18 декабря 2012 года Михаил Алёшин, выступавший в этом году в Мировой серии Renault отвечал на вопросы читателей F1News.Ru. Интерес, как всегда был большим, мы благодарим всех, кто участвовал в чате…
Об итогах сезона в Мировой серии Renault…
Михаил Алешин: Приветствую всех на нашем сегодняшнем чате и жду от вас интересных вопросов. Поехали!
Вопрос: Михаил, в этом сезоне на машинах WSR появилась система DRS. Как она повлияла на управление и поведение пилота в кокпите?
Михаил Алешин: Мировая серия в этом году, первой из молодежных первенств, использовала систему DRS, аналогичную той, что есть в Формуле 1. Она позволяла прибавить 8-10 км/ч максимальной скорости на прямых и отыграть 0,8-1 секунды на круге. Особенность системы в том, что её можно включать практически в любом месте – всё зависит от того, насколько пилот уверен в машине, поскольку она становится крайне нестабильной
У нас не было так называемых "зон DRS", в гонке регламентировалось лишь общее время её использования, как правило – от 400 до 500 секунд. Работа пилота несколько осложнилась, так как появился дополнительный фактор, но с точки зрения подготовки к Формуле 1 это очень правильное нововведение.
Вопрос: С чем было связано не очень уверенное выступление российской команды в Мировой серии в этом сезоне? И почему руководство команды в конце сезона приняло решение покинуть серию?
Михаил Алешин: В первую очередь, я бы хотел поблагодарить всех, кто участвовал в проекте российской команды WSR в 2012 году. Организовать команду такого уровня очень непросто, тем более, с первого года начать стабильно показывать высокие результаты. Как правило, на столь серьезном уровне результаты приходят к новым командам через 2-3 года после дебюта.
У нас возникло множество технических проблем, мешающих зарабатывать очки, связанных, по большей части, с качеством поставляемых нам запчастей. Из-за этого мы потеряли очень много очков, что отразилось на итоговом результате.
Вопрос: Михаил, Вы ездили на последних машинах, разработанных Dallara для Мировой серии и для GP2. Насколько различается эта техника, ведь по времени на круге на некоторых трассах машины Формулы Renault 3.5 оказались даже немного быстрее?
Михаил Алешин: Идеология таких классов, как WSR и GP2 схожи – это последние ступеньки перед Формулой 1. Они должны максимально готовить пилотов к выступлениям в Больших Призах. Главное отличие между ними сейчас в прижимной силе. В Мировой серии её процентов на 35 больше. За счет этого, как правило, на большинстве трасс машина WSR едет быстрее, чем GP2. В Спа мы с удивлением обнаружили разницу в 3 секунды на круге!
Вопрос: Михаил, в связи с тем, что машина WSR стала намного быстрее и получила DRS, можно ли считать, что именно Мировая Серия, а не GP2, является сейчас последней ступенью перед "Королевой Автоспорта"?
Михаил Алешин: Безусловно, по скорости сейчас Мировая серия является последней ступенькой перед Формулой 1. Это касается и технологической составляющей.
Вопрос: Насколько сложно пилоту адаптироваться, переходя из одной серии в другую?
Михаил Алешин: Если у вас есть опыт выступлений в разных сериях, то переход из одной в другую в дальнейшем не будет проблемой. Например, в 2011 году я выступал в четырех разных сериях и при этом не испытывал никаких сложностей. Более того – такой опыт, безусловно, помогает быстрее адаптироваться к новой технике.
Вопрос: Какой должна быть высшая молодёжная серия? GP2 – слишком дорогая, да и с Вальсекки нехорошо получилось. Формула 2 – дешевле не бывает, но её уже нет, да и популярность не набрала. AutoGP может претендовать на это место? А Мировая Серия?
Михаил Алешин: Сейчас, действительно, немного меняется расстановка сил среди молодёжных классов. Формула 2, к сожалению, несмотря на хорошую с моей точки зрения, идею, не прижилась. Auto GP на данный момент существует, прежде всего, благодаря скромным бюджетам для участников. Но эта машина технически устарела уже лет на восемь! :)
Вопрос: Насколько Формула Renault близка по характеристикам к Формуле 1?
Михаил Алешин: В целом сложно что-то сравнивать с машиной Формулы 1, иначе аналогичный класс обходился бы командам в аналогичные деньги. Могу сказать больше, в техническом плане Формула 1 стоит особняком от всего остального автоспорта, именно там применяются самые передовые технологии. Они могут себе это позволить.
Вопрос: Михаил, расскажите о том, как за рулём машины WSR вы проходили последний поворот на Moscow Raceway?
Михаил Алешин: Когда на машине "много" аэродинамики, важнее всего эффективно использовать тормоза в самом начале замедления. Аэродинамика позволяет останавливать машину крайне эффективно, пока скорость высока. В финальной стадии этого поворота торможение сходит на нет, чтобы избежать блокировки колес, которая грозит повреждением резины.
Вопрос: Михаил, как вы оцениваете уровень победителя и призёров Мировой серии в этом сезоне?
Михаил Алешин: В этом году уровень WSR был одним из самых высоких за последние годы – пилоты пришли даже из GP2! Пришли и серьёзные спонсоры. Но главным открытием сезона стоит, пожалуй, назвать Антонио Феликса да Кошту: включившись в борьбу только с середины сезона, он смог в итоге пробиться в тройку призеров. Фантастический результат!
Вопрос: Михаил, как вы лично восприняли досрочный уход из команды Антона Небылицкого? Какое впечатление произвел финский напарник Ааро Вайнио?
Михаил Алешин: Я отношусь к Антону очень хорошо, мы дружим, и если учесть изначально российскую идеологию команды, мне было грустно узнать, что он решил уйти. Что касается Ааро, то это, нет сомнений, очень перспективный пилот, который доказал своими выступлениями, что он может показывать высокую скорость. Надеюсь, впереди у него большое будущее.
Вопрос: Велика ли разница между прежней и современной машиной Мировой Серии, что стало лучше, а что хуже?
Михаил Алешин: Таких факторов несколько. Стало больше аэродинамики, появился более мощный мотор V8, другая коробка передач, стало больше систем, в том числе DRS. Кроме того, резина стала более мягкой. Разница со старой машиной, в зависимости от трассы – от 3 до 5 секунд.
Об участии Михаила в программе «Наша Формула» и подготовке молодых пилотов…
Вопрос: Михаил, расскажите о программе «Наша Формула». Каким образом пилоты попадают в эту серию?
Михаил Алешин: Программа «Наша Формула» рассчитана на работу с уже более-менее опытными гонщиками. Если мы видим хороший потенциал пилота в картинге, то беремся его поддерживать. Главная задача – довести одного из наших воспитанников до Формулы 1.
Сейчас в программе восемь человек, большая часть ездит в картинге, российском и международном, а несколько человек уже выступают в "формулах". Сейчас в "Нашей Формуле" собраны лучшие молодые пилоты страны.
Вопрос: С чего начинать в России человеку желающему стать гонщиком? Я понимаю, что можно с дошкольного возраста сесть на квадроцикл, потом на карт в местном клубе, а что дальше? Искать деньги на Европу?
Михаил Алешин: В любой стране на начальной стадии занятий автоспортом приходится задействовать семейный бюджет. Если дело пойдет хорошо, появятся стабильно высокие результаты, тогда можно говорить о спонсорской поддержке. Это касается и нашей программы поддержки – пока, единственной в стране.
Честно говоря, я бы не рекомендовал квадроциклы – они не имеют никакого отношения к картингу и автоспорту. Этот отрезок карьеры я бы пропустил! :)
Вопрос: Михаил, какие чемпионаты приоритетны для молодежной программы «Наша Формула»?
Михаил Алешин: Наша программа присутствует, как в самом сильном российском картинговом чемпионате, так и в европейских сериях. Главное для нас – быть в топ-классах. Именно тогда есть возможность выявить настоящий талант. Только при наличии серьезной конкуренции вы можете отделить зерна от плевел.
Вопрос: Какой пилот из программы «Наша Формула», на ваш взгляд, наиболее перспективный?
Михаил Алешин: Как я уже говорил, в своих возрастных группах каждый из наших пилотов сейчас является лучшим. Среди тех, кто находится ближе всех к Формуле 1, я бы выделил Егора Оруджева, который приехал третьим в чемпионате мира по картингу и успешно провел дебютный сезон в Формуле 4.
Вопрос: С чего начинать к кому обратиться по поводу молодёжной программы по подготовке пилотов?
Михаил Алешин: Ребенку должно быть не больше 12 лет. В идеале – лет семь. Это отличный возраст, чтобы начать заниматься профессиональным картингом. Начинать же в 20 лет можно только на любительском уровне.
Вопрос: Что вы чувствуете, занимаясь с молодыми пилотами? Вспоминаете себя в их возрасте?
Михаил Алешин: Принимая непосредственное участие в воспитании пилотов программы «Наша формула», я чувствую, что обязательно нужно делиться своим опытом с молодёжью. В свое время, когда я только начинал, у меня не было наставника, прошедшего весь этот путь, который мог бы предостеречь меня от некоторых ошибок. По большому счету, шишки я набивал себе сам, но полученный опыт позволяет предостерегать от этих шишек молодых подопечных. А еще это огромное удовольствие – работать с молодежью и видеть, как под твоим руководством они выигрывают гонки и чемпионаты! :)
Вопрос: Михаил, почему, на ваш взгляд, крупные российские компании не поддерживают отечественных автогонщиков?
Михаил Алешин: Почему не поддерживают? По сравнению с ситуацией 4-5-летней давности, сейчас мы имеем намного больше компаний, заинтересованных в продвижении своей продукции через инвестиции в автоспорт.
Сейчас в нашей стране эта тема активно развивается, и компании, которые однажды в этом участвовали, как правило, не отказываются от продолжения, так как видят непосредственную выгоду и от рекламы, и от имиджевых преимуществ от поддержки престижного вида спорта.
Об итогах прошедшего сезона Формулы 1…
Вопрос: Считаете ли вы, что Феттель завоевал свой титул достойно?
Михаил Алешин: Безусловно, у Феттеля была более быстрая машина, чем у Алонсо, особенно это было заметно в начале сезона. Но не стоит забывать, Ferrari тоже не стояла на месте и серьезно прибавила к концу чемпионата. Кроме того, скорость машины в Формуле 1 зависит и от того, какую информацию инженерам передал пилот при испытании очередных новинок. Успех Феттеля – это его коллективное достижение вместе с командой.
Вопрос: Говоря о чемпионате F1 2012 года, каких пятерых пилотов вы бы выделили?
Михаил Алешин: Главным открытием для меня стал, конечно же, Кими Райкконен. Финн очень стабильно проехал весь сезон, умудрился на этой машине даже выиграть гонку. Также я бы выделил Серхио Переса, Фернандо Алонсо, Пастора Мальдонадо и Себастьяна Феттеля.
Вопрос: Как вы оцениваете результаты Виталия Петрова? Полностью ли он реализовал свои возможности на слабой машине?
Михаил Алешин: Главной задачей в этом году для Виталия было обогнать Хейкки Ковалайнена. Caterham не могла бороться за очки, в таком случае победа над напарником по команде – это главная победа.
В финальной части сезона Виталий стал стабильно объезжать Хейкки и закрепил свой успех в финальной гонке, приехав 11-м и принеся команде 10-е место в Кубке конструкторов.
Вопрос: На кого вы бы поставили в борьбе за титул 2013-го года?
Михаил Алешин: Предполагаю, что сильно расстановка сил не изменится, но вполне возможны новые претенденты на титул, помимо Феттеля и Алонсо.
Вопрос: Что, по вашему мнению, произошло с Михаэлем? Он действительно уже не тот или причина неудач в машине?
Михаил Алешин: У Михаэля в этом году возникло множество технических проблем, но и объективно он всё же немного уступал Росбергу в скорости, хотя смог завоевать прекрасный поул в Монако.
Я уважаю решение Михаэля вернуться в Формулу 1 – он не хотел жить предыдущими успехами, а стремился к новым победам. Можно сказать, он всё начал с нуля, находясь на таком уровне. Это, безусловно, достойно уважения.
Вопрос: Михаил, что вы думаете о Грожане, как о гонщике (не беря в расчет аварии)?
Михаил Алешин: Ещё в GP2 Роман заявил о себе, как очень быстром, но крайне агрессивном пилоте. К сожалению, в сезоне 2012 года не брать в расчет его аварии не получится, так как их было множество. Но мне кажется, что в следующем году он сможет воспользоваться полученным опытом, чтобы реализовать свой потенциал.
Вопрос: Как вы относитесь к шинным интригам в этом сезоне? Очевидно, что для Pirelli не составляло труда сделать состав, выдерживающий всю гонку…
Михаил Алешин: Понятно, что можно сделать любую резину – она выдержит и 600 км в "боевом" режиме, но с точки зрения шоу в Pirelli поступили верно, благодаря этому гонки стали более зрелищными.
Резина Pirelli добавила головной боли пилотам, с ней действительно нужно уметь работать. Это также позволяет выявить тех, кто лучше справляется с этой задачей. Дополнительный и весьма интересный фактор.
Вопрос: Как относитесь к решению Хэмилтона сменить McLaren на Mercedes? Что это? Погоня за деньгами (большая свобода для работы с личными спонсорами) или он действительно хочет, по примеру Шумахера в Ferrari, создать "свою" команду и привести её к титулам?
Михаил Алешин: Ни для кого не секрет, что Льюис стал работать с крупной американской промоутерской компанией, которая, как мне кажется, повлияла на его решение уйти в Mercedes. С точки зрения результатов, не думаю, что это пойдет британцу на пользу. Но, с другой стороны, для него это будет новый интересный вызов, который может закончиться как провалом, так и большим успехом.
Вопросы на свободную тему…
Вопрос: Михаил, каковы ваши планы на следующий сезон?
Михаил Алешин: В данный момент, прямо сейчас, мы активно работаем над будущим годом. Пока не могу ничего анонсировать официально, но надеюсь обрадовать своих болельщиков и просто любителей автоспорта победами в 2013-м.
Вопрос: Михаил, как вы относитесь к гонке чемпионов и планируете ли принять в ней участие в 2013 году?
Михаил Алешин: Когда появится российская команда – с удовольствием выступлю в её составе.
Вопрос: Михаил, что собираетесь делать 21 декабря 2012?
Михаил Алешин: Не очень верю во всю эту ерунду. Насколько я знаю, так называемый "конец света" наступит в 10:15 утра. В это время я, скорее всего, буду заниматься в спортзале. Если бы в племени Майя были бы настоящие провидцы, то они уж, как минимум, смогли бы предсказать свою собственную кончину. Но если кому-то хочется в это верить – это его право.
Вопрос: Михаил, ждать ли вас на Гонке Звезд "За Рулем"?
Михаил Алешин: Сейчас мы рассматриваем возможность участия в этих состязаниях. Лично я отношусь к ним очень позитивно – это отличный фан, прекрасный повод ещё раз пообщаться со своими болельщиками.
Вопрос: Как вы думаете, сможет ли Даниил Квят в скором времени дебютировать в Формуле 1?
Михаил Алешин: У Дани есть все возможности, чтобы подобраться к Формуле 1 на максимально близкое расстояние. Но нужно понимать, что одних побед мало – ему всё равно понадобится для попадания в Ф1 спонсорская поддержка. Надеюсь, к тому моменту, когда он будет на подступах к Формуле 1, в России появится более серьезный интерес к этому спорту.
Вопрос: Как вы оцениваете выступления "новых" команд в 2012 году?
Михаил Алешин: Новым командам в Формуле 1 всегда непросто, ведь, как правило, "новая" = "слабая". Это показала хотя бы ситуация с HRT.
Вопрос: Михаил, понравился ли вам автодром Moscow Raceway?
Михаил Алешин: Если честно – очень понравился. Большая часть той критики, что я услышал в адрес трассы, кажется мне не совсем оправданной. Просто её конфигурация не совсем стандартная, что на мой взгляд здорово. А самое главное – она позволила нам впервые в истории России принять у себя такие чемпионаты, как WSR, за что владельцам автодрома нужно сказать огромное спасибо. Не было бы трассы - не было бы у нас и чемпионатов такого уровня.
Вопрос: Михаил, а какая была у вас первая машина?
Михаил Алешин: Моим первым автомобилем стал прекрасный образец российского автопрома - Лада-Нива. Мне тогда было 18 лет, ей - примерно столько же :) Проездил я на ней недолго.
Вопрос: Какой самый действенный способ приобщения людей к автоспорту?
Михаил Алешин: Нужно проводить больше соревнований самого высокого уровня в нашей стране. Особенно будет приветствоваться такой формат, как у WSR, где болельщики могут свободно прийти на трибуны и в паддок.
Вопрос: Михаил, как вы относитесь к мотоспорту, и вообще к мотоциклам в целом?
