F1ЛОС’офия: Пять вечеров с Берни Экклстоуном

Представьте себе картину вроде бы совершенно фантастическую: неким невероятным образом вы оказались в гостях у Берни Экклстоуна.

Он в неплохом настроении, расположен к беседам, никуда не торопится и готов рассказать вам о Формуле 1 всё, что вы знать хотели, но боялись спросить. Или просто спросить было не у кого, потому что есть немало историй, известных только ему, в недавнем прошлом Великому и Ужасному мистеру Э., теперь уже бывшему главе менеджмента чемпионата мира.

Представили? Понимаю, что это непросто, ведь даже в свои 92 года Берни остаётся кем-то вроде небожителя, поэтому вероятность оказаться в его компании, да ещё надолго, и в течение нескольких вечеров слушать его рассказы стремится к нулю.

Но на самом деле это не совсем так. Земной поклон и всяческие слова благодарности британскому кинодокументалисту Манишу Панди, которого мы знаем по знаменитому фильму «Сенна»: на этот раз он дал нам возможность виртуально пообщаться с Берни Экклстоуном, сняв про него целый сериал.

Название простое – Lucky!, и его можно перевести по-разному, но тут кроется своего рода ловушка. Если написать «Счастливчик», то неизбежны неуместные параллели со знаменитым фильмом «О, счастливчик!» 1973 года с Малкольмом Макдауэллом в главной роли и замечательными песнями Алана Прайса. Тем более что это неправильная трактовка, потому что новый фильм Панди всё-таки не о счастье человеческом, а скорее о везении.

Есть слово «везунчик», но у него явно неподходящий шутливый оттенок. Поэтому я бы вольно перевёл название так: «Человек, которому везёт».

Я считаю, что мне тоже повезло, ведь в течение пяти вечеров я наслаждался «обществом» Берни Экклстоуна, который смотрел с экрана мне в глаза и говорил, говорил… На самом деле сериал состоит из восьми частей, но мне было некуда торопиться, и на зимних праздниках я растягивал удовольствие, спокойно смотрел, а что-то даже пересматривал: к каким-то эпизодам хотелось возвращаться вновь, чтобы ничего не упустить – просто потому, что было очень-очень интересно.

Сразу скажу, что я смотрел этот прекрасный сериал на языке оригинала, поэтому никаких сомнительных моментов, связанных с «трудностями перевода», не было. А если какие-то обороты устной речи Берни было непросто понять сходу, то это лишь потому, что он так излагает. Впрочем, ему всегда была свойственна весьма своеобразная манера.

Конечно, мне несколько проще, ведь уже 25 лет я пишу о Формуле 1 (и почти 16 из них работаю в F1News.ru), поэтому так или иначе в курсе исторического контекста, на фоне которого происходило то, чему посвящён фильм. Кроме того, в своё время я прочёл интереснейшую книгу Тома Бауэра «Не ангел. Тайная жизнь Берни Экклстоуна» – собственно, это биография экс-главы менеджмента чемпионата мира, очень здорово изложенная.

Её российское издание вышло под куда менее интригующим названием: «Формула 1. История главной автогонки мира и её руководителя Берни Экклстоуна», что не умаляет достоинств этого труда, и все, кто хотел, до него добрались ещё 10 лет назад.

Пожалуй, по-настоящему окунуться в киноповествование, скроенное так, как того хотел Маниш Панди и его команда, помогало и то, что мне, как и многим коллегам-журналистам, в разные годы доводилось общаться с Берни Экклстоуном в режиме интервью, и у меня есть своё представление об этом человеке.

В общем, мои пять вечеров проведённые в компании с ним, были просто незабываемыми – по разным причинам. Во-первых, во всех восьми частях фильма Берни делится безумно интересной информацией, во-вторых, он делает это очень по-своему. Недаром в конце каждой серии появляется титр: «Все рассуждения, точки зрения или комментарии, выраженные или сделанные Берни Экклстоуном в этой программе, принадлежат только ему и больше никому».

Всевозможные истории, часто по-настоящему драматические, Экклстоун излагает как очевидец и непосредственный участник событий, о которых мы в основном знаем по гоночной прессе, по книгам или просто по «Википедии». А тут о них рассказывает сам Берни, да ещё и на фоне уникальной кинохроники, в том числе из его личного архива.

Например, там есть кадры, датированные летом 1951 года, на которых мы видим, как Берни, которому тогда было всего 20, участвует в гонке британской Формулы 3, пилотируя зелёный Cooper с моторчиком объёмом всего 500 куб. см.

