повторю, Джанкарло сам сделал свой выбор.

Вопрос: Давайте поговорим о Renault...
Флавио Бриаторе: В 1997-м, уходя из Benetton я наткнулся на газетную статью о том, что Renault собирается покидать Формулу 1. Как раз тогда Williams и Benetton искали поставщика моторов и я обратился в Renault с предложением о покупке подразделения Renault Sport. Могли быть потеряны наработанные технологии, персонал, завод просто хотели закрыть и я сказал: "Хорошо, давайте я буду просто платить вашим людям зарплату, сохранив коллектив до того момента, пока вы не захотите вернуться в Формулу 1". Так или иначе, контракт был подписан, появилась компания Supertec, которая и стала поставщиком моторов для Williams и Benetton. С точки зрения бизнеса решение оказалось очень удачным и когда компания решила вернуться в Формулу 1, им не нужно было все начинать с нуля. Сейчас многие думают, что Renault - это Benetton, но это не так. Команда еще очень молода, фактически она существует лишь два сезона и многое все же пришлось строить заново. Но если вы действительно хотите добиться цели, то собираете специалистов и стараетесь придать бизнесу стабильность.

Вопрос: Вы удивлены конкурентоспособностью команды в этом году?
Флавио Бриаторе: Я был удивлен нашим прогрессом в середине и конце сезона. На хороший старт мы рассчитывали, выбрав вариант с тестами в пятницу, который давал определенное преимущество в начале сезона. А вот по поводу летних месяцев были серьезные сомнения, к тому времени сильные команды должны были решить все свои проблемы, да и на тестах они работали гораздо больше. Так что я действительно удивлен нашей конкурентоспособностью по ходу сезона.

Вопрос: Но разница в очках между Renault и Ferrari все же очень велика...
Флавио Бриаторе: Давайте не будем забывать, что в шести гонках наши машины досрочно выбывали из борьбы из-за технических проблем, а у Ferrari никаких проблем с надежностью не было, да и Williams с McLaren были достаточно надежны. Если бы финишировали в тех гонках, когда сходили с трассы, то мы бы были гораздо ближе, если не впереди McLaren. Год назад мы были четвертыми, но вплотную к пятому месту, сейчас опять четвертые, но совсем недалеко от третьего места. Это реальный прогресс. В нашем бизнесе нельзя рассчитывать на чудо, мы на самом деле здорово продвинулись вперед и должны искать пути для дальнейшего развития.

Вопрос: Учитывая невысокую надежность машины в прошедшем сезоне, как повлияют на команду новые поправки к регламенту? Если бы правила не изменились, вы бы могли продолжить работу с машиной, постепенно совершенствуя ее надежность...
Флавио Бриаторе: Я не думаю, что новый регламент на моторы станет большой проблемой, по крайней мере у нас таких проблем быть не должно. Конечно в трех-четырех первых гонках возможны сходы, ведь каждая работа требует времени, но у Renault никаких особых трудностей быть не должно. Во-первых все находятся в равном положении, во-вторых мы даже получаем преимущество, отказываясь от революционных технологий в строительстве мотора, возвращаясь к привычным, отработанным решениям. Сейчас сложно оценить работу наших конкурентов, но думаю, что мы будем конкурентоспособны в следующем сезоне.

Вопрос: Тот факт, что в McLaren уже обкатывают новую машину на тестах, может дать им определенное преимущество?
Флавио Бриаторе: Пока наша старая машина быстрее, чем их новая и сложно говорить о каком-либо преимуществе.

Вопрос: В этом году вы несколько раз говорили, что мотор Renault уступает основным соперникам в мощности. В следующем сезоне эта ситуация изменится?
Флавио Бриаторе: О мощности мотора часто говорят, но сам по себе мотор не в состоянии выиграть чемпионат, да и не самый значимый это показатель. В 1994-м вы с Михаэлем Шумахером выиграли у Honda, Renault и Ferrari, обладая мотором Ford V8, который уступал соперникам 80-90 сил. Да и в этом году мы выиграли гонку с не самым мощным мотором. Нам нужен хороший мотор, но не обязательно лучший. Для победы нужно сочетание факторов, нельзя добиться 100% успеха в одном параметре, наполовину проиграв в другом. Пусть все по отдельности будет работать на 90%.

