Статьи

Статьи

Гудиер: жизнь как испытание

Сегодня трудно себе представить, что ещё совсем недавно в мире не было изделий из резины. Ткань, кожа, дерево, металл – вот практически исчерпывающий список материалов, из которых изготавливалось всё на свете.

Гудиер: жизнь как испытание

Лишь в середине XVIII века в Европу из Америки был привезён каучук – мягкий и упругий материал из сока каучукового дерева. Индейцам он был знаком не меньше тысячи лет, но даже они не смогли найти ему иного применения, кроме как мяч для игр. И неудивительно – материал был очень непрочным, липким и разлагался от жары.

Новинка привлекла к себе внимание, однако как её использовать – никто не знал. Единственное, что стало ясно сразу – это то, что каучук отлично стирает с бумаги написанное карандашом. Так и появилось его английское название – rubber, то есть «стиратель».

Из многочисленных необычных свойств каучука наибольшее внимание сразу же привлекло к себе то, что он отталкивал воду. Именно здесь виделся наибольший потенциал – изготовление водонепроницаемой обуви, плащей, одежды несомненно принесло бы огромные дивиденды.

Одной из первых в мире компаний, которая занялась производством «резиновых» изделий, стала в начале 30-х годов XIX века Roxbury Rubber Company из Роксбери под Бостоном. Они растворяли каучук в скипидаре, после чего наносили на одежду и обувь, а также спасательные круги. Получившаяся прорезиненная продукция стремительно завоёвывала популярность в США.

Именно в эту компанию в 1833 году приехал владелец скобяной лавки (хозяйственного магазина) из Филадельфии Чарльз Гудиер. Он очень заинтересовался каучуком и предложил свои идеи по улучшению продукции. Тогда же владелец компании рассказал Гудиеру, что в действительности дела его компании идут неважно. Осенью, зимой и весной они продали большое число «резиновых» товаров, но летом покупатели начали возвращать продукцию, так как в жару она полностью испортилась. Компания терпела гигантские убытки, а главное – не имела представления, что делать дальше.

Этот день для Гудиера всё изменил. Он решил во что бы то ни стало найти способ сделать каучук пригодным для использования. Правда, по возвращению в Филадельфию он был немедленно арестован и заключён в долговую тюрьму. Но даже это его не остановило – он попросил принести ему туда каучук и некоторые препараты и начал экспериментировать.

Вскоре увлечение Гудиера превратилось практически в одержимость. Он превратил домашнюю кухню в лабораторию и тратил на эксперименты все деньги – в том числе и заёмные. Несколько раз ему казалось, что он нашёл решение – Чарльз привлекал знакомых инвесторов и начинал производство, но затем всё снова и снова шло крахом: первая же жара превращала продукцию Гудиера в слизкую и отвратительно пахнувшую кашу. Бизнес рушился, а семья Гудиера и его инвесторы терпели очередные убытки.

Чарльз Гудиер

Прорыв произошёл в 1839 году, когда небольшое количество смешанного с серой каучука оказалось на горячей печке у него дома на кухне. Почему и как именно это произошло – биографы спорят по сей день. По одной из версий, Гудиер сам бросил его в печь, пытаясь скрыть от жены свой очередной эксперимент.

К тому моменту Гудиер уже знал, что сера немного улучшает свойства каучука, но всё равно этого было недостаточно для его хозяйственного использования. И разумеется, он тысячи раз пытался нагревать каучук, но это неизбежно приводило к тому, что тот плавился и становился непригодным для дальнейшего использования.

Однако на этот раз всё было иначе – образец не расплавился, а обуглился, словно кожа, и стал твёрдым и прочным. Что самое главное – изменения произошли не только на поверхности каучука, как это обычно бывало, а по всей глубине. Гудиер тут же отправился в лабораторию, где попытался воспроизвести опыт.

Вскоре стало ясно, что каучук, смешанный с серой и кратковременно нагретый до определённой температуры (около 200 градусов) превращался в твёрдую резину. Этот процесс сам Гудиер назвал вулканизацией, в честь древнеримского бога огня Вулкана. И хотя открытие произошло благодаря стечению обстоятельств, Гудиер всегда настаивал, что его нельзя назвать случайностью – ведь оно стало следствием его многочисленных экспериментов.

Вулканизация каучука произвела настоящую революцию в науке и технике того времени, резина начала стремительно захватывать мир. Однако сам Гудиер даже после своей победы не смог ни разбогатеть, ни успокоиться. Во-первых, потому что его и после открытия больше интересовала не деловая сторона вопроса, а способы улучшения процесса вулканизации. А во-вторых, его опыты немедленно начали воспроизводить конкуренты, и Чарльзу пришлось вести настоящую патентную войну.

Судьба Гудиер сложилась трагически – он умер в 1860 году, в возрасте 59 лет, не выдержав известия о смерти своей дочери. Умер химик-самоучка если не в нищете, то в бедности, оставив наследникам лишь огромные долги – а также своё имя. Сам он, впрочем, относился к этому философски. «Размышляя о прошлом, касательно промышленной части дела, автор не намерен жаловаться и говорить, что другие собрали те плоды, что он посадил, – писал Гудиер. – Жизненные достижения нельзя оценивать исключительно долларами и центами, как слишком часто делается. Человек действительно может сожалеть лишь тогда, когда никто не пожинает то, что он посеял».

Но жизнь – удивительная вещь. На момент смерти Гудиера человеку, который его прославит, не было ещё и года, а его отец занимался продажей первых в Америке машин для жатвы. Этого человека звали Фрэнк Сейберлинг. Спустя 38 лет он останется без работы, с женой и тремя детьми, и от безысходности купит старую заброшенную фабрику, не имея особого представления, что с ней делать. Немного подумав, он, вместе со своим братом, откроет тут производство резиновых изделий. Свою компанию он назовёт Goodyear Tire & Rubber Company – в честь человека, открывшему для мира резину.