Фил Чарльз: Даниил освоился моментально

Фил Чарльз

В эксклюзивном интервью F1News.Ru главный гоночный инженер Toro Rosso Фил Чарльз говорил о прогрессе Даниила Квята, проблемах с весом у Жана-Эрика Верня и успехах Даниэля Риккардо…

Вопрос: Насколько сложными были условия во второй тренировке в четверг, когда команды не хотели выпускать пилотов на мокрую после дождя трассу?
Фил Чарльз: Очень сложными. Любому молодому пилоту здесь непросто, а если принимать во внимание, что Даниил не выступал здесь ни в одной из категорий и поработал всего полдня на симуляторе, он справился отлично. Все пилоты, которые впервые приезжают в Монако, говорят после первой тренировки: "Вау, стены и правда очень близко". Я был удивлен тем, что Даниил так быстро освоился.

То, что во второй тренировке трасса была мокрой, сыграло против него. На этой трассе новичкам хочется дать как можно больше времени, ведь пилоты, которые приезжают сюда год за годом, имеют огромное преимущество – потому что на каждом круге гонщики здесь становятся все быстрее и быстрее. Для Даниила условия были не идеальными, но он выехал на трассу и показал себя очень неплохо. Он адаптировался быстро, и мы это видим на протяжении всего сезона.

Вопрос: Он сказал нам, что просил команду выпустить его на промежуточных шинах, но вы отпустили его из боксов только тогда, когда посчитали, что это достаточно безопасно...
Фил Чарльз: Да. Возможно, он должен быть нам за это благодарен. Это был сложный выбор, потому что мы хотели дать ему возможность проехать как можно больше кругов – это очень важно здесь, – но в то же время, он еще не до конца осознает, насколько подобные условия в Монако действительно опасны. Мы пока понимаем это лучше.

Даниил Квят

Многие более опытные гонщики потом говорили, что даже на промежуточных шинах было почти невозможно управлять машиной. В этом году, с новой силовой установкой, очень просто допустить пробуксовку. Так что мы должны были быть осторожны.

Мы все-таки позволили ему проехать пару кругов на промежуточной резине, когда трасса не до конца просохла. Да, он начал кричать на нас: "Дайте мне выехать, дайте мне выехать", – но мы могли ответить только: "Да, мы дадим тебе выехать, но давай дождемся, когда условия будут не столь сложными". Это был единственно верный выбор.

Вопрос: Даниил говорил, что во время тренировки коснулся барьера…
Фил Чарльз: Правда? Мне он этого не сказал (смеётся). Шутка.

Это нормально, когда пилоты слегка касаются барьера, как мы говорим "целуют". Гонщикам здесь приходится непросто. Они должны использовать всю ширину трассы до последнего сантиметра, так что порой такое случается. Главное, чтобы это был действительно "поцелуй", потому что разница между легким касанием, которое не приводит ни к каким последствиям, и аварией здесь достаточно мала. Это делает гонку в Монако уникальной.

Конечно, он сказал мне, что поцеловал стену. Мы проверяем машины после тренировок – никаких повреждений не было, так что поцелуй был нежным.

Вопрос: Вы видели реакцию многих пилотов, выступавших здесь впервые...
Фил Чарльз: Всем приходится непросто, но в этом году задача ещё больше осложнилась. Я говорил про силовую установку, но к этому надо добавить ещё и то, что на некоторых участках уложен новый асфальт. Барьеры близко, повороты слепые, сцепления мало – невероятно сложные условия. Всем приходится быть осторожными в начале уик-энда, даже опытным пилотам. Но ему еще и надо было учиться.

Симулятор невероятно реалистичен, но он не заменит ощущений от пилотирования на трассе. После тренировок на симуляторе вам все равно нужно пройтись по трассе пешком, посмотреть на все кочки, на все поребрики, изучить в деталях точки торможения, повороты – это серьезная работа. И он справляется с ней очень хорошо. Он сделал домашнее задание и хорошо работает на уроке.

Даниил Квят и Фил Чарльз

Вопрос: В Китае Даниил говорил журналистам, что у Toro Rosso два одинаковых пилота, и команда может рассчитывать на них в равной степени…
Фил Чарльз: Нам очень повезло с ними, да. Это очевидно, что у нас два хороших пилота. Они отличаются друг от друга, если говорить о том, сколько у каждого из них опыта. Оба молоды, но у Жана-Эрика два года в Формуле 1 за плечами, и это огромное преимущество для команды. Он здорово помогает нам в процессе выбора настроек.

Даниил пришел в команду, моментально освоился за рулем и продолжает нас мотивировать. Я очень доволен ими обоими. Они дополняют друг друга. Если бы у нас было два Квята, возможно, возникли бы определенные проблемы с настройкой машины. Если бы у нас было два Верня, нам, возможно, не хватало бы свежего взгляда и сверхмотивации, которая есть у Даниила. Нам очень повезло, ведь эта пара – отличное сочетание.

Вопрос: Квят в Австралии и Квят в Монако – это два разных гонщика? Насколько серьезного прогресса он добился за это время?
Фил Чарльз: Он прогрессирует каждый раз, когда садится за руль. Есть несколько областей, над которыми мы сейчас работаем, с которыми мы стараемся ему помочь. Первое, что приходит на ум – взаимодействие с шинами. Это то, где нужен опыт. Пилоты, которые приходят из молодежных серий, порой слишком агрессивны. Но в современной Формуле 1 бережное отношение к шинам – одна из главных особенностей, этому не так просто научиться.

Чтобы научиться оптимально использовать шины, нужно время, пилоты должны сами попробовать что-то, чтобы понять, как отвечают шины на их действия. Мы пытаемся помочь ему, изучая телеметрию и сравнивая её с телеметрией Жана-Эрика. Но в первую очередь это нужно ему понять самому. Мы можем донести до него какие-то основные положения, но при этом, чтобы понять все до конца, он должен попробовать всё самостоятельно. Он прогрессирует невероятно быстро, но, я бы сказал, что ему еще предстоит усвоить огромное количество материала.

Молодые пилоты приходят в Формулу 1 из молодежных серий, где они были на ведущих ролях и побеждали. Здесь они полны решимости доказать, что они лучшие, но на этой стадии надо перестроиться и осознать, что многому предстоит научиться. Особенно если мы говорим о работе с шинами. Пилоты, которые выступали в прошлом году, имеют огромное количество информации, а новичкам приходится все изучать заново. Даже если они опробовали все составы, потом им приходится сталкиваться с разными типами трасс, с разными условиями: пыльный асфальт, холодный асфальт, абразивный асфальт или менее абразивный и так далее. В каждой конкретной ситуации надо всё начинать сначала. Квят учится очень и очень быстро, но научиться ему предстоит еще очень многому.

Вопрос: То, что зимние тесты сложились для вас так непросто, ещё сказывается на его выступлениях?
Фил Чарльз: Зима была очень сложной. Не только для него или для нас, для многих команд. Изменения в правилах, совершенно новые машины. Мы не единственные, кому пришлось непросто.

Когда приходит дебютант, вы хотите зимой предоставить ему как можно больше времени на трассе. Но мы не смогли на тестах предоставить Даниилу возможность поработать над собой, сравнить поведение машины на коротких сериях с малым количеством топлива с длинными сериями, дать возможность допустить ошибку, после которой он сам мог бы сделать определенные выводы. Ничего этого не было. Ему пришлось учиться во время гонок, когда права на ошибку нет.

Во время гоночных уик-эндов времени очень мало. Мы не можем сказать ему: "Даниил, попробуй теперь переступить предел – вылети за пределы трассы, вернись". Так пилоту проще понять, где предел. Но по ходу уик-энда у вас нет такой возможности, вам все надо делать правильно. И оценить то, насколько он действительно хорошо справился со своей работой, можно, только зная, что у него ничего этого не было.

Вопрос: Его часто спрашивают, является ли для него преимуществом то обстоятельство, что правила изменились столь радикально в этом году. Многим опытным пилотам приходится привыкать, заново переучиваться, а он знакомится с Формулой 1, не имея опыта пилотирования машин прошлых лет…
Фил Чарльз: Есть две стороны медали. Да, он "свежий", для него это следующая серия в карьере, просто новая машина. Многим из тех, кто здесь гоняется десять лет, нужно адаптироваться, им приходится менять подход.

С другой стороны, если взять только руль – на нем и год назад было огромное количество переключателей. Для пилотов, которые выступали в Формуле 1 в прошлом году, многие переключатели знакомы, для них менять все эти параметры – естественный процесс.

Даниилу сейчас приходится иметь дело с огромным количеством новых систем. В этом отношении ему в десятки раз сложнее, чем дебютантам прошлых лет. При том, что ему приходится учиться обращаться с новыми силовыми установками, с гибридными системами, с новыми шинами и так далее – то есть всем тем, с чем приходится учиться обращаться и другим пилотам, – ему также приходится изучать то, что у других доведено до автоматизма. Это огромное количество информации. Например, порой нам нужно было специально для него упростить некоторые операции, которые производятся с руля, чтобы он мог больше концентрироваться на пилотаже.

Вопрос: Мы порой слышали ваши переговоры по радио, когда он говорил: "Это слишком…"
Фил Чарльз: Да. Пару раз такое было. У пилотов, которые выступают в Формуле 1 десять лет, не возникает столько вопросов. Они просто привыкли к каким-то вещам и теперь даже не обращают на них внимания.

Вопрос: Мы знаем, что Жан-Эрик тяжелее Даниила и это сказывается на времени прохождения круга...
Фил Чарльз: Да. Даниилу очень повезло. Он достаточно высокий для пилота Формулы 1, но – я не понимаю, как ему это удается – не весит вообще ничего. Он легче пера (смеётся). Возможно, у него перья вместо костей, но ему действительно очень-очень повезло. Он находится в чуть более выгодном положении по сравнению с Жаном-Эриком, если говорить о весе. Вернь – не поймите меня неправильно – имеет более "нормальный" вес, и со всеми изменениями в Формуле 1, мы не смогли, скажем так, обеспечить оптимальные условия работы для Жана-Эрика.

Фил Чарльз и Жан-Эрик Вернь

Вопрос: Вы близки к решению этой проблемы?
Фил Чарльз: Мы в каждой гонке подбираемся ближе к решению. Пока ситуация не идеальна, но она улучшается. Очень обидно, что вес пилота может влиять даже на выбор настроек. Но с текущим регламентом более тяжелые пилоты оказались в невыгодном положении. Порой можно поиграть с балансом, чтобы продлить жизнь шинам, но когда такой возможности нет – это очень обидно.

Вопрос: В этом году многих удивила форма Даниэля Риккардо. Вам же наверняка приятно осознавать, что он так быстро освоился в чемпионской команде. Это значит, что вы все это время работали с пилотами топ-класса, ведь Жан-Эрик выступал немногим хуже Даниэля, а теперь на его фоне неплохо смотрится и ваш новый гонщик…
Фил Чарльз: Да, это действительно приятно. Даниэль ушел от нас и сейчас работает просто великолепно. Для нас это хорошо по двум причинам. Во-первых, это доказывает, что мы существуем не зря – он многому научился здесь, в Toro Rosso. Мы повлияли на его рост как пилота. Конечно, у него были отличные задатки, но он прошел через нашу школу, и это стало для него отличной подготовкой.

Во-вторых, как вы и сказали, это дает нам понимание того, что у нас действительно очень хорошие пилоты. Мы можем уверенно говорить, что у нас два по-настоящему классных гонщика. Нам не на что жаловаться в этом отношении.

Главное, чтобы они не останавливались. Это, кстати, единственная негативная сторона. У них есть повод подумать: "О, если я неплохо смотрелся на фоне этого парня, значит, я и правда хорош". Но они обязаны бороться, обязаны прогрессировать. Если в нашем спорте вы останавливаетесь в развитии, то рискуете всё потерять. Мы довольны обоими гонщиками, но они должны продолжать упорно работать – тогда мы будем довольны и в будущем.

Текст: . Источник: эксклюзивное интервью
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости