Гран При Европы: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда...

Прошедший Гран При Канады открыл летний марафон Формулы 1, состоящий из шести гонок за восемь недель. Гран При Европы, проходящий в Баку, стоит вторым номером в этом списке – и с точки зрения логистики это, пожалуй, самый сложный для команд этап чемпионата. Ведь между двумя гонками на двух разных сторонах планеты всего неделя, и команды, покинув трассу в Монреале в воскресенье вечером или понедельник утром, уже во вторник должны оказаться в столице Азербайджана, со всем многотонным грузом и оборудованием.

Ситуацию осложняет ещё и тот факт, что хотя гонка в Баку и носит название Гран При Европы, фактически представляет собой "fly away" этап, то есть на эту трассу им придётся лететь самолётами.

Другая сложность бакинского этапа – пока никто не представляет, чего ждать от этой трассы. Конечно, практически все изучали её на симуляторе, но компьютерное моделирование не даёт ответов на все вопросы. Типичный пример – трасса в Сочи, где, как считалось после первых оценок на симуляторах, износ резины будет высок, но в действительности шины практически не изнашиваются.

Так или иначе, уже сейчас можно сказать, что трасса будет очень быстрой, что в сочетании с тем фактом, что проложена она по улицам города, где нет больших зон вылета, ставит перед пилотами и командами очень непростую задачу. Ожидается, что скорости будут достигать 340 км/ч, и при этом любая ошибка чревата сходом. В этом смысле бакинская трасса чем-то похожа на Монреаль, где скорости тоже велики, а стены – близко.

Тем временем ситуация в чемпионате накаляется. Хэмилтон продолжает отыгрывать отставание от Росберга. От почти двукратного преимущества Нико не осталось и следа – теперь их разделяет всего девять очков. Одновременно всё большей угрозой для них обоих становятся машины Red Bull Racing и Ferrari. Всё это обещает очень острую борьбу в Азербайджане. Судя по тому, что мы увидели в трёх последних гонках, нас ждёт интересная битва за титул, и кто станет победителем чемпионата – далеко не так очевидно, как казалось после первых этапов.

О трассе…

Баку. Городская трасса. 51 круг по 6,003 километра = 306,049 км. 20 поворотов – 12 левых и 8 правых. Ключевых особенностей две. Во-первых, трасса включает сразу восемь 90-градусных поворотов. Вторая особенность – это, конечно же, огромная 2,1-километровая прямая, самая длинная в чемпионате. Она начинается ещё от 16 поворота, и хотя после этого гонщикам предстоит преодолеть повороты 17,18, 19 и 20, фактически машины будут проходить их на полном газу. К концу этой прямой машины должны разгоняться до 340 км/ч.

В теории это означает, что аэродинамика будет настраиваться на среднюю/низкую прижимную силу, но нужен компромисс, позволяющий не терять время в медленных поворотах. В то же время из-за большого количества зон жёстких торможений ожидается, что износ тормозов окажется достаточно большим. Несмотря на то, что на полном газу гонщики будут преодолевать только 56% трассы, большое количество прямых и медленных поворотов приведёт к высокому расходу топлива – 2,1 кг на круг, одно из самых высоких значений в сезоне.

С технической точки зрения важны хорошая динамика разгона и высокая максимальная скорость. Здесь есть и несколько скоростных поворотов, и в то же время мало поребриков, так что настройки подвески можно делать достаточно жёсткими. Впрочем, пока неизвестно, как много на трассе будет кочек – об этом мы узнаем только в пятницу.

О резине…

Теоретически городская трасса требует достаточно мягких составов резины – таких же, как в Монако и Канаде. Однако так как гонка в Баку пройдёт впервые, в Pirelli предпочли перестраховаться, и привезли «средний» набор шин – SuperSoft, Soft и Medium. Впрочем, как и следовало ожидать, большинство команд выбрали составы Soft и SuperSoft.

Многое будет зависеть от характеристик покрытия. Почти все трассы, появившиеся в календаре в последние годы, отличались очень гладким асфальтом – к примеру, в Сочи или в Остине. На таком покрытии резина изнашивается медленно, что в сочетании с жёсткими составами почти неизбежно приведёт к использованию стратегии одного пит-стопа.

С другой стороны, асфальт в Баку может иметь другие характеристики – ведь это городской этап. И даже новый асфальт здесь на некоторых участках временный, уложенный на брусчатку.

История Гран При Европы

Статус Гран При Европы носило куда больше гонок Формулы 1, чем принято считать. Более того – можно сказать, что именно с Гран При Европы началась история чемпионата. Дело в том, что в пятидесятые, шестидесятые и семидесятые такой статус этапы получали параллельно с основным – то есть, гонка в Сильверстоуне 1950 года была одновременно и III Гран При Великобритании, и XI Гран При Европы.

Каждый год трасса, получавшая такой двойной статус, менялась, но завершилась история «двойных Гран При» тоже в Сильверстоуне, в 1977 году. В следующий раз Гран При Европы состоялся в 1983 году в Брэндс-Хэтч, и никакого другого статуса у этой гонки уже не было – Гран При Великобритании в том году прошел в Сильверстоуне. Таким образом, именно Брэндс-Хэтч стал первой трассой, принявшей отдельный Гран При Европы в рамках чемпионата мира.

В дальнейшем европейский этап несколько раз менял прописку. Как правило, такой Гран При проводился в стране, уже имевшей национальный этап, но где при этом была возможность и необходимость провести вторую гонку. После Брэндс-Хэтч был немецкий Нюрбургринг, так как Гран При Германии проводился в Хоккенхайме.

В 1993 году гонка в Донингтоне, ставшая знаменитой благодаря лучшему кругу Айртона Сенны с проездом через пит-лейн, тоже носила название именно Гран При Европы. На следующий год именно так в календарь вернулся испанский Херес, который не мог конкурировать с Барселоной за место проведения национального этапа. В 90-е на волне успехов Михаэля Шумахера в Германии произошёл всплеск интереса к Формуле 1, и Гран При Европы надолго прописался на Нюрбургринге. А спустя 10 лет ситуация повторилась, только уже с Испанией и Фернандо Алонсо, так что с 2008 по 2012 годы европейский этап проводился в Валенсии.

Интересно, что именно Шумахер и Алонсо – самые успешные гонщики в истории Гран При Европы. На счету Михаэля шесть побед, у Фернандо три. Интересно, что последний на сегодняшний день европейский Гран При, проходивший в 2012 году в Валенсии, выиграл именно Алонсо, а Шумахер там же в последний раз в своей карьере поднялся на подиум. Также по два раза побеждали на европейских этапах Рубенс Баррикелло и Себастьян Феттель.