Австралия'89: Под дождём

Первый старт Гран При Австралии 1989 года. Фото McLaren
Гонка #484 5 ноября 1989 года. Гран При Австралии. Аделаида
Поул Айртон Сенна (McLaren MP4/5) – 1:16,665 (177,500 км/ч)
Лучший круг Сатору Накаджима (Lotus 101) – 1:38,480 (138,180 км/ч)
Победитель Тьерри Бутсен (Williams FW13) – 2:00,17,421 (131,981 км/ч)

Несмотря на проигрыш в апелляционном суде FIA, в McLaren продолжали рассчитывать на отмену дисквалификации Сенны в Сузуке и готовили иск в гражданский суд. Исключать такой расклад было нельзя, так что ни для кого из основных героев финальный этап в Австралии вовсе не был формальностью. Причём парадокс состоял в том, что победа в Аделаиде увеличила бы шансы Сенны и на победу в суде, ведь он превратился бы в гонщика, у которого чиновники украли титул. Однако поражение сделало бы разбирательство бессмысленным.

Впервые в истории Гран При Австралии уик-энд здесь начался в четверг. В общем-то, предквалификация проводилась здесь и год назад, но тогда нужно было отсеять всего одного человека, так что пилоты управились в пятницу, до начала квалификации. Неудачником тогда оказался Никола Ларини, на Osella которого напоследок сломался турбомотор, ранее известный как Alfa Romeo.

Символично, что на этот раз именно Ларини, по-прежнему выступавший за Osella, но уже с двигателем Ford Cosworth, оказался самым быстрым в предквалификации. Также в квалификацию смогли пробиться Филипп Альо на Lola-Lamborghini команды Larrousse, пилот Onyx Юрки Ярви Лехто (в то время финн, которого в действительности звали Юрки Ярвилехто, по совету своего менеджера Кеке Росберга уже разделил свою фамилию на две части, чтобы их было проще произносить; позже он и вовсе превратится в «Джей-Джей Лехто»), и напарник Ларини, Пьеркарло Гиндзани.

Гиндзани, которому шёл уже 38-й год, смог пробиться сквозь сито предквалификации всего лишь третий раз в сезоне. А утром итальянец объявил о том, что этот уик-энд будет для него последним в Формуле 1. И так как гонка в Аделаиде завершала сезон 1989 года, можно было не сомневаться, что эта отставка будет не единственной. В частности, уже в четверг, в предквалификации, завершилась история немецкой команды Zakspeed.

Интересно, что время, показанное Ларини в предквалификации, оказалось практически таким же, как лучшее время в пятничной квалификации год назад, с турбомоторами! Прогресс атмосферных двигателей был очевидным, хотя значительный вклад в этот результат внесли два других фактора – квалификационные шины Pirelli и прохладная погода, стоявшая в Аделаиде в четверг. В пятницу стало гораздо жарче, и асфальт стал скользким – Ларини очень сильно выступил в квалификации, показав 11-е время, но при этом проиграл своему четверговому результату целую секунду.

Айртон Сенна на Гран При Австралии 1989 года

Поул завоевал, конечно же, Сенна – 13-й в сезоне и шестой подряд. Впрочем, на этот раз некое подобие борьбы всё же было – в пятницу Прост оказался быстрее. Однако в субботу он переключился на подготовку к гонке, даже не улучшив свой результат, а вот Сенна снял со своего времени целую секунду – отчасти благодаря тому, что жара немного спала. При этом Айртон на полсекунды улучшил абсолютный рекорд трассы, установленный в 1986 году Герхардом Бергером.

Прост остался вторым, в семи десятых позади своего напарника и главного противника. Настоящую сенсацию преподнёс Пьерлуиджи Мартини, сумевший показать третье время! Это была самая высокая стартовая позиция для Minardi на тот момент. Секрет опять же крылся в шинах Pirelli, но не стоит умалять и заслуг пилота. Тем более что Луис Перес-Сала на такой же машине и с такими же шинами тоже занял третье место, но только с конца протокола, и остался за бортом Гран При.

Кроме Переса-Сала, не прошли квалификацию Джонатан Палмер на Tyrrell и два гонщика Rial – Бертран Гашо и Пьер-Анри Рафанель. Из этой четвёрки для троих субботняя квалификация стала последним выступлением в Формуле 1 не только в рамках Гран При и в сезоне, но и в карьере. Продолжил выступать в Формуле 1 только Гашо, которому ещё предстояло поссориться с лондонским таксистом, сесть в тюрьму и тем самым открыть дорогу в чемпионат Михаэлю Шумахеру.

Последнее «проходное», 26-е время показал Рене Арну на Ligier. Французу ещё предстояло выйти на старт, но он тоже уже в субботу начал прощаться с командой и всем паддоком – Рене также завершал карьеру.

В воскресенье погода в Австралии вновь изменилась – с утра было холодно, небо затянули тяжёлые тучи. Утренний warm-up прошёл на сухом асфальте, но вскоре начался дождь, и было не похоже, что он собирался заканчиваться. Организаторам пришлось провести ещё одну, «акклиматизационную» сессию, которая для многих пилотов завершилась инцидентами – в том числе Мэнселла, Проста и Сенны. После вылета в одном и том же месте Наннини и Мэнселла сессию пришлось прервать.

Алессандро Наннини на Гран При Австралии 1989 года

Это поставило под вопрос проведение гонки. Главным апологетом отмены Гран При был, конечно же, Прост, но его поддержали Бутсен, Патрезе и Бергер. Это было тем более удивительно, что все трое считались сторонниками Сенны – Бергер уже одной ногой стоял в McLaren, где со следующего сезона должен был заменить Проста, а Бутсена и Патрезе из-за дружбы с Айртоном и постоянными выступлениями в его защиту Мэнселл иронически называл «пресс-секретарями Сенны». У Бутсена, впрочем, был свой интерес – на warm-up у него сгорел двигатель Renault последнего поколения, и ему пришлось переключиться на более старую версию.

Старт был назначен на 14:00 по местному времени. За несколько минут до этого автомобиль, в котором находились гоночный директор FIA Ролан Брюнсеред, директор трассы Тим Шенкен, а также Тьерри Бутсен и Герхард Бергер, отправился на инспекцию. Выводы неутешительны – воды на трассе слишком много. Тьерри Бутсен назвал условия «невозможными», и старт отложили.

Спустя полчаса подготовка к старту всё же началась. Дождь, однако, отнюдь не прекратился, а из-за отсутствия дренажа вся трасса была залита огромными лужами. К протестующим против проведения гонки в таких условиях присоединились Нельсон Пике, а также Брандл, Альо, де Чезарис и Наннини. Однако возникла и оппозиция – слабые команды увидели в происходящем шанс показать высокий результат. Когда Прост попытался приблизиться к Алези, выступавшему за Tyrrell, дорогу ему преградил руководитель команды. «Он будет стартовать!» – категорично заявил Кен Тиррелл.

Сенна к этому моменту уже сидел в кокпите, флегматично наблюдая за происходящим. Ему нужна была эта гонка, и он решил стартовать во что бы то ни стало. Бутсен, ближайший друг Айртона, пробовал его переубедить, но безрезультатно. Само собой напрашивалось сравнение со знаменитой гонкой в Фудзи 1976 года…

В конечном счёте, последнее слово сказал Берни Экклстоун. У экранов телевизоров собрались зрители со всего мира, и их нельзя было заставлять ждать вечно. Берни приказал начать прогревочный круг, даже несмотря на то, что Бергер, Чивер и Гиндзани к этому моменту не успели занять места в кокпитах своих машин! Прост на старт вышел, но пообещал, что вернётся в боксы после первого же круга.

Пьерлуиджи Мартини и Тьерри Бутсен на Гран При Австралии 1989 года. Фото Minardi

Прост стартовал немного лучше, захватил было лидерство, но уже в первой шикане Айртон вновь вышел вперёд. На третьем месте ехал Мартини, однако ещё до окончания первого круга его опередили Наннини и де Чезарис – дождевые шины Pirelli просто не справлялись с водой на трассе. В конце круга Прост, как обещал, свернул в боксы. В глубине пелотона из-за низкого сцепления и плохой видимости царил полный хаос – Арну столкнулся с Груйяром, Накаджима с Моденой… Лехто соскользнул с трассы и врезался в бетонный барьер. Дирекция гонки вывесила чёрный флаг – гонка была остановлена.

Машины выстроились на стартовой прямой, но порядок в действительности неважен – Брюнсеред объявил, что спустя полчаса старт будет дан заново, на полную дистанцию гонки, а значит, в ней смогут принять участие все, даже те, кто уже сошёл, со своих оригинальных позиций. Прост, однако, отказался. «Я вышел на старт, но предупреждал, что проеду только один круг, - заявил он. – Выступать в такой дождь – просто смешно».

Во время второго старта на первом ряду была только одна машина – Сенны, и он легко захватил лидерство. За ним ехали Мартини, Наннини, Бутсен и Патрезе, но уже к концу первого круга Айртон опережал их более чем на 8 секунд! К концу второго отрыв достиг 17-и секунд. К концу третьего Бутсен и Патрезе, наконец, смогли опередить Minardi и бросились в погоню за бразильцем, отрыв которого уже превышал 20 секунд.

Из-за скользкого асфальта гонка одного за другим теряла участников. На пятом круге врезался в стену и сошёл Арну, на шестом развернуло Пике и Алези, хотя оба смогли вернуться в гонку, на седьмом Бергер столкнулся с Альо, что привело к обоюдному сходу, на восьмом не справился с управлением и припарковался у барьера Уорик…

К этому моменту Сенна опережал Бутсена на 30 секунд. Уже на седьмом круге он начал обгонять круговых, однако дождь не пощадил и его. На 12-м круге Айртон потерял контроль над машиной, она закружилась и замерла на самом краю трассы. Повреждений нет, Сенна смог рестартовать и продолжить гонку, хотя и потерял несколько секунд.

Тьерри Бутсен на Гран При Австралии 1989 года. Фото Williams

В боксах McLaren вздохнули с облегчением, но радость была недолгой. Дождь ещё больше усилился, и на 14-м круге, догнав кругового Брандла, Сенна вновь потерял контроль над машиной и просто врезался в него сзади. Заднее антикрыло Brabham отлетает в сторону, как и переднее левое колесо McLaren. На трёх колёсах Айртон всё же добрался до боксов, но лишь для того, чтобы сойти – починить машину невозможно. Апелляция больше не нужна – Прост чемпион.

Сошла уже половина пелотона, так что постепенно гонка начала успокаиваться. Бутсен захватил лидерство, на второе место вышел было Патрезе, но его тут же развернуло, и он пропустил Наннини и Мэнселла. Найджел, впрочем, спустя пару кругов вылетел и сошёл, тем самым подарив третье место в чемпионате Патрезе. На 19-м круге Пике практически повторил судьбу своего соотечественника, врезавшись в кругового Гинзани – оба также сошли.

На второй половине дистанции событий почти не было. В гонке осталось лишь несколько машин, пилоты которых думали только о том, чтобы добраться до финиша в этих сложных условиях. Они должны были проехать 81 круг, но двухчасовой лимит истёк после 70-и. На подиум поднялись те же три человека, что и двумя неделями раньше в Сузуке – только в другом порядке. Бутсен одержал свою вторую победу в сезоне – а ведь до 1989-го года никогда не побеждал. Наннини завоевал второе место, Патрезе – третье. Успех Бутсена и Патрезе принёс Williams второе место в Кубке конструкторов.

Четвёртое место Сатору Накаджимы принесло ему первые в сезоне очки – как и финишировавшему пятым Эмануэле Пирро. Заработал одно очко и Мартини – каким-то чудом, проиграв победителю три круга, он довёл свою Minardi до финиша, хотя резина Pirelli в таких условиях оказалась просто неработоспособна. Помимо них, в гонке финишировали ещё только двое – Гужельмин в четырёх кругах и Модена в шести.

Этот скандальный и морально тяжёлый чемпионат, наконец, закончен, и напряжение немного спадает. Рон Деннис первым сделал шаг к примирению с Простом – он поздравил Алена с титулом, вылив на него бутылку шампанского. Француз встретил этот жест со смехом и удивлением, а на вечеринке, устроенной Marlboro и McLaren, тепло прощался со всеми сотрудниками команды.

Айртону, однако, не до веселья. Его война продолжается, он прямо обвинил Жан-Мари Балестра в подыгрывании Просту. Возмущению президента FISA не было предела, он вызвал Сенну в Париж, где грозил отозвать лицензию у бразильца, но тот остался непреклонен. В ситуацию пришлось вмешаться Деннису и Экклстоуну, которые уговорили обе стороны сделать шаг назад. Но это не мир, а только перемирие.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё