Дакар-2018: Итоги – мотоциклы

Лайя Санц

Ралли-рейд «Дакар-2018» завершён, и пришла пора подводить его итоги. Спортивный директор марафона, пятикратный победитель «Дакара» в зачёте мотоциклов Марк Кома доказал, что неважно, где проводится ралли-рейд – в Африке или Южной Америке. При должном желании и исполнении гонка может быть действительно сложной, непредсказуемой и захватывающей – именно таким и должен быть настоящий «Дакар».

Если судить только по списку победителей, на ралли-рейде «Дакар-2018» обошлось без особых сюрпризов. Человек, не следивший за ходом марафона, наверняка будет уверен, что гонка прошла по стандартному сценарию, и ему будет трудно не навесить на этот «Дакар» ярлык «заурядный». Но как же сильно он ошибётся!..

Ярчайший пример тому – противостояние в зачёте мотоциклов. Семнадцатый год подряд на «Дакаре» победил гонщик KTM, и то, что им впервые стал Маттиас Валкнер, вряд ли можно отнести к большим сюрпризам – в прошлом году австриец финишировал вторым, а прошлогодний победитель, Сэм Сандерлэнд, на этот раз тоже лидировал, но сошёл из-за проблем со спиной. В общем, всё как обычно. Или нет?

В действительности «Дакар» уже давно не видел такой плотной борьбы среди мотоциклистов, как в этом году. На большинстве этапов гонщики финишировали плотной группой, в которую входил десяток мотоциклистов из самых разных команд! Да, Сандерлэнд лидировал на момент своего схода, но к этому моменту опережал Honda Кевина Бенавидеса всего на четыре минуты! Совсем рядом был и Адриен ван Беверен на Yamaha, который и перехватил лидерство у Сандерлэнда, и Пабло Куинтанилла на Husqvarna, и ещё один представитель Honda Рикки Брабек…

Сход предыдущего победителя ралли-рейда Дакар Сэма Сандерлэнда на четвёртом этапе марафона

Долгое время ситуация в общем зачёте этой категории оставалась совершенно неопределённой. На победу претендовали 8-10 гонщиков, представляющих четыре разные марки! И представители KTM среди них ничем не выделялись. На четвёртом этапе, к примеру, в первой тройке генеральной классификации мотогонщиков знаменитой австрийской команды не было вовсе! И так продолжалось на протяжении большинства этапов марафона.

По сути, решил судьбу «Дакара» один единственный спецучасток, на десятый день марафона. Для мотогонщиков он был девятым, так как предыдущий организаторы отменили. На нём почти все лидеры поторопились и совершили навигационную ошибку, потеряв от сорока минут до часа. Валкнер же выбрал иную стратегию, с самого начала поехав этап очень аккуратно. Он сразу понял, что с навигацией на этом этапе могут быть проблемы, потому ехал внимательно, в полном соответствии с пословицей «Тише едешь – дальше будешь».

Это был единственный этап, который Валкнер выиграл за весь этот «Дакар», и именно он принёс австрийцу победу. После него преимущество Маттиаса над ближайшими преследователями, гонщиками Honda Хуаном Барредой и Кевином Бенавидесом, превышало 40 минут. А когда Барреда, несколько этапов проехавший с травмой колена, на следующий день снялся с дистанции, стало ясно, что помешать Валкнеру победить может только какое-то невероятное стечение обстоятельств.

Оставшиеся этапы Маттиас проехал очень аккуратно. Бенавидес делал всё, что в его силах, отыграл почти полчаса, но этого оказалось недостаточно. Всё, что аргентинцу удалось – это принести Honda второе место в генеральной классификации. Не так мало, если вспомнить, что в прошлом году гонщики KTM на финише заняли весь подиум.

Маттиас Валкнер на подиумной церемонии Дакара-2018

Маттиас Валкнер: «Это просто потрясающе. Я никогда не думал, что мне действительно удастся победить. Моей целью было остаться на подиуме, но в этом году борьба шла невероятно плотная, и десятый день стал ключевым. На этот раз удача оказалась на моей стороне, и моя мечта сбылась. Это был совершенно сумасшедший "Дакар", уровень сражения оказался очень высок. Было ещё пять человек, которые могли победить, но, похоже, я оказался счастливчиком. Мне немного повезло, но, думаю, на "Дакаре" тебе нужна удача – иногда она приходит, иногда нет. На этот раз для меня всё сложилось прекрасно. После травмы, которую я получил здесь в 2016-м, для меня всё изменилось. Вернуться сюда очень здорово».

Конечно, нельзя сказать, что это первый подобный случай за последние годы – к примеру, в 2015-м гонщик той же Honda (тогда это был Паулу Гонсалвеш) уступил победителю на KTM, Марку Коме, ровно те же 16 минут и 53 секунды. Удивительное совпадение, если говорить о цифрах, и именно с того сезона Honda и Yamaha начали своё «наступление» на позиции KTM.

Но сам ход борьбы тогда всё же был иной – за победу с самого начала сражались всего трое – два гонщика Honda (Барреда и Гонсалвеш) и один – KTM (Кома). При этом Марк Кома с самого начала был очевидным фаворитом, и то, что он не лидировал с первых дней ралли, выглядело недоразумением, а его победа – логичной развязкой. Теперь же на победу претендентов столько, что выделить кого-то одного попросту не представляется возможным. И итоговый успех KTM можно объяснить скорее большим числом гонщиков, выступающих на мотоциклах этой марки, в том числе за заводскую команду, а также очевидным везением.

В общем, Маттиас Валкнер и KTM на «Дакаре-2018» праздновали, безусловно, заслуженный успех, но времена доминирования австрийской марки уже позади. Сейчас в ралли-рейдах есть четыре примерно равных по силе производителя: KTM, Honda, Yamaha и Husqvarna. К сожалению, из этого списка выпала Sherco, но отчасти это связано с не самым сильным составом пилотов, а также тем, что один из лидеров команды, Адриен Метж, упал и сломал голень уже на втором спецучастке. Так или иначе, можно не сомневаться, что в следующем сезоне к зачёту мотоциклов на «Дакаре» будет приковано ещё более пристальное внимание всего мира, чем обычно.

Читайте ещё