Гонка #434 21 сентября 1986 года. Гран При Португалии. Эшторил |
|
Поул | Айртон Сенна (Lotus 98T) – 1:16,673 (204,244 км/ч) |
Лучший круг | Найджел Мэнселл (Williams FW11) – 1:20,943 (193,469 км/ч) |
Победитель | Найджел Мэнселл (Williams FW11) – 1:37,21,900 (187,644 км/ч) |
В начале 1986 года была понятна четвёрка гонщиков, которые должны были сражаться за титул – Айртон Сенна, Ален Прост, Найджел Мэнселл и Нельсон Пике. По ходу сезона они сменяли друг друга на первой строчке личного зачёта, но потом всё же сказалось преимущество Williams. Перед Гран При Португалии лидировал Мэнселл, Пике проигрывал ему пять очков.
Шансы Проста и Сенны на титул были заметно ниже – за три этапа до окончания чемпионата Прост проигрывал Мэнселлу восемь очков, а Сенна – 13. В Кубке конструкторов Williams и вовсе не было равных – они имели шанс гарантировать себе титул уже в Эшториле. Для этого достаточно было заработать на четыре очка больше, чем McLaren, а в худшем для них случае решение откладывалось до следующего этапа в Мексике.
В Lotus не слишком переживали – они сознательно пошли на это, сделав ставку на одного пилота – Айртона Сенну. А вот для McLaren это стало ударом – приглашая в команду Кеке Росберга на место Ники Лауды, они рассчитывали продолжить свою серию побед в Кубке, который выиграли в 1984-м и в 1985-м.
Гран При Португалии вернулся в календарь совсем недавно, в 1984 году, на новой для Формулы 1 трассе в Эшториле. Тогда португальская гонка завершала сезон – именно здесь Лауда завоевал свой третий титул, опередив Проста на 0,5 очка по итогам чемпионата. В 1985-м этап переехал на весну, но гонка прошла под проливным дождём, и в 1986-м Гран При Португалии вновь провели в конце сезона.
Как это обычно бывает, конец года – время переговоров и подписания контрактов, и за кулисами Формулы 1 события развивались весьма любопытно. Перед сезоном 1986 года в Renault отказались от заводской команды, сосредоточившись на роли поставщика двигателей – их моторы стояли на машинах Lotus, Ligier и Tyrrell. Однако в 1987-м в Lotus собирались перейти на Honda.
Французам был необходим контракт с другой топ-командой, и они её нашли – моторы Porsche обходились McLaren слишком дорого, в команде не прочь были сменить поставщика. Переговоры зашли далеко, и как раз перед этапом в Эшториле Рон Деннис лично отправился в Булонь-Бийанкур, где располагалось руководство компании, чтобы сообщить Патрику Фору о том, что контракт… заключён не будет. В Shell согласились увеличить финансирование, что позволило оплатить моторы Porsche ещё на год, и в McLaren решили ничего не менять.
Это поставило Renault в очень сложное положение. Их моторы хотели использовать многие, но французы были готовы остаться, только если клиентом станет «знаковая команда», а ни Ligier, ни Tyrrell, ни мечтавшие о контракте Benetton к этой категории не относились. Всё это значило только одно – основатель «турбоэры» и поставщик одного из лучших на тот момент моторов вынужден покинуть чемпионат.
Абсурдность ситуации подчеркнул поул Айртона Сенны, завоеванный с мотором Renault на Lotus в Эшториле. Это был уже седьмой поул Айртона в 14-ти гонках сезона. Его ближайшим преследователем стал Найджел Мэнселл, но лидер чемпионата уступил бразильцу 0,8 секунды! Все остальные, начиная с Проста на McLaren-Porsche, проиграли более секунды. Правда, в Williams подозревали Lotus в нечестной игре – снопы искр из-под машины Айртона косвенно указывали на то, что команда использует запрещённый граунд-эффект. Но это проявлялось только в квалификации, никаких других доказательств не было, так что протест никто не подал.
Интересно, что гонщики Benetton, Герхард Бергер и Тео Фаби, показали четвёртое и пятое место, опередив даже претендента на титул Нельсона Пике. Молодая итальянская команда стремительно поднималась в гоночной иерархии, начиная теснить признанных авторитетов. Однако именно в Эшториле было объявлено о переходе Герхарда Бергера в Ferrari в 1987 году.
В Williams были почти уверены, что титул достанется одному из их пилотов, но кому? Отношения между Мэнселлом и Пике были натянутыми, они работали порознь и практически не делились информацией друг с другом. Подчёркивая свой нейтралитет, в Williams даже привезли в Португалию две запасные машины – по одной для каждого из пилотов. Что касается Проста, он приехал в Эшторил совершенно подавленным из-за смерти своего младшего брата Даниэля. Пропускать этап нельзя – что бы там ни думали в Williams, у Алена были вполне реальные шансы на титул.
Гонка 1985 года стала настоящей катастрофой с точки зрения посещаемости – цены на билеты оказались для португальцев слишком высокими. Пустые трибуны создавали не лучшую рекламу Формуле 1, и в 1986-м Берни Экклстоун разрешил организаторам снизить цены. Это, а также то, что после предыдущего Гран При Португалии прошло полтора года (а не полгода, как в прошлый раз), привлекло на трибуны 30 тысяч человек.
Сенна стартовал неплохо, но ещё лучше сделал это Мэнселл. Машины поравнялись, и в первый поворот Найджел вошёл лидером. Сенна пытался контратаковать – но безуспешно. Начиная со второго круга, британец начал постепенно отрываться от Айртона – по сути, борьба за победу на этом кончилась.
Сам Сенна уверенно отрывался от преследовавшего его Бергера. В гоночном режиме Benetton была не столь быстра, вырвавшийся на третье место на старте Герхард явно сдерживал ехавших позади Пике и Проста, но благодаря мощности мотора BMW австрийцу какое-то время удавалось отбивать их атаки. Лишь на восьмом круге Пике проскочил мимо, кругом спустя это же сделал Прост, а затем и Росберг.
Пелотон к тому времени растянулся – Мэнселл оторвался от Сенны на пять секунд, тот столько же выигрывал у Пике. Пит-стопы, прошедшие на середине дистанции, расстановку сил не изменили. Единственным изменением стало то, что темп Сенны постепенно падал, он ещё больше отстал от Мэнселла и позволил Пике и Просту приблизиться вплотную.
На 42-м круге на McLaren Росберга взорвался мотор. Бергера догнал Йохансон, на 45-м будущий пилот Ferrari столкнулся с действующим. Обе машины вылетели с трассы, но швед смог продолжить движение, а австриец – нет. При этом Йохансон остался шестым, так как из-за инцидента пропустил Ferrari напарника.
Пике начал вовсю атаковать Сенну, но безрезультатно. Прост наблюдал за их дуэлью со стороны, не пытаясь вмешиваться, и даже немного отстал. Развязка вновь наступила незадолго до финиша. На 64-м круге Пике заблокировал колёса, Williams развернуло и вынесло за пределы трассы. Нельсон не увяз в гравии и смог снова выбраться на асфальт, но Прост к этому моменту уже промчался мимо.
За круг до финиша Сенна выигрывал у Проста около двух секунд, так что с расстановкой сил всё было совершенно ясно. Однако, когда до клетчатого флага оставалась всего пара километров, мотор на Lotus Сенны вдруг закашлял – кончилось топливо! Бортовой компьютер вновь обманул пилота – расход оказался выше, чем показывали датчики…
Мимо пронеслись Прост и Пике, а бразилец пытался сделать всё, чтобы добраться до черты. Ему в итоге удалось это сделать, но на последний круг он потратил слишком много времени, так что Сенне он не был засчитан. Впрочем, это уже не имело значения – Альборето проигрывал Мэнселлу круг, так что в любом случае остался позади. Сенна был классифицирован четвёртым.
Победа Мэнселла, уже пятая в сезоне, позволила британцу ещё более увеличить свой отрыв в чемпионате. За два этапа до финиша Найджел выигрывал у ближайшего преследователя, своего напарника по команде Нельсона Пике, 10 очков. Прост почти догнал бразильца, но ещё больше отстал от Мэнселла, так что судьба титула была предрешена. Неудача Айртона Сенны вывела его из числа претендентов – теперь он не мог стать чемпионом ни при каких обстоятельствах.
Успех Мэнселла и очки, заработанные Пике, позволили Williams гарантировать победу в Кубке конструкторов – лишь третью в истории команды и, что ещё более важно – первую для моторов Honda. А в понедельник, 22 сентября, президент Renault Sport Патрик Фор на специально собранной пресс-конференции заявил, что французский производитель покидает Формулу 1. Покидает, изменив чемпионат до неузнаваемости, но так и не добившись успеха.