Вопрос: Как на прогрессе Renault скажется переход Майка Гаскойна в "Тойоту"?
Флавио Бриаторе: Интересный вопрос. Когда в Формулу 1 пришли Росс Браун или Рори Берн, их никто не знал. Потом они стали звездами и перешли из Benetton в Ferrari, а мы нашли новых специалистов. Я рад, что мне удается зажигать звезды, которые потом уходят из команды, значительно прибавив в зарплате. К сожалению я ничего с этого не имею, но это здорово для них. Для команды подобные потери не слишком велики, значимость отдельной персоны упала, прошли те времена, когда можно было положиться на талант отдельной личности, вроде Джона Барнарда. Сейчас многое можно сделать на аэродинамическом полигоне, возможностей стало гораздо больше. Я больше не верю в "гуру", по крайней мере в нашем бизнесе. Если кто-то считает, что не получает удовлетворения от работы, то он может уйти. У нас отличные отношения с Майком, но я понимаю, почему он перешел в "Тойоту".

Вопрос: Почему?
Флавио Бриаторе: По финансовым соображениям. Два года назад никто не проявил интереса к Майку, а сейчас ему предложили большие деньги. И я его понимаю.

Вопрос: Его уход не повлиял на работу с новой машиной?
Флавио Бриаторе: Нет, абсолютно не повлиял. Прежде чем строить машину вы должны создать организацию, коллектив, работа которого не зависит от одного человека. Майк покинул команду, у которой есть прочный фундамент, думаю его работа в "Тойоте" начнется как раз с закладывания основ. В этом он настоящий специалист, как раз такой человек нужен "Тойоте".

Вопрос: Если работа Гаскойна в Renault закончена, значит в следующем году вы сможете бороться за чемпионат?
Флавио Бриаторе: Нет, знаете, я реалист. Надеюсь мы будем по-прежнему конкурентоспособны, а делать прогнозы можно лишь точно зная возможности соперников. Пока я не знаю, чего смогли добиться в Ferrari, McLaren, Williams и даже в Toyota.

Вопрос: Toyota?! Вы считаете их своими соперниками? 
Флавио Бриаторе: Может быть... На самом деле я не думаю, что они проведут следующий сезон среди лидеров, хотя кто знает? Сюрпризы всегда возможны.

Вопрос: Как долго вы собираетесь заниматься этим бизнесом?
Флавио Бриаторе: Два, максимум - три года, а потом займусь чем-нибудь не связанным с гонками. Может быть поработаю некоторое время с молодыми гонщиками, но тоже не слишком долго. Не стоит долго сидеть на одном месте, да и для команды смена кадров очень полезна. Так что я с удовольствием передам свой пост достойному преемнику, ведь без движения не бывает прогресса.

Вопрос: О чем-то подобном все время говорят Михаэлю Шумахеру, но кажется он нас не слушает...
Флавио Бриаторе: Михаэль еще очень молод, сколько ему сейчас? 37?

Вопрос: В следующем месяце исполнится 35.
Флавио Бриаторе: Только 35? Он даже моложе, чем я думал. Я не знаю, что он планирует делать в дальнейшем. Если вы получаете удовольствие от работы и чувствуете себя в хорошей форме, то нет никаких причин уходить. Я уверен, как только ему надоест, он уйдет. А вот мне все это скоро надоест, может еще года два-три.

Вопрос: А потом?
Флавио Бриаторе: А потом я просто соберу чемоданы и уеду, чтобы начать жизнь сначала.

AtlasF1. 21.12.2003
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё