F1ЛОС’офия: Downshifting

Иностранное слово downshifting, которое в автомобильном мире обозначает всего лишь переключение на более низкую передачу, вошло в современный обиход и стало модным из-за своего второго значения. Дауншифтеры, как явствует из соответствующей статьи Википедии, это люди, которые в силу тех или иных соображений отказываются от «стремления к пропагандируемым общепринятым благам наподобие постоянного увеличения материального капитала, карьерного роста и т.д.»

Предлагается в нашем случае подойти к термину более узко и считать дауншифтером того гонщика Формулы 1, который по каким-то причинам, чаще всего по воле обстоятельств, перешел «на ступень ниже», т.е. выступал в топ-команде, а потом примерил униформу команды послабее. Такое происходит едва ли не каждый год. К числу дауншифтеров, например, можно смело причислить бывших гонщиков Toyota Тимо Глока и Ярно Трулли, в свое время перешедших во вновь созданные Virgin и Lotus Racing, а также Хейкки Ковалайнена, ставшего партнером Трулли в уже упомянутой команде Тони Фернандеса.

В 2012-м году мы наблюдаем два любопытнейших примера дауншифтинга, из-за которых, собственно, и затеяна эта попытка осмысления происходящего. Во-первых, Кими Райкконену после не слишком удачных попыток снискать лавры на раллийной ниве захотелось вернуться в Формулу 1. Во-вторых, Виталий Петров, не прижившийся в Lotus Renault, подписал контракт с командой Caterham F1, ранее именовавшейся Team Lotus.

Эти два случая определенным образом взаимосвязаны: Кими взяли туда, откуда попросили Виталия. Кроме того, Петров родом из Выборга, т.е. из города, который во времена оные был вполне процветающим населенным пунктом на карте Великого княжества Финляндского, а затем – с 1917-го по 1940-й гг. – на карте Финляндской республики. Т.е. условно, говоря, Райкконен и Петров – как бы соседи. От Выборга до Эспоо, где родился Кими, – 300 км, и теоретически на машине их можно преодолеть за три с половиной часа – если бы не очереди на границе. В общем, окажись наши герои в одной команде, ситуация была бы по-своему занятная. Однако судьба распорядилась иначе: напарником Кими стал Роман Грожан, а Виталию предстоит выступать в одной команде с другим финским гонщиком – с Хейкки Ковалайненом.

Камбэк года

«Меньше всего нужны мне твои камбэки…» – пела когда-то Земфира по совсем другому поводу. А вот в Формуле 1 хороший, красиво обставленный и правильно реализованный камбэк дорогого стоит: гонщик, который после перерыва возвращался за руль и вновь добивался успеха, вызывает огромное уважение. Вспомним тех же Ники Лауду и Алена Проста. Ситуация Михаэля Шумахера не столь очевидна. Теперь в этот ряд славных чемпионов, чьи руки «затосковали по штурвалу», встал еще и Кими Райкконен.

Люди, его неплохо знающие, говорят, что он стал «другим человеком», повзрослел и остепенился. Из чего мы должны сделать вывод, что теперь Кими не просто мега-талантливый гонщик-миллионщик, а еще и умудренный жизненным опытом серьезный мужчина в самом расцвете сил – настоящая находка для команды Lotus F1, отчаянно стремящейся поправить свое реноме после всех сложностей предыдущего года.

Скорее всего, Райкконен по-прежнему быстр, что подтвердили первые предсезонные тесты в Хересе. А вот на вопросы о своих настроениях он дает ответы, сколь категоричные, столь и расплывчатые, типа: «Я бы не стал возвращаться, если бы у меня не было мотивации. О моей мотивации всегда много разговоров, но, на самом деле, никто не знает, что я делаю или что сам об этом думаю, а чужие мнения меня не волнуют». Точка.

Несколько лет назад, когда Райкконен стал чемпионом мира, выступая за Ferrari, финский журналист Хейкки Культа задал ему вопрос: «Есть ли у вас желание побить рекорд Михаэля Шумахера по числу чемпионских титулов?»

«Ни малейшего, – ответил Кими. – Это займет слишком много времени. Меня вполне устраивает то, чего я добился, а всё, что ждет впереди – это уже будет бонус».

В целом, позиция понятна. Программа-минимум выполнена, титул у Кими никто не отнимет, а дальше он может выигрывать гонки и новые титулы, а может и не выигрывать. Как карты лягут. Уйдя из Формулы 1 два года назад, он не особо об этом жалел или не жалел вовсе: не до того было. А теперь вот подвернулся удобный случай, и Райкконен им воспользовался. Почему бы и нет? Тем более, такое впечатление, что весь гоночный мир просто пленен необъяснимым северным обаянием немногословного финна.

Ужасно интересно посмотреть, как будет складываться его первый сезон в Lotus F1. Ведь, если вспомнить, за исключением 2001-го года, когда Кими дебютировал за рулем Sauber, он не выступал в командах-середняках. В его послужном списке – пять сезонов в McLaren и еще три – в Ferrari. Т.е., привычная Кими среда обитания – топ-команды, привычный инструментарий – быстрые машины, одни из лучших в свое время. И он всегда отличался умением выжимать практически все из техники, на которой ездил. Особенно, когда хотел.

Но сейчас перед финном стоит несколько иная задача. Бывшая чемпионская Renault, окончательно поменявшая вывеску на Lotus, переживает не лучшие времена, и Кими пригласили, чтобы он помог их преодолеть, вытащить команду, помочь вновь поверить в свои силы. Но сколь силен Райкконен в доводке средних машин? Такого опыта у него просто нет. После ухода Шумахера, Жана Тодта, Росса Брауна и еще ряда сильных фигур Ferrari постепенно теряла былой блеск, и Кими, соответственно, с годами все реже поднимался на подиум.

2007-й, его чемпионский год: 6 побед; 2008-й: 2 победы, 3-е место в чемпионате; 2009-й: 1 победа, 6-е место в чемпионате.

Что ни говори, а Алонсо, перешедший в Ferrari как раз из Renault, в 2010-м на вершину подиума поднимался 5 раз и упустил титул только в последней гонке.

Но все это было уже давно. Возможно, прежняя статистика не имеет никакого отношения к тому, что в Формуле 1 происходит сегодня: машины стали другими, шины тоже, и возвращение Кими надо воспринимать как отдельное явление, вне исторического контекста. Ведь нет же никакой связи между былыми успехами Шумахера и его нынешними проблемами.

В любом случае, Кими Райкконен за рулем Lotus – это совершенно новая глава в его биографии, в истории команды, да и всей Формулы 1. Какой она будет – пока неизвестно, но следить за развитием событий мы будем с жадным любопытством, это можно гарантировать смело.

Идет ли Петрову зеленый цвет?

Не будем торопиться с ответом. Все зависит от того, как у Виталия пойдут дела в Caterham. Как ни странно, но тут просматриваются кое-какие параллели с ситуацией Райкконена: у Петрова тоже нет опыта работы в команде такого уровня. Правда, уровень этот на пару этажей ниже, чем привычная ему Renault, или Lotus Renault – называйте, как хотите. Есть еще один общий момент: сложность задач, которые предстоит решать гонщику из Эспоо и гонщику из Выборга, каждому в своей команде, вполне сравнима. И если Виталию удастся заработать хотя бы одно очко за рулем Caterham, это будет едва ли не равнозначно гипотетической победе Кими в Гран При за рулем Lotus.

В какой мере работа на новом месте покажется обоим увлекательной, интересной, ради которой захочется выложиться на 100%? Надеемся, ни один из наших дауншифтеров не заскучает, не повесит нос, не растеряет задора: наоборот, оба будут продолжать улыбаться, как улыбается Хейкки Ковалайнен. Кстати, чем не пример для подражания?


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.