И буквально тут же Экклстоун даёт ответ на вопрос, почему при всей любви к автоспорту он не добился особых успехов как гонщик: «Однажды я гонялся в Гудвуде, и кто-то обогнал меня по внешнему радиусу, хотя в том месте трассы сделать это было практически невозможно. Это был Стирлинг Мосс. Если угодно, это можно сравнить с впечатлением, которые вы получаете, наблюдая за работой художника…»

В общем, Берни постепенно понял, что он не «художник». В то время он уже был вполне успешным торговцем подержанными автомобилями, а деловая жилка была ему присуща с детства, поэтому он остался в автоспорте, но сменил амплуа – занялся карьерой талантливого британского гонщика Стюарта Льюис-Эванса. По словам Экклстоуна, он не был менеджером – скорее просто помогал своему другу советами. Именно тогда, в 1957-1958 гг., Берни и стал по-настоящему «своим» в мире Формулы 1.

Экклстоун был близко знаком со всеми великими гонщиками той эпохи, чьи имена сегодня овеяны легендами – это Хуан-Мануэль Фанхио, Стирлинг Мосс, Майк Хоторн, Тони Брукс, Питер Коллинз, Луиджи Муссо и многие другие.

Конечно, поскольку в годы увлечения гонками Берни сам не раз попадал в аварии, он знал и об оборотной стороне автоспорта – о том, насколько это опасное занятие, которое в любой момент может привести к трагическим последствиям. Но вряд ли он был готов к тому, что совсем скоро это коснётся и его: Льюис-Эванс трагически погиб, попав в аварию на трассе Гран При Марокко, финальной гонки сезона 1958 года.

Кадры того происшествия в фильме тоже есть. И когда Экклстоун рассказывает о нём, смотря прямо в камеру, зритель чувствует, насколько ему тяжело обо всём этом вспоминать.

«Для меня это был плохой день. Мы со Стюартом были очень близкими друзьями. И умер он на следующий день после моего 28-летия, – говорит Берни. – После этого я вновь занялся своим бизнесом (торговлей подержанными машинами), полагая, что больше не смогу оставаться в автоспорте».

Как мы теперь знаем, прошло несколько лет, и Берни Экклстоун вернулся в Формулу 1 – о том, как это произошло, при каких обстоятельствах, и что было дальше, узнает каждый, кто посмотрит сериал. Пересказывать его я не собираюсь, мне лишь хочется в целом поделиться впечатлениями, которые на меня произвёл фильм Маниша Панди.

Это прекрасная, очень здорово сделанная работа, которую можно считать своего рода хрестоматией по истории Формулы 1 от 50-х годов прошлого века до наших дней, точнее, до того периода, когда американская корпорация Liberty Media получила контроль над чемпионатом, заплатив за это $4,6 миллиарда. После чего новые хозяева Формулы 1 решили, что в услугах Берни они больше не нуждаются.

В одном из интервью, посвящённом сериалу, его автор, Маниш Панди, сказал: «Все знают, что Берни – выдающийся человек. Но когда вы слышите его рассказы, вы проникаетесь и начинаете понимать, что он действительно очень любит порядок и стремится, чтобы всё было в идеальном порядке, причём делает это, проявляя большое терпение.

При этом к людям он относится с уважением. У него совершенно пугающая репутация, но поймите меня правильно: всё это оттого, что у вас неверное представление о нём. Если же внимательно его слушать, задумываясь о его подходах к решению тех или иных вопросов, то вы сможете многое узнать и о самих себе. Именно это было моей сверхзадачей, когда я взялся за этот сериал… На жизни Берни, на его примере можно учиться».

В общем, жизнеописание мистера Экклстоуна, им самим изложенное – действительно весьма поучительное зрелище. Понятное дело, далеко не всё, о чём рассказывает Берни, запечатлела кино- или видеохроника, и тогда создатели сериала очень удачно прибегают к помощи анимации, воссоздавая сцены и эпизоды, которые в основном происходили за кулисами. По-моему, это у них тоже получилось замечательно.

А ещё стоит вспомнить слова Фабианы Флози, супруги Экклстоуна и матери их маленького сынишки – её голос звучит за кадром в самом конце финальной части сериала. Она сравнила Берни с садовником, который посадил сад, много лет за ним любовно ухаживал, а теперь этот сад может расти и без него.

Пожалуй, все, кто давно и по-настоящему любит Формулу 1, готовы с ней согласиться: Берни действительно отличный садовник.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё