Статьи

Статьи

Goodyear: история успеха

Шины Goodyear не используются в Формуле 1 уже больше 20 лет, но по-прежнему остаются самыми успешными в истории чемпионатов мира: на них одержано 368 побед и завоёвано 358 поулов! Это тем более удивительно, так как продукция Goodyear появилась в Формуле 1 лишь через 15 лет после первого этапа чемпионата. С другой стороны, всё вполне закономерно – ведь компания Goodyear тесно связана с автоспортом практически с самого основания!

Goodyear: история успеха

Началось всё с того, что в 1898 году предприниматель из города Акрон, штат Огайо, Фрэнк Сейберлинг (иногда его называют на немецкий манер Зайберлингом, но хотя семья Фрэнка действительно имеет немецкое происхождение, даже его отец, Джон Сейберлинг, родился уже в США) вместе с братом Чарльзом купил картонную фабрику. Можно подумать, что это был грамотный инвестиционный проект, но в действительности всё было несколько иначе.

На самом деле фабрика была заброшенной и давно не работала. Привлекла Сейберлинга, по всей видимости, цена: здание в Восточном Акроне вместе с семью акрами земли стоило всего $13500. Впрочем, и этих денег у Фрэнка не было – после кризиса 1893 года он, с женой и тремя детьми, остался без работы, так что даже первоначальный взнос в $3500 пришлось занять у родственника, Лусиуса Майлза.

На этой фабрике Сейберлинг решил заняться производством резины. Момент был выбран удачно – в мире как раз наступал велосипедный бум. А за несколько лет до этого появились, наконец, удачные конструкции надувных шин для них. Именно шины для велосипедов и должна была выпускать новая компания. Назвать её Сейберлинг решил в честь многострадального Чарльза Гудиера: The Goodyear Tire & Rubber Company.

Фрэнк Сейберлинг

На первых порах компания Сейберлинга шинами не ограничивалась – они выпускали также резиновые накладки для подков и даже покерные фишки. Но уже в 1899 году Сейберлинг открыл для себя новое перспективное направление – автомобильные шины. И первым делом он предложил свою продукцию Генри Форду, для его гоночного автомобиля. Ту гонку Форд выиграл. Так компания Goodyear вступила в сферу, где очень скоро станет безоговорочным лидером.

Неудивительно, что когда в 1907 году компания Генри Форда начала выпускать знаменитый Ford T, на него ставились именно шины Goodyear. Этот контракт сделал Goodyear лидером мирового рынка. Однако возможен он стал лишь благодаря изобретению самого Сейберлинга, построившего первую в мире машину по производству шин. Теперь один человек за 10 часов мог выпустить 60 шин – против пяти в прежние годы. Так что когда ещё через несколько лет Генри Форд внедрил конвейер, из-за недостатка шин он не простаивал.

Но шины Goodyear ставились не только на Ford T. Их продолжали использовать на велосипедах, на них перешла львиная часть американского автопрома. Вскоре появились и шины для самолётов, а сама компания начала производить дирижабли и аэростаты – сегодня аэростат с эмблемой Goodyear входит в число самых узнаваемых рекламных изображений в мире. Параллельно развивалась и гоночная история компании. В 1913 году шины Goodyear впервые использовались в гонке Indy 500. В 1914-м такие шины стояли на всех машинах, вышедших на старт гонки.

Фабрика Goodyear

В 1921 году компания была реформирована, в результате чего Фрэнк Сейберлинг её покинул. К тому моменту ассортимент продукции Goodyear был просто огромным – компания производила практически любые товары из резины, включая, например, противогазы, и строила собственные аэростаты. В тридцатых годах даже было создано совместное предприятие с немецким Zeppelin по созданию дирижаблей, но после начала Второй мировой войны его закрыли.

Во время войны предприятия Goodyear производили самую разнообразную и далеко не только резиновую продукцию – например, здесь строились американские истребители F4U Corsair (под маркой FG-1). После войны компания вернулась к более традиционным для себя товарам, и, благодаря постоянному расширению ассортимента и передовым технологиям, в 1951-м годовая выручка компании достигла $1 миллиарда.

В те же годы компания искала новые пути для продвижения своей продукции, и одни из основных таких путей стал автоспорт. Шины Goodyear использовались в Дайтоне, в дрэг-рейсинге, в гонках сток-каров и на рекордных автомобилях. Но почти все эти гонки были национального уровня. В мировой автоспорт компания пришла в 1964 году, сразу в нескольких сериях. В их числе была и Формула 1 – на Гран При Италии шины Goodyear стояли на ATS Марио Араужу де Кабрала.

Настоящая экспансия началась в 1965-м, когда на шины Goodyear перешли команды Brabham и Honda. В том же году на Гран При Мексики первым финишировал Ричи Гинтер на Honda. Это была первая победа в Формуле 1 и для Гинтера, и для Honda, и для Goodyear. Однако самый первый успех в мировом автоспорте пришёл к компании на несколько месяцев раньше, когда команда North American Racing Team на Ferrari 250 LM с шинами Goodyear выиграла «24 часа Ле-Мана». Кстати, это была последняя победа Ferrari в Ле-Мане.

С тех пор началась в буквальном смысле умопомрачительно успешная история Goodyear на всех уровнях автоспорта. Уже в 1966 году на этих шинах был выигран чемпионат мира в Формуле 1 – это сделал Джек Брэбэм. В 1967-м титул достался Халму, так же на Goodyear, а Эй-Джей Фойт на шинах этой же марки победил в Инди-500. В 1968 году ещё одну победу в Инди-500 принёс Goodyear Бобби Анзер. А с 1969 года по сей день все чемпионы ведущей серии NASCAR выступали на шинах Goodyear.

Goodyear в автоспорте

В Формуле 1 шины Goodyear приобрели популярность практически мгновенно. С 1968 года на них перешла McLaren, с 1971 года – Tyrrell, затем Lotus и Ferrari. Самые успешные гонщики своей эпохи, Джеки Стюарт и Эмерсон Фиттипальди, львиную долю своих побед одержали именно на шинах Goodyear. В 1971 году слава Goodyear вышла за пределы планеты – американский космический корабль Appolo 14 доставил на Луну ровер, обутый в шины Goodyear. А в 1974-м из 226 главных гонок на Земле 151 была выиграна на шинах Goodyear.

В то же время внутри американской шинной индустрии зрел серьёзный кризис. Всё дело в том, что в то время как весь остальной мир, начиная с Европы, давным-давно перешёл на радиальные шины, все пять крупнейших производителей шин в США продолжали использовать традиционную диагональную схему. Четырём из них (BF Goodrich, Firestone, General и Uniroyal) это, в конечном счете, стоило независимости.

Такая же судьба могла постичь и пятого, Goodyear. Переход на радиальные шины требовал огромных инвестиций и переучивания рабочих. К тому же, диагональные шины, с их мягким, вальяжным ходом, казались более подходящим американским «традициям». Однако в 1974 году новым главой компании стал Чарльз Пиллиод. Он был уверен, что будущее за радиальными шинами, и настоял на реорганизации производства.

Суммарные инвестиции в переделку производства составили колоссальные 3 миллиарда долларов. Пиллиод подвергался жесточайшей критике как внутри компании, так и вне её. Однако уже в 90-е в Goodyear безоговорочно признавали, что только решительность Пиллиода спасла Goodyear от участи всех его американских конкурентов. Сегодня радиальные шины составляют почти 100% от общего производства шин в мире.

Помимо прочего, переход на радиальные шины позволил Goodyear удержать свои лидерские позиции и в автоспорте. Шины Goodyear буквально доминировали в Формуле 1 в 80-х, а в 90-е компания осталась единственным поставщиком – не из-за регламента, а просто потому, что все конкуренты покинули чемпионат.

В конечном счёте, в 1998 году американская компания тоже покинула Формулу 1, остановив счётчик своих побед на фантастическом числе: 368. Она завоевала 25 титулов, а кроме того, 14 раз побеждала в «24 часах Ле-Мана». До сих пор никто из конкурентов к этим цифрам не смог даже подобраться.

Почти два десятилетия после этого компания Goodyear вновь ограничивалась гонками национального уровня. Однако в последние пару лет ситуация вновь начала меняться. Начиная с сезона 2019-2020 годов шины Goodyear возвращаются в чемпионате WEC, и в следующем году выступят в Ле-Мане. Нет сомнений, что это лишь первый шаг на большом пути одной из самых авторитетных и успешных шинных компаний в мире. Кто знает – быть может, однажды она вернётся и в Формулу 1.