Италия'90: Перемирие

Гонка #496. 9 сентября 1990 года. Гран При Италии. Монца
Поул Айртон Сенна (McLaren MP4/5B) – 1:22,533 (252,990 км/ч)
Лучший круг Айртон Сенна (McLaren MP4/5B) – 1:26,254 (242,076 км/ч)
Победитель Айртон Сенна (McLaren MP4/5B) – 1:17:57,878 (236,569 км/ч)

В 1990 году борьба между Аленом Простом и Айртоном Сенной продолжилась, но теперь они выступали за разные команды: Сенна остался в McLaren, Прост перешёл в Ferrari. Темп алых машин в последние годы становился всё лучше, так что Ален всерьёз рассчитывал посоперничать со своей бывшей командой, которой он принёс три титула.

Первые гонки, правда, его амбиции подтвердили не вполне. Просту удалось нанести удар по самолюбию Сенны, выиграв Гран При Бразилии, но в пяти первых гонках эта победа была для него единственной, тогда как Айртон победил трижды. Прост же даже не поднимался на подиум. Затем всё изменилось – начиная с Гран При Мексики француз победил три раза подряд и возглавил чемпионат. Однако потом инициатива снова перешла к Сенне. Так что к 12-му этапу сезона Айртон лидировал в чемпионате с преимуществом в 13 очков.

Так как гонка проходила в Италии, Айртону представился отличный шанс поквитаться со своим главным соперником за поражение в Бразилии. Сделать это на родине Проста, во Франции, или же на Гран При Сан-Марино, проходившем на автодроме Энцо и Дино Феррари, Сенне не удалось.

На протяжении многих лет тифози в Монце освистывали Проста, однако теперь он в одночасье стал для них своим. Все они надеялись на победу француза. Правда, это совсем не гарантировало Алену успех. На другом сверхскоростном автодроме, Хоккенхаймринге, первенствовал Сенна, а Прост не смог подняться даже на подиум.

Айртон Сенна

Разумеется, в команде прикладывали все усилия, чтобы исправить ситуацию. За неделю до гонки, 30 августа, Скудерия проводила в Монце очередные тесты, однако закончились они серьёзной аварией. Вылетев в Lesmo, Ferrari Проста на скорости 250 км/ч врезалась в барьер… К счастью, француз серьёзно не пострадал, хотя и жаловался на боли в шее. Для восстановления он получил несколько дней отдыха, которые провёл во Франции.

Пятничные тренировки и квалификация особых надежд Ferrari не оставляли – в первой же сессии Сенна легко и непринуждённо побил рекорд трассы и по итогам дня уверенно занимал верхнюю строчку. Прост же оказался четвёртым, уступив не только Айртону, но также Мэнселлу и Бергеру. Однако в субботу на McLaren Сенны возникли проблемы с двигателем, и бразильцу никак не удавалось улучшить результат.

Воспрявший духом Прост прибавил и сумел превзойти пятничное время Сенны, хотя и менее чем на 0,04 секунды. Противостоять Просту пытался Бергер, но уступил 0,001 секунды! Однако под самый занавес сессии на последнем комплекте свежих мягких шин Сенне всё же удалось сказать своё слово – результат Проста он перекрыл на 0,4 секунды. Мэнселл своё пятничное время так и не улучшил и остался четвёртым.

Но если с первой четвёркой всё было примерно понятно, то имя пилота, показавшего пятое время, стало сюрпризом. Обычно пятое и шестое место без особой борьбы доставалось гонщикам Williams, занимавшим промежуточную позицию между лидерами и остальным пелотоном. Но на этот раз Жану Алези на Tyrrell удалось прыгнуть явно выше головы. Он не только оказался пятым, но и уступил поулу менее секунды!

Ален Прост на Гран При Италии 1990 года. Фото Ferrari

Тьерри Бутсен на Williams проиграл Сенне полторы секунды и при этом на пару десятых опередил своего напарника Риккардо Патрезе. Гонщики Benetton, Алессандро Наннини и Нельсон Пике, уступили около двух секунд. Все остальные, начиная с Маурисио Гужельмина на Leyton House (так теперь называлась March), проигрывали уже более трёх секунд.

В воскресенье утром, на warm-up, Прост и Сенна поменялись местами – теперь уже Ален возглавил протокол, а Сенна уступил ему четыре десятых. Это вызвало большое воодушевление у тифози, которых на этот раз было много даже по итальянским меркам – посмотреть гонку пришли 155 тысяч человек! В пользу Проста и статистика – Сенна на этой трассе не побеждал никогда.

Многое мог решить старт, но тут у двигателей Honda V10 было преимущество перед Ferrari V12 – они набирали обороты быстрее. Так что как только зажглись зелёные огни светофора, Сенна легко захватил лидерство, а на второе место, обогнав Ferrari, вышел Бергер. Мэнселл тоже уступил позицию – его обогнал Алези. И более того – пилот Tyrrell на этом не остановился и в Roggia обогнал Проста!

Однако уже в конце первого круга Дерек Уорик увлёкся преследованием Гужельмина в Параболике, подобрался слишком близко, и его машину, лишённую прижимной силы, сорвало с асфальта. На скорости выше 250 км/ч Lotus врезалась в стальной рельс безопасности, после чего перевернулась и отрикошетила обратно на трассу, лишь чудом никого не задев.

Несмотря на тяжесть аварии, Уорик выбрался из машины без единой царапины, однако гонка была остановлена – вся трасса оказалась усыпана обломками. Стартовая процедура началась заново, пройденные лидерами полтора круга аннулированы. Все пилоты вышли на второй старт – включая даже Уорика, пересевшего в запасную машину. Кроме того, ему пришлось надеть новый шлем – старый после скольжения вверх колёсами оказался повреждён.

Новый старт был дан через 20 минут и стал практически точной копией первого. Снова Сенна легко захватил лидерство, Бергер опередил Проста, а Алези обогнал сначала одну Ferrari, а затем вторую. Более того – Жан был очень быстр и не отставал от McLaren! Однако для этого ему приходилось слишком сильно рисковать. В начале пятого круга он ошибся в первой шикане, машина подскочила на поребрике, вылетела с трассы и застряла в гравии.

Прост вернулся на третье место – паре McLaren он проигрывал полторы секунды. Мэнселл уступал ему уже более двух. Останавливаться в боксах никто не собирался, так что всё решал контроль состояния шин. Постепенно Сенна начал отрываться от Бергера, а Прост, наоборот, приближался к австрийцу. Темп лидеров, впрочем, оставался примерно одинаковым. Однако тормоза на машине Бергера работали всё хуже, и на 21-м круге во второй шикане педаль практически провалилась. Герхарду удалось вернуть контроль над машиной, но глубокий «нырок» в повороте стоил ему второй позиции.

Узнав о том, что его главного соперника больше сдерживать некому, Сенна прибавил, регулярно обновляя лучшее время на круге. Прост, однако, отвечал ему тем же. Отрыв сначала вырос до восьми секунд, но затем снова начал уменьшаться. На трассе почти ничего не происходило, но психологическое сражение двух лидеров чемпионата держало трибуны в напряжении.

Айртон Сенна и Жан Алези

Эта дуэль продолжалась почти до самого конца гонки. За 10 кругов до финиша Прост сократил отставание до пяти секунд, но затем Айртон снова прибавил и довёл его до восьми. Окончательно Алену пришлось сдаться после того, как он нагнал на круг Альборето и де Чезариса, которые вели сражение между собой – пытаясь обогнать их, Прост потерял четыре секунды! До финиша оставалось лишь несколько кругов, так что борьба на этом закончилась.

На последнем круге Сенна немного сбавил, так что итоговое отставание Проста на финише составило шесть секунд. Ещё полторы уступил лидеру Бергер, однако гонщик второй McLaren тоже поднялся на подиум – что, конечно же, не обрадовало тифози. Мэнселл финишировал только четвёртым, проиграв почти минуту. Слухи о его отставке усилились.

Пятое место занял Риккардо Патрезе на Williams. Разочарование от схода Алези для Tyrrell немного сгладил результативный финиш Сатору Накаджима. Японец заработал очки всего лишь во второй раз в сезоне – первый был на дебютном Гран При сезона. Алези за это время дважды поднимался на подиум.

Сенна, наконец, победил в Монце, и что ещё важнее – увеличил отрыв в чемпионате. Его преимущество над Простом было не так уж велико, но он лидировал от старта и до финиша, а также показал лучший круг гонки, завоевав «Большой шлем» – четвёртый и последний в карьере. Прост после финиша посетовал, что износил шины в борьбе с Бергером, который, по мнению француза, намеренно не атаковал, прикрывая тыл лидера команды. Впрочем, Ален признал, что и без этого вряд ли мог претендовать на победу – слишком велика мощь моторов Honda.

Рукопожатие Айртона Сенны и Алена Проста на пресс-конференции после Гран При Италии 1990 года

На подиуме Сенна и Прост, как обычно, игнорировали друг друга. На пресс-конференции, вопреки финальной классификации, они сели по краям стола, так, чтобы Бергер оказался между ними. Однако Герхард торопился на самолёт, так что ушёл раньше претендентов на титул. Двух чемпионов больше ничто не разделяло. Неловкость момента решил использовать один из журналистов, предложив Алену и Айртону пожать друг другу руки, чего они не делали уже очень давно. Попытку помириться с Сенной Прост предпринимал ещё на первом этапе сезона, в США, но тогда она была отвергнута.

Первым отреагировал Прост, заявив, что готов пожать руку Сенне, если это готов сделать бразилец. Айртон, однако, высказался довольно витиевато. «Мы оба выполняем одну и ту же работу, у нас одинаковая страсть, – сказал он. – Это две наши общие черты. Я никогда не забуду то, что произошло в прошлом году. Если я отказался от руки Алена в Финиксе, то только потому, что не верил в его искренность. Сегодня я хочу ответить на этот жест. Но при условии, что он публично заявит о своей искренности здесь, перед вами».

«Я не хочу возвращаться к тому, что произошло в 1989-м, – ответил Ален. – В любом случае, Айртон думает, что он прав, я же считаю, что я. Я многое понял с тех пор. Я думаю, что было бы очень хорошо для нашего спорта, чтобы мы помирились». После этого француз повернулся к своему противнику и протянул руку. После секундного колебания, Сенна пожал её. Зал приветствовал этот жест аплодисментами.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё