"12 часов" Себринга: год за годом

Andy jr. (ILoveRacing.ru) Специально для F1News

История трассы в Себринге началась в годы Второй Мировой войны. В 1941 году среди цитрусовых рощ и ранчо графства Хайлендс в штате Флорида была построена военно-воздушная база для подготовки экипажей бомбардировщиков B-17. Но отгремели сражения и, как в британском Сильверстоуне, было принято решение из бывшего аэродрома сделать гоночную трассу. В последний день 1951 года на новой гоночной трассе прошла первая в США гонка на выносливость - Sam Collier 6 Hour Memorial.

Спустя всего два с половиной месяца, 15 марта 1952 года состоялась первая 12-часовая гонка, ныне известная как "12 часов Себринга". Первыми победителями стали Харри Грей и Ларри Кулок на Frazer Nash LM. Уже через год гонка получила статус этапа чемпионата мира спортивных автомобилей.

Гонка 1954 года завершилась сенсационно - благодаря техническим проблемам фаворитов первым к финишу пришел 1.5-литровый OSCA, управляемый Стирлингом Моссом. Годом позже разразился скандал - на протяжении всей гонки бились между собой Ferrari Хилла/Шелби и Jaguar Хоторна/Уолтерса. Первыми отмашку финишного флага получили пилоты Ferrari, но спустя две недели подсчета пройденных кругов победа была отдана гонщикам команды Jaguar.

Великий Фанхио, в 1950-е доминировавший в гонках Формулы 1, записал на свой счет и две победы в Себринге - в 1956 на Ferrari и в 1957 на Maserati. В 1958-м свою первую из трех побед в Себринге одержал будущий (на тот момент) чемпион мира Фил Хилл. В декабре 1959-го Себринг вновь подтвердил репутацию пионера - на его трасса состоялся первый Гран При США Формулы 1. Победу (первую в своей карьере) одержал юный новозеландец Брюс МакЛарен. Однако американская публика не удостоила своим вниманием это историческое событие и на следующий год Гран При переехал в Калифорнию. В 1960-м ведущие команды мира из-за споров по регламенту в Себринге не появились и победа досталась команде Porsche - первая из многих и многих в многочасовых гонках.

В период с 1961-го по 1964 гг. четырежды подряд первыми к финишу приходят машины Ferrari. В 1961-м году Фил Хилл и Оливье Гендебин выигрывают Себринг в третий раз. В том же году они первенствуют в "24 часах Ле-Мана", а Хилл становится первым американским чемпионом мира Ф1. В 1963-м заднемоторную Ferrari P250 приводят первой к финишу Джон Сертиз и Людовико Скарфиотти. В 1965-м году первую победу за 12 лет одерживает американский автомобиль - под ливнем с ураганом Джим Холл и Хэп Шарп финишируют первыми на Chaparral 2D Chevrolet. Гонка 1966-года выдалась одной из самых драматичных в истории Себринга. Канадский гонщик Боб МакЛин погиб, когда его Ford GT40 взорвался в результате аварии. Позже столкновение Марио Андретти с Доном Уэстером привело к смерти четырех зрителей. К концу гонки с преимуществом в четыре минуты лидировал Дэн Герни на Ford GT40, но буквально в последнем повороте, за 300 метров до финишной черты его автомобиль встал. Герни пытался дотолкать машину до финиша, но на последних метрах и секундах его обошел Ford X-1 Ллойда Руби и Кена Майлза. В 1967-м году Себринг выиграли Андретти и МакЛарен на Ford GT40, а годом позже вторую победу Porsche принес Ханс Херрман, на этот раз в компании с Йо Зиффертом. В 1969-м году вновь в Себринге победу праздновал Ford - на этот раз в руках Жаки Икса и Джекки Оливера (будущего основателя Arrows). Следующей победы американского автомобиля в Себринге пришлось ждать почти 30 лет. Кстати, в этот год в последний раз в Себринге был применен старт "в стиле Ле Мана", когда стартующие пилоты подбегали к стоявшим в ряд автомобилям.

1970-е начались самой блистательной гонкой в истории Себринга. Марио Андретти и Артуро Мерцарио лидировали на Ferrari 512S с отрывом в 70 миль, но механические проблемы привели к сходу. Андретти влился в другой экипаж Ferrari, состоящий из Игнацио Джунти и Нино Ваккареллы. Пока из гонки один за одним выбывали основные фавориты, все выше и выше поднимался скромный Porsche 908 актера Стива МакКуина и будущего пилота McLaren Питера Ревсона. За 30 минут до финиша они даже вышли в лидеры, но Андретти смог догнать их вырвать победу с отрывом всего в 22 секунды. В 1971-м году Жерар Лярусс и Вик Элфорд принесли третью победу Porsche, а в 1972-м в Себринге побеждают Андретти и Икс на Ferrari 312PB.

После гонки 1972 года FIA исключает Себринг из календаря чемпионата мира спортивных автомобилей, поскольку старая трасса не соответствовала даже минимальным стандартам безопасности тех лет. Основатель и бессменный промоутер гонки Алек Ульманн бросает свое детище, кажется, что и все идет к тому, что "12 часов Себринга" станет часть истории, но в последний момент за организацию гонки взялась организация IMSA.

В 1973-м побеждает Carrera Хейвуда, Грегга и Хелмика. В 1974 году разразился знаменитый энергетический кризис, одним из последствий которого стала отмена гонки. Несмотря на это, более 2000 зрителей все же прибыли на трассу. Имея такую поддержку, гонка в Себринге просто не могла умереть. В 1975-м свою первую победу в Себринге одерживает заводская команда BMW во главе с знаменитым Хансом Йоахимом Штуком. Но на следующий год начинается эра доминирования других немецких автомобилей - в период с 1976 по 1988 годы тринадцать раз подряд Porsche выигрывали Себринг. К слову, за тот же период автомобили из Вайсзаха первенствовали в "24 часах Ле-Мана" 10 раз. В 1978-м году за организацию гонки взялся Чарльз Мендес, и он же оказался одним из победителем гонки этого года. В результате его деятельности "12 часов Себринга" вновь получают покровительство FIA и гонка возвращается в календарь чемпионата мира.

На начало 1980-х приходится пора глобальных изменений в облике трассы. На протяжении 30 лет конфигурация оставалась почти неизменной - используя действующие полосы аэропорта (из-за чего возникали проблемы с авиационными властями) и имея длину свыше 8 км, Себринг являлся самой протяженной трассой в Северной Америке. В 1983-м году за счет перекладки части рулевых дорожек, протяженность трассы сократилась до 7,8 км. В том же году за организацию гонки взялась администрация аэропорта.

Несмотря на все перемены, одно лишь оставалось неизменным - тотальное превосходство Porsche. Гонка 1983 года вошла в историю Себринга как одна из самых захватывающих. На протяжении 12 часов на первой позиции побывали 8 разных автомобилей, в итоге гонку выиграли Джим Мюллен, Уэйн Бейкер и Киз Ниероп, вышедшие на своем Porsche 934 в лидеры менее чем за час до финиша. Гонка следующего года выдалась не менее богатой на события - победу одержали Ханс Хейер, Стефан Йоханссон и Маурицио Де Нарваеш, которые стартовали с 16-й позиции. Легендарный Эй Джей Фойт в 1985 году впервые выигрывает Себринг, но эта победа стала последней в его карьере. Победители гонки 1986 года Акин, Гартнер и Штук финишировали на трех колесах, но даже несмотря на это их преимущество было велико, а все зрелище впервые показывали по ТВ в прямой трансляции. В 1987-м первенствовали Бобби Рейхэл и Йохен Масс, а в 1988-м великолепную серию из 13 подряд побед Porsche завершили Штук (для которого эта победа стала третьей) и будущий многократный чемпион DTM Клаус Людвиг. Десятилетие завершилось победами Nissan - победа 1989 года стала первым успехом японской марки в гонках на выносливость. В следующем году победу вновь праздновали японцы, а впервые в истории гонки первые три призера финишировали в одном круге.

Начало 1990-х ознаменовалось очередной сменой власти - аэропорт Себринга передал управление трассой бизнесмену из близлежащей Тампы Майку Койну. Новый распорядитель представил план улучшения, по которому были отстроены новый паддок и транспортный мост, а протяженность трассы сократилась до 6 км. Гонку 1991 года в третий раз выиграл экипаж Nissan, состоящий из Дерека Дэйли и братьев Брэбхэм. Следующие два года гонку выигрывали другие японцы - Toyota обеспечила поддержкой команду Дэна Герни, и его пилоты Фанхио (племянник пятикратного чемпиона мира) и Уоллас дважды финишировали первыми. В 1993 году гонка из-за сильного дождя гонка впервые была остановлена досрочно. Дороговизна привела к тихой смерти класса GTP и в 1994 году был представлен новый технический регламент, согласно которому на старт допускались автомобили нового класса - World Sports Cars. Однако победу в гонке одержал представитель класса GT - Nissan NPT90.

Гонка 1995 года вознесла на вершину знакомое имя. Спустя почти четверть века в Себринге одержал победу автомобиль Ferrari. На следующий год произошло еще одно громкое возвращение - спустя 27 лет "12 часов Себринга" вновь выиграл американский автомобиль - Oldsmobile Riley & Scott. 1997-й год выдался богатым на окологоночные события. Трассу выкупил Энди Эванс (который и выиграл гонку), но вскоре продал ее фармацевтическому промышленнику Дону Панозу, большому поклоннику автогонок и производителю спорткаров под своим именем. В октябре 1997-го в Себринге прошел этап чемпионата FIA GT. Гонка 1998-го года вошла в историю - в битве между Momo Ferrari и Panoz Team лидер сменялся 24 раза. В итоге, фортуна оказалась на стороне экипажа Ferrari 333SP - Дидье Тийса, Мауро Бальди и Джанни Моретти.

К сезону 1999 года новый владелец Себринга Дон Паноз основал новый чемпионат, проходящий по регламенту гонки "24 часа Ле-Мана" - Американскую серию гонок Ле-Ман. Тем временем, концерн BMW, готовясь к возвращению в Ф1 с Williams, построил прототип V12 LMR и ним взял вершины Себринга и Ле-Мана. Гонка 1999 года закончилась с одним из самых плотных финишей в истории - BMW Кристенсена, Лехто и Мюллера всего на 9 секунд опередил команду Dyson. Выиграв обе знаменитые гонки, BMW сосредоточился на программе Ф1, а в мир гонок на выносливость пришла фирма Audi. Трижды Audi R8 приходили первыми в Себринге и в Ле-Мане. И если все эти три года во Франции неизменно побеждали Франк Биела, Том Кристенсен и Эммануэле Пирро, то в Себринге эта тройка первенствовала только в 2000 году. Вторыми к финишу пришел второй экипаж Audi в составе Ринальдо Капелло, Микеле Альборето и Аллана МакНиша. Год спустя преимущество Audi было тотальным. Первые четыре места заняли пилоты, выступавшие на этих машинах. Менее чем за час до финиша лидировавший Кристенсен был наказан штрафом stop&go, за счет чего вперед вышел экипаж Капелло, Альборето и Лорана Айелло (заменившего ушедшего в Toyota F1 МакНиша). Датчанин бросился догонять беглецов и почти обогнал лидера, но на большее не хватило времени. Первых и вторых призеров на финише разделило менее полусекунды - самый плотный финиш в истории гонки. Спустя несколько недель на тестах в Лаузитце погиб Микеле Альборето - на Audi R8 итальянца взорвалась покрышка, потерявший управление автомобиль вылетел с трассы, перевернулся и упав, похоронил под собой вице-чемпиона мира Ф1 1985 года. В прошлом году победу вновь праздновал экипаж Audi - предыдущий победитель Капелло, к которому добавились Кристиан Пескатори и Джонни Херберт.

В прошлом году гонка "12 часов Себринга" праздновала свое 50-летие. Уже состоялись 50 гонок. какими будут следующие 50?

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.