F1ЛОС’офия: Бег по кругу

«…думали, что мчимся на коне,
А сами просто бегали по кругу.
А думали, что мчимся на коне.

Как верили, что главное придет,
Себя считали кем-то из немногих,
И ждали, что вот-вот произойдет
Счастливый поворот твоей дороги,
Судьбы твоей счастливый поворот…»

Андрей Макаревич

Кто помнит, чем были заняты его (ее) мысли год назад, в последние дни декабря? Елки-палки, бутылки-подарки – это понятно, но я о другом. Напомню: многих, и меня в том числе, тогда волновала дальнейшая судьба российского гонщика Виталия Петрова. После окончания сезона его «неожиданно» попросили из Lotus, менеджмент пилота лихорадочно занимался поиском вариантов, которых на тот момент уже оставалось исчезающе мало, и ситуация была кисловатая.

Сейчас она ненамного слаще, и все-таки, думается, есть существенная разница: год назад не было равнодушных. Мы все переживали. Даже «икра не лезла в глотку, и компот не лился в рот». И сам Виталий тоже переживал. А сегодня? Давайте честно признаемся, градус нервного напряжения уже не тот, что год назад. Хорошо это или плохо? Пожалуй, это естественно.

«Спокойно, Ипполит, спокойно…»

«Я абсолютно не волнуюсь за свое будущее», – сказал Виталий накануне гонки в Абу-Даби, хотя позже оказалось, что мысль была сформулирована не вполне удачно. Но сказал же. Если уж гонщик не волнуется, к чему нам нервничать, логично? Тем более, далее он пояснил, что имел в виду: «Уже три года я живу в постоянном стрессе. Я уже привык, ровно к этому отношусь и верю, что в следующем году все будет хорошо».

Вот так. Оптимизм – это правильно. Вопрос в другом: что есть «хорошо»? И кому будет хорошо? Нам, журналистам и болельщикам? Или конкретно Виталию Петрову?

Что-то редко в последнее время посещают позитивные настроения, если говорить об успехах наших в Формуле 1. Разумеется, мы радовались, когда Виталий ловко обрулил Шарля Пика в Интерлагосе и финишировал 11-м, буквально в шаге от призовой десятки. И неважно, какие обстоятельства тому сопутствовали: бразильская погода, высокая убыль соперников или что-то еще. Должно же было повезти человеку? Вот и повезло. Потому как Виталий – хороший парень. Говорю это искренне. По-крайней мере, у меня нет поводов думать иначе.

Опять же, поезжайте в Лифилд и спросите там у сотрудников Caterham, что следует считать «Обгоном года»? Нет, вы поезжайте и спросите! Не исключаю, что мнения разойдутся, но кто-то наверняка скажет, что это тот самый бразильский обгон, которым однозначно гордится и Петров. Благодаря одному маневру, но состоявшемуся в очень нужный для команды момент, она переместилась на 10-ю строчку в зачете Кубка Конструкторов, за что получит от щедрот Берни Экклстоуна на десяток миллионов больше. При ее относительно скромном бюджете, это весьма существенная прибавка. Но как это отразилось на перспективах Виталия в Caterham? Мягко говоря, неявно. Безусловно, спасибо ему сказали. Типа, благодарность перед строем, письмо на бланке на родину героя. Но уж точно никто не собирался премировать его бесплатной путевкой в следующий сезон.

А вот Шарль Пик по иронии судьбы со следующего года будет выступать именно в Caterham. Станет ли Виталий его напарником? Заварю-ка я себе кофе, чтобы потом погадать на образовавшейся гуще. Вероятность фифти-фифти: либо станет, либо нет.

Что дальше?

До Гран При Бразилии многие говорили, что спасти Caterham от поражения от Marussia может только чудо. И чудо таки произошло. И сотворил его не хваленый Хейкки Ковалайнен, в прошлом году, между прочим, занявший 5-е место в рейтинге лучших гонщиков сезона по версии Джеймса Аллена, а наш парень из Выборга. Говорят, кое-кто из коллег-журналистов, заранее сочиняя «рыбу» отчета о финале сезона, заготовил надрывный текст, который потом пришлось впопыхах переделывать на счастливо-оптимистический.

Если судьба-злодейка проявит хотя бы минимальную последовательность, и высшие силы как-то повлияют на состояние умов нового руководства Caterham, то Виталий Петров продолжит выступать в этой команде. Предположим, так и будет. И в чем тогда мы с вами будем находить поводы для радости? В том, что по итогам квалификаций и гонок он будет опережать Шарля Пика в борьбе за 19-20-е места? А чем утешаться, если Виталий уступит французу? В недавнем интервью F1News.Ru менеджер Петрова Оксана Косаченко подчеркнула, что в 2013-м году от Caterham следует ждать «такого же уровня выступлений, как и в 2012-м». Значит, нас ждет еще один сезон, очень похожий на предыдущий. И вновь, хорошо это или плохо? Это как посмотреть.

«Многие болельщики понимают, что у меня есть скорость, что я могу показывать результаты за рулем быстрой машины, – сказал Виталий в дни венгерского гоночного уик-энда. – И все считают, что в прошлом году меня несправедливо выгнали из Renault. Лично я ситуацию, которая тогда сложилась, назвал бы обоюдной. Я оказался в сложном положении: я был новичком, а мне надо было вести за собой команду. При этом они не занимались доводкой машины, чтобы попадать хотя бы в десятку: мы стояли на месте, и они это понимали…

Если бы сейчас у нас была такая машина, как у Lotus, мы могли бы зарабатывать подиумы для России…»

Увы, машина у Caterham другая, хотя на ней стоит такой же мотор Renault. Вряд ли в следующем году она поедет намного быстрее, но надежда на какой-то прогресс есть. Процитируем Каруна Чандхока, который в 2011-м был резервным пилотом команды, поэтому знает, что говорит: «Новая база в Лифилде будет окончательно обустроена, техническим департаментом теперь руководят Джон Айли и Марк Смит, которые занимаются разработкой новой машины с самого начала. Команда продолжит использовать те же двигатели Renault и коробки передач производства Red Bull, что обеспечит определенную стабильность. То же самое относится и к системе KERS.

Команда располагает всей необходимой технической инфраструктурой, а аэродинамические исследования, связанные с новым шасси, полным ходом идут в аэродинамической трубе Williams. Так что в следующем году у них уже не будет оправданий. Но если ситуация не улучшится, тогда вновь придется выслушивать постоянные объяснения Caterham, к которым все так привыкли».

Да уж, объяснений мы наслушались достаточно, в том числе и от Виталия. И, если честно, если что-то подобное ждет нас и в следующем сезоне, то вряд ли это будет радовать нас с вами, самого гонщика, его менеджеров и спонсоров. Но уж что будет, то и будет.

Не знаю, что Виталий хотел бы попросить у Деда Мороза или Санта Клауса на Новый год, или для верности у обоих сразу: контракта с Caterham или чего-то другого, более возвышенного, но менее реалистичного? Если же ему суждено остаться в этой команде, я бы пожелал ему спортивной злости, холодного расчета и, самое главное, душевных сил. Будет это, тогда будут и маленькие чудеса, подобные тому очень важному обгону в Бразилии. И тогда есть вероятность, что в каких-нибудь правильных рейтингах по итогам сезона-2013 он окажется на достаточно высоком месте, ибо люди знающие старания всегда оценят. Хорошую репутацию можно заработать и в Caterham – вспомните прошлогодний пример того же Хейкки.

Между прочим, финн принимал участие в рождественской вечеринке вместе с командой, а вот Петров почему-то в Лифилд не полетел. Предпочел остаться в Выборге? Будем думать, что это еще ни о чем не говорит.

Откровения менеджера

В моих архивах нашлась запись интервью с Оксаной Косаченко, сделанная в сентябре в Монце после Гран При Италии. Этот текст ранее не публиковался, но, по-моему, заслуживает того, чтобы привести его целиком именно сейчас.

Оксана Косаченко: «Я достаточно откровенно хочу говорить: мы провели три года в Формуле 1. На старте у нас была серьезная поддержка государства, и тогда Владимир Владимирович Путин, будучи премьер-министром, очень помог. Два первых года у нас была возможность не задумываться о том, что будет дальше. Мы понимали, если уже есть помощь государства, то так или иначе этот вопрос решится в последующие годы.

К сожалению, в конце прошлого года так сложилась ситуация, что из довольно сильной команды с большой перспективой нам пришлось уйти, и надо было сделать какие-то выводы. Вывод был очень простой: к моменту, когда мы остались без места в Lotus, места в более сильных командах уже были распределены. Выбор был не настолько велик, хотя за декабрь-январь я тогда совершила 47 поездок в Европу, чтобы найти какое-то применение Виталию.

И в тот момент, еще в прошлом году, когда мы с ним рассуждали на тему “а что, если нет”, он уже тогда достаточно четко сказал: “Если не Формула 1, то я, наверное, буду завязывать с гоночной карьерой. Я бы сделал какую-то остановку”.

Так что в этом году даже нет смысла спрашивать у него, а что, если нет… Тогда, скорее всего, мы примем решение закрыть проект в Формуле 1. Кроме того, надо понимать, что не снят вопрос финансовый, и он не снимется, потому что так устроена современная Формула 1. Если это не три-четыре топ-команды, то остальным просто требуются финансы, чтобы свою машину дорабатывать и команду содержать. Пилоты должны приводить с собой спонсоров, иначе команда просто не выживет.

Могу сказать только одно: вряд ли у меня есть силы и желание снова пройти тот путь, который я уже три года проходила, т.е. снова стучаться во все двери всех компаний, опять объяснять и доказывать. Тому есть масса причин, я не буду их перечислять, но самое главное, у меня больше нет такого желания. Потому что я считаю, раз проект не востребован, надо подвести итоги, принять, как данность, издержки и убытки, и просто идти дальше в каком-то другом направлении. Вот и все».

В качестве комментария к финансовому вопросу, а также продолжая архивную тему, приведу выдержку из британского журнала F1 Racing 15-летней давности.

Вот что в начале 1997-го писали там о Рубенсе Баррикелло: «Рубенс – еще один бразильский парень с толстым бумажником. Благодаря персональным спонсорским контрактам с такими компаниями, как Corona (пиво) и Davene (косметика), 24-летний Рубенс может себе позволить оплатить место в команде, которое стоит 4,5 миллиона фунтов. Спонсоры, которых он привел в команду Stewart Grand Prix, платят и ему. А поскольку в Бразилии у него масса болельщиков, то желающих поддержать Баррикелло материально тоже хватает».

Соотечественники!!! Братья и сестры, берите пример с бразильцев.

Для справки: в 1997-м, выступая за Stewart, Рубенс занял 13-е место в личном зачете. Правда, доехал до финиша лишь трижды. Правда, в Монако занял 2-е место. Петров в 2011-м году, выступая за Lotus Renault, тоже один раз поднялся на подиум и по итогам сезона был 10-м.

Остается напомнить, как теперь называется команда, в которой Баррикелло гонялся в 1997-1999-м: теперь это Red Bull Racing.

Пора подводить итоги

Помните старую шутку о том, что пессимист – это хорошо информированный оптимист. А вот еще: циник – это человек, который говорит вслух то, что все остальные думают. Какую позицию вы бы предпочли занять, оценивая перспективы Виталия Петрова в Формуле 1?

Хотите быть пессимистами и циниками? Пожалуйста, у вас есть на это полное право, да и оснований больше чем достаточно. Мне же позвольте придерживаться иной точки зрения, хотя поверьте, я знаю гораздо больше, чем рассказываю, но далеко не всем готов поделиться с человечеством. Время еще не пришло.

Кому будет лучше, если, как говорит Оксана, придет пора «подводить итоги»? Точно, что не гоночным журналистам. Моя позиция абсолютно эгоистическая: мне было интересно общаться с Виталием в паддоке в дни гоночных уик-эндов, даже если хвастаться было нечем. Хочется, чтобы у российской прессы и дальше оставалась такая возможность. Это программа-минимум. Что же касается программы-максимум, то ее я уже изложил в форме пожеланий Виталию.

Кстати, душевных сил и стойкости я готов пожелать не только ему, но вообще всем. Знаете, легко болеть за Алонсо, когда он выступает в Ferrari. А где вы были, когда Фернандо упирался за рулем неконкурентоспособной Renault в 2009-м? Легко было радоваться победам Шумахера в эпоху его триумфа, а что вы говорили о прежнем кумире в последние три года? И все-таки есть люди, которые никогда не меняли своего отношения к этим гонщикам, в какой бы сложной ситуации они ни оказывались. Молодцы: хвалю!

Конечно, болеть за Петрова и за Caterham непросто, но кто будет это делать, если не мы?..

Заварю-ка я себе кофе.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.