Михаил Алешин: К мотоспорту отношусь с уважением. Ребята там гоняются отчаянные, особенно если брать MotoGP. При этом, надо понимать, что MotoGP едет на круге даже медленнее Формулы Renault 2.0, причем секунд на пять! :)
К мотоциклам в обычной жизни отношусь с осторожностью, дорожное движение у нас не совсем рассчитано на такой вид транспорта. Особенно зимой! :)
Вопрос: Михаил, расскажите о вашей музыкальной карьере!
Михаил Алешин: Карьерой это назвать сложно. Скорее, просто хорошее хобби. В данный момент мы активно репетируем новую программу кавер-версий таких групп, как The Beatles, Rolling Stones и Боба Дилана. Выступление планируем ближе к весне.
Вопрос: А как вы относитесь к дрифту и дрэг-рейсингу? Хотели бы попробовать свои силы в этих соревнованиях?
Михаил Алешин: Отношусь с пониманием. Но хотел бы отметить, что участникам таких мероприятий важно помнить, что на первом месте для них должна стоять безопасность окружающих людей. Дрифт мне не очень интересен, а в дрэг-рейсинге, в таком классе как Top Fuel, я бы себя попробовал.
Вопрос: Михаил, успели уже по полной опробовать возможности Evo8?
Михаил Алешин: Опробовать уже успел – аккуратно, теперь у нас в Подмосковье есть уже несколько трасс.
Вопрос: Вас узнают на улицах? Просят автограф?
Михаил Алешин: Иногда, но далеко не каждый день, к счастью. Вообще же, когда был московский этап WSR, мне было очень приятно пообщаться со своими болельщиками, понять, как их на самом деле много.
Вопрос: Как вы относитесь к заокеанским сериям, не собираетесь ли в NASCAR или IndyCar?
Михаил Алешин: Гонки в Америке мне интересны. Насчет NASCAR не уверен, но IndyCar – один из тех классов, в котором мне со временем хотелось бы принять участие. Всему свое время. Надеюсь, сначала всё же будет Формула 1.
Вопрос: Назовите самую необычную и захватывающую гонку в вашей жизни…
Михаил Алешин: Из недавних запомнилась вторая гонка WSR в Барселоне 2012 года. На меня активно наседал напарник по команде (Ааро Вайнио), у меня не работала система DRS, из-за чего я терял около секунды на каждом круге, но всё же смог удержать вторую позицию.
Самой интересной гонкой я бы назвал гонку 2006 года в Турции. Там я без переднего крыла провел 15 кругов на машине WSR, удерживая за собой 15 пилотов! Тогда тоже удалось финишировать вторым.
Вопрос: Велика ли будет разница во временах на круге между гонщиком весом 70 кг и, например, 90 кг на машине WSR?
Михаил Алешин: Для гонщика вес в 70 кг – это тот предел, который он может себе позволить. Как правило, все ещё легче, а про 90 кг и речи быть не может. С научной точки зрения, 20 кг разницы в весе вполне могут привести к 0,5 секунды времени на круге.
Вопрос: Что вы почувствовали, узнав, что команда RFR прекратила свое существование?
Михаил Алешин: Было очень обидно, ведь в финальной гонке сезона в Барселоне мы в полном составе поднялись на подиум. Конечно, хотелось бы, чтобы RFR существовала и дальше - увы, не все здесь зависит от меня.
Вопрос: Нервничаете ли вы перед стартом?
Михаил Алешин: Конечно, нервничаю. Причем такое ощущение, что каждый раз – как первый. Но при этом я делаю упор на разработку плана на предстоящую гонку, пытаюсь просчитать действия тех, кто стартует с соседних позиций. Мне кажется, напряжение перед гонкой – естественная составляющая автоспорта. Чтобы было понятно – перед гонкой ощущения примерно такие же, как перед ответственным экзаменом. Разница в том, что на тебя ещё смотрят миллионы телезрителей! :)
Вопрос: Михаил, где и с кем, если не секрет, вы будете отмечать Новый Год?
Михаил Алешин: Если мы все переживем 21-е число... :))) Я буду встречать Новый год со своей семьёй в Москве. Потом, если получится, надеюсь немного отдохнуть в тёплых странах.
Михаил Алешин: Хочу поблагодарить всех за множество интересных вопросов. К сожалению, мы не смогли ответить на все, но у нас еще будет возможность встретиться вновь. Большое спасибо и с наступающими всех праздниками!