Герхард Бергер: Нико мог выиграть не один титул

Герхард Бергер

В 2016-м Герхард Бергер помог Нико Росбергу подписать новый контракт с Mercedes, но после окончания сезона новый чемпион мира объявил о завершении карьеры. В интервью Auto Motor und Sport Бергер говорил о решении Росберга, о том, кто должен его заменить – и вспомнил свой уход из Формулы 1.

Вопрос: Вас удивила отставка Росберга?
Герхард Бергер: В пятницу после этапа в Абу-Даби я получил от Нико смс со словами: «Я много думал об этом и решил остановиться». Я тогда подумал: «Он все еще празднует победу в чемпионате и поэтому пьян или просто шутит?» Я ответил: «Звучит интересно». Любопытно, что за день до этого я разговаривал с его отцом Кеке, но он мне ничего не сказал. В пятницу во второй половине дня выяснилось, что Нико говорил всерьез.

У меня смешанные чувства, как и у всех тех, кто его любит. На его месте я бы так не поступил. Имея в своем распоряжении лучшую машину, хорошо оплачиваемый контракт и отличное здоровье, я бы не ушел. Я снимаю перед Нико шляпу. Увидим, пожалеет он о своем решении или нет.

Вопрос: Нико хватит трех месяцев, чтобы начать жалеть?
Герхард Бергер: Три месяца – маленький срок, даже пяти месяцев недостаточно. Мне понадобилось два года, чтобы во всем разобраться. Сначала вы рады завершению карьеры, потом начинаете скучать по гонкам, по Формуле 1. Чем бы вы ни занимались, это не заменит Формулу 1.

Мне повезло, у меня есть экспедиторская и логистическая компания, которой я посвящаю все время. И довольно быстро я получил предложение от BMW возглавить их программу. Потом я был совладельцем Toro Rosso. У меня была интересная работа, но я до сих пор скучаю по борьбе на трассе. Я хотел бы гоняться, но, с другой стороны, не хочу принимать участие в 21-м Гран При в сезоне. Тем не менее, будем честными: гонки – это лучшая работа для гонщика.

Вопрос: Вы хотели бы что-то изменить?
Герхард Бергер: Если бы я снова стал молодым, то начал бы карьеру как можно раньше, а завершил как можно позже. Я очень рад за гонщиков, которые долгие годы, как Марио Андретти, садятся за руль. Это настоящие пилоты, которые живут ради гонок. Для меня они – идеал гонщика. Я даже не пытался так сделать.

В свое время я получил предложение от Kranefuss/Penske выступать в NASCAR, но отказался, о чем сегодня жалею. В тот момент у меня были проблемы со здоровьем, но надо признать, что такой шанс выпадает только один раз.

Вопрос: Нико объяснил отставку тем, что устал приносить свою жизнь в жертву ради достижения результата. Это действительно могло стать причиной?
Герхард Бергер: Проблема в том, что мы не знаем, какова на самом деле жизнь гонщика. Если бы обыватели это знали, они бы не говорили, что жертвы не такие и большие, учитывая зарплаты пилотов. Многие считают работу гонщика идеальной, поскольку он много зарабатывает, но при этом прилагает относительно мало усилий. Но многие не видят обратную сторону красивой картинки. Главное отличие мира гонщика от всех остальных – огромный прессинг. Прессинг от необходимости добиться успеха, ведь от этого зависит карьера. С этим не так просто справиться.

Вопрос: Гонщик понимает, насколько ему дорога его работа, только после завершения карьеры?
Герхард Бергер: Гонки – это мечта, но вы понимаете это только со временем. Мне бы хотелось повернуть время вспять и максимально использовать все те преимущества, которые есть у гонщика, наслаждаться каждой победой, каждым подиумом, каждым днем на трассе. Раньше я приезжал на трассу в четверг вечером и уезжал сразу после гонки.

Сейчас я бы приезжал на трассу во вторник, чтобы проникнуться атмосферой. Я очень жалею, что раньше не делал этого, поскольку жил от гонки к гонке, стремясь добиться успеха и заработать денег. Я всегда думал о следующем этапе. Сейчас же, когда я сажусь за руль классических гоночных автомобилей, то стараюсь нажать на каждую кнопку, переключить каждый рычаг, поскольку мне интересно, как думали инженеры, когда разрабатывали ту или иную деталь. Во время карьеры у меня просто не было времени на все это.

Вопрос: Вы смогли договориться с Mercedes о двухлетнем контракте для Нико Росберга, но он решил завершить карьеру. Вы чувствуете себя обманутым?
Герхард Бергер: Конечно, нет. Я профессионально подхожу к делу.

Вопрос: Через десять лет люди вспомнят, что Нико Росберг был чемпионом мира?
Герхард Бергер: Помнят любого чемпиона мира. Это особый статус.

Вопрос: За счет чего Росберг выиграл титул?
Герхард Бергер: Будет справедливо сказать, что Нико мог стать чемпионом ещё в 2014-м, но в последней гонке сезона на его машине возникли проблемы с ERS. Если бы тогда он выиграл титул, то можно было бы говорить, что он опередил Льюиса Хэмилтона в двух случаях из трех. Все эти годы борьба была напряженной. Нико не быстрее, чем Хэмилтон, но стабильнее.

Вопрос: Но если Хэмилтон полностью сосредоточен на работе, как это было в четырех последних гонках…
Герхард Бергер: Тогда он непобедим. Но это можно сказать про любого другого гонщика.

Вопрос: Был ли у Нико потенциал выиграть титул не один раз?
Герхард Бергер: Думаю, да, но ему не повезло, что его напарником был Льюис Хэмилтон. Если бы его напарником был кто-то другой, Росберг бы его опередил, поскольку Нико – всесторонне развитый гонщик. Но Хэмилтон – один из исключительных талантов, которые крайне редко появляются в спорте. Не зря он занимает второе место по числу побед за всю историю.

Вопрос: Если бы вы сегодня выступали в Формуле 1, кого бы меньше всего хотели видеть своим напарником?
Герхард Бергер: Хорошо, что мне не нужно волноваться на эту тему! У меня был худший напарник, которого только можно представить. С Айртоном Сенной никто не сравнится. Это был Хэмилтон в квадрате. Из действующих гонщиков, Льюис, конечно, самый неприятный в роли напарника, поскольку он очень быстр и не оставляет ни единого шанса. Льюис – уличный хулиган в хорошем смысле этого слова.

Вопрос: Действия Льюиса в Абу-Даби, когда он сдерживал Росберга, из той же серии?
Герхард Бергер: Совершенно верно. Гонщик должен мыслить так, как мыслит Льюис, если хочет стать чемпионом. Я задавался вопросом, почему он так не начал действовать за несколько гонок до конца сезона.

Вопрос: Будь вы руководителем Mercedes, кого бы пригласили: Валттери Боттаса или Паскаля Верляйна?
Герхард Бергер: Я бы взял Верляйна, чтобы отметить собственную молодёжную программу. Верляйн выглядел очень убедительно, но насколько он хорош на самом деле, мы узнаем только тогда, когда он сядет за руль одной из лучших машин.

По сравнению с Боттасом приглашение Верляйна, безусловно, более рискованно, но самое умное решение не всегда является очевидным и правильным. Я высоко оцениваю Валттери – он быстрый гонщик, хороший командный игрок, он заслуживает шанс показать себя. С другой стороны, он был не так уж быстрее Фелипе Массы, чтобы мы могли с уверенностью сказать, что Боттас – правильный выбор.

Вопрос: При выборе гонщика в Mercedes должны учитывать тот факт, что у Себастьяна Феттеля и Фернандо Алонсо нет контракта на 2018-й?
Герхард Бергер: В любом случае, Mercedes будет востребована в обозримом будущем, к тому же у Хэмилтона тоже скоро закончится контракт. Сейчас команда может принять временное решение с прицелом на 2018 год.

Вопрос: В 2017-м Mercedes будет ослаблена?
Герхард Бергер: Самое главное для Mercedes – найти гонщика, который не даст Хэмилтону уснуть. Вполне возможно, что без Нико Льюис обретет спокойствие, которое ему так нужно, и перестанет ошибаться. Думаю, в 2017-м Mercedes вновь поднимет планку.

Вопрос: Насколько для таких гонщиков, как Льюис, важна конкуренция внутри команды? Смог бы Сенна стать столь успешным, если бы его напарником не был Ален Прост?
Герхард Бергер: У Сенны не было необходимости в прессинге внутри команды. Он был быстр независимо от того, кто его напарник – Накаджима или Прост. Айртон всегда атаковал на пределе. Для него были важны другие критерии. Я помню, как в один из сезонов машины Williams были на секунду быстрее нас, но в Имоле Айртон сказал мне, что собирается побороться за поул. Не я был его соперником – его интересовало лучшее место на старте, даже если это было почти невозможно.

У меня было наоборот. Я прибавлял каждый раз, когда получал сильного напарника. Я бы сказал, что это относится к большинству гонщиков.

Текст: . Источник: Auto Motor und Sport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости