Франция'88: Всё сначала

Найджел Мэнселл в Поль-Рикар, 1988 год. Фото Williams
Гонка #459 3 июля 1988 года. Гран При Франции. Поль-Рикар
Поул Ален Прост (McLaren MP4/4) – 1:07,589 (203,092 км/ч)
Лучший круг Ален Прост (McLaren MP4/4) – 1:11,737 (191,349 км/ч)
Победитель Ален Прост (McLaren MP4/4) – 1:37,37,328 (187,482 км/ч)

Сезон 1988 года разительно отличался от предыдущего. Причиной тому стал ряд удивительных событий, и главное из них - доминировавшая в 1987-м команда Williams в межсезонье потеряла как турбомоторы Honda, так и выигравшего чемпионат Нельсона Пике, ушедшего в Lotus.

У этих "разводов" довольно тёмная история. То, что Рон Деннис уговорит Honda подписать контракт с McLaren, стало ясно ещё в середине 1987-го, но главным "фаворитом" на выбывание из числа клиентов японской компании считалась Lotus. Однако в Honda предпочли продолжить работу с Lotus, выигравшей две гонки в том сезоне, и при этом разорвали контракт с Williams, одержавшей девять побед.

Фрэнк Уильямс и Патрик Хэд пытались найти другого крупного партнёра, но проблема была в том, что 1988-й должен был стать последним годом в истории турбомоторов. В таких условиях тратить силы на доработку таких двигателей в BMW и Porsche посчитали излишним и покинули чемпионат. Так как Ferrari свои моторы не продавала, договариваться стало просто не с кем.

Да, турбомоторы BMW под маркой Megatron продолжали использовать в Arrows, на машины Osella всё ещё ставились двигатели Alfa Romeo, хотя и без упоминания производителя, а в Zakspeed по-прежнему конструировали собственные наддувные силовые установки, но ни один из этих вариантов Williams устроить не мог. Потому команда решила перейти на атмосферные двигатели.

Решение может показаться странным, но определённый резон в нём был. Дело в том, что в 1988-м году вступили в силу новые, куда более серьёзные ограничения для машин с турбомоторами. Во-первых, максимальное давление наддува теперь было ограничено на уровне 2,5 атмосфер, против 4-х в 1987-м. Во-вторых, объём бака для таких машин уменьшился до 150 литров, тогда как атмосферные по-прежнему использовали 195 литров топлива за гонку. Наконец, минимальный вес атмосферных машин составлял 500 кг, а турбированных - 540 кг. Учитывая, что атмосферные двигатели имели рабочий объём 3,5 литра против полутора у турбомоторов, было совершенно неясно, кто из них в действительности получит преимущество.

Некоторым сюрпризом стало то, что в Williams предпочли атмосферные моторы Judd, а не Cosworth. Возможно, причиной тому было то, что в Ford считали своим основным партнёром Benetton - фактически, команда имела статус заводской. И только она получила в 1988-м новый Ford Cosworth DFR. Остальные клиенты должны были довольствоваться несколько устаревшим DFZ, и Williams это совершенно не устраивало. Что касается Judd, то новый двигатель был основан на блоке цилиндров мотора Honda для IndyCar, и в трёхлитровой версии его уже обкатали в Формуле 3000, так что перед началом сезона Фрэнк Уильямс раздавал весьма воинственные обещания - в частности, победить Honda.

Айртон Сенна на Гран При Франции 1988 года. Фото McLaren

На практике, однако, всё оказалось совершенно не так. Первые же тесты показали, что несмотря ни на какие ограничения, машины с атмосферными двигателями абсолютно ничего не могут противопоставить турбомоторам. И даже среди наддувных машин есть явные лидеры - это McLaren, где слились воедино мощный и надёжный турбомотор Honda, отлично сбалансированное и очень эффективное шасси MP4/4, построенное Стивом Николсом и Гордоном Марри, а также два лучших пилота своего времени: Ален Прост и Айртон Сенна.

Моторы Judd могли конкурировать в мощности с Cosworth, но никак не с Honda или Ferrari. При этом они оказались очень ненадёжны, так что Найджел Мэнселл и Риккардо Патрезе в первой половине сезона добирались до финиша считанные разы. Но самым неприятным сюрпризом для Фрэнка Уильямса стало то, что его команда с трудом конкурировала с только-только вернувшейся в чемпионат March, на машинах которой стояли такие же двигатели Judd!

В Williams понимали, что могут проиграть турбомоторам в 1988-м, однако рассчитывали, что благодаря своему новому шасси FW12 с активной подвеской и уровню своих пилотов будут однозначно лучшей командой среди тех, кто использовал атмосферные двигатели. Однако Мэнселл и Патрезе зачастую с трудом сдерживали позади Ивана Капелли и Маурисио Гужельмина на March 881, построенном практически неизвестным молодым конструктором - его звали Эдриан Ньюи.

В шести первых гонках сезона пилоты McLaren одержали шесть побед - по три Сенна и Прост. При этом все шесть раз только они лидировали на протяжении всей дистанции, и все шесть раз Сенна стартовал с поула. Однако возглавлял чемпионат Прост, в отличие от напарника всегда добиравшийся до финиша. На его счету было 45 очков, у Сенны 33, а у их ближайшего преследователя, Герхарда Бергера из Ferrari, только 18.

Что касается Williams, то Мэнселл все шесть раз сошёл, а Патрезе дважды добирался до финиша, и лишь один из них в очках - он был шестым в Монако. Это было единственное очко действующего победителя чемпионата, команды Williams, в Кубке конструкторов к тому моменту. Благодаря пятому месту Капелли в Канаде March была впереди.

Маурисио Гужельмин в машине March на тестах в Поль-Рикар, 1988 год

Обычно Ален Прост не слишком напрягался в квалификациях, предпочитая с самого начала уик-энда готовиться к гонке. Но в Поль-Рикар, на своей домашней трассе, изменил своим традициям и действительно атаковал как в пятницу, так и в субботу. Результат - первый за два года поул, прервавший суперсерию Сенны (таким образом, Айртону не удалось побить рекорд Ники Лауды из шести поулов подряд, установленный в 1974 году).

Сенна проиграл довольно много - почти полсекунды. Второй ряд оказался полностью занят пилотами Ferrari, Бергером и Альборето, но если Герхард уступил поулу менее 0,7 секунды, то Микеле - более 1,8 секунды. Лучшей машиной с атмосферным двигателем стала Benetton Тьерри Бутсена, проигравшего две секунды и всего на десятую опередившего своего напарника Алессандро Наннини.

Четвёртый ряд тоже был занят пилотами одной команды - Lotus, где Пике опередил Накаджиму. Найджел Мэнселл показал только девятое время и всего на одну десятую секунды опередил Ивана Капелли на March. Аналогичная ситуация и у вторых пилотов этих команд - Патрезе 15-й, но менее десятой ему проиграл Маурисио Гужельмин.

На старте Прост сохранил лидерство, а вот Сенну атаковал Бергер. Австриец уже вышел было вперёд, но за счёт позднего торможения Айртону удалось отстоять свою вторую позицию. Через пару кругов Прост уже создал небольшой задел, после чего контролировал своё преимущество над напарником, а все остальные безнадёжно отстали.

Понимая, что речь идёт о судьбе титула, Сенна изо всех сил атаковал, особенно усердствуя при обгоне круговых. Всякий раз при опережении отстающей машины он действовал очень агрессивно, за счёт чего дистанция между ним и Простом сокращалась - но на свободной трассе тут же вырастала вновь.

Понимая, что опередить на трассе Проста будет нелегко, Сенна решил переиграть его тактически. На 34-м круге Айртон свернул в боксы за свежим комплектом шин. Его пит-стоп продолжался около девяти секунд, после чего бразилец вернулся на трассу вторым и начал атаковать. Прост остановился на три круга позже, однако на пит-стопе возникла небольшая заминка из-за гайки переднего левого колеса. Остановка Алена длилась на полторы секунды дольше, чем у его напарника, но когда Прост покинул боксы, то проигрывал Сенне уже целых три секунды!

Ален Прост и Айртон Сенна на Гран При Франции 1988 года. Фото McLaren

Пит-стопов больше не планировалось, так что дело можно было считать сделанным. Прост, однако, придерживался другого мнения. Теперь уже Ален прибавил и начал сокращать отставание от напарника. Айртон делал всё, что мог, чтобы не подпустить француза. Двадцать кругов подряд продолжалось это чисто виртуальное сражение - отрыв то сокращался до секунды, то снова вырастал до трёх.

Но к 53-му кругу стало ясно, что преимущество всё же у Проста. Он сохранил больше топлива, к тому же его шины и тормоза в гораздо лучшем состоянии. Расстояние между пилотами McLaren сократилось до минимума, а Айртон всё чаще и чаще блокировал колёса. Ален не торопился с атакой, ждал ошибки соперника и перевёл свой мотор в атакующий режим.

Развязка наступила на 61-м круге, когда пара лидеров догнала на круг Пике, который, в свою очередь, обгонял круговых Мартини и Каффи. На прямой Mistral Сенна опередил Пике, но при этом упёрся в Мартини, которого как раз в этот момент атаковал Каффи. Айртон чуть замешкался, потерял темп и по очень широкой траектории зашёл в Signes. Прост тут же воспользовался этим, нырнул внутрь и опередил и Мартини, и Сенну!

Разгорячённый Айртон пытался удержаться за напарником, но вскоре вынужден был сбросить скорость, чтобы топлива хватило до конца гонки. На свободной трассе Прост "вёз" напарнику по две секунды на круге и на финише опередил его на 31 секунду, но Сенна всё равно обвинил в поражении Мартини. Тот, однако, лишь развёл руками - деться в той ситуации ему было решительно некуда.

Победа позволила Просту ещё более увеличить отрыв от Сенны в чемпионате. В пятый раз в сезоне и четвёртый раз подряд McLaren заработала командный дубль. Лучшим из остальных стал Альборето, так как Бергер страдал из-за повышенного износа шин и вынужден был пропустить напарника. Микеле оказался единственным, кто проиграл Просту менее круга. Нельсон Пике был пятым, а единственное очко для машин с атмосферными двигателями заработал Алессандро Наннини, финишировавший следом за ним.

Машины March добрались до финиша на восьмом и девятом местах - от первой шестёрки их отделил Сатору Накаджима на Lotus-Honda. А вот обе машины Williams гонку не закончили, и с двигателем это никак не связано. У Патрезе отказали тормоза, у Мэнселла сломалась задняя подвеска. К тому же, в паддоке ходили упорные слухи о том, что Мэнселл в следующем сезоне окажется в Ferrari вместо Альборето. Ещё недавно непобедимая команда Фрэнка Уильямса буквально оказалась у разбитого корыта. Впрочем, для неё это стало отличной возможностью начать всё сначала.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё