Канада'84: Холодно, горячо

Нельсон Пике на Гран При Канады 1984 года
Гонка #395 17 июня 1984 года. Гран При Канады. Монреаль
Поул Нельсон Пике (Brabham BT53) – 1:25,442 (185,810 км/ч)
Лучший круг Нельсон Пике (Brabham BT53) – 1:28,763 (178,858 км/ч)
Победитель Нельсон Пике (Brabham BT53) – 1:46,23,748 (174,086 км/ч)

В первой половине восьмидесятых годов организаторы чемпионата Формулы 1 проводили за сезон несколько гонок в Северной Америке, но старались разносить их подальше друг от друга. В 1984-м они поступили прямо протиповоположным образом, собрав канадский и два американских этапа в одно «североамериканское турне» посреди сезона. Открывала его гонка в Монреале.

Удивительно, но хотя это был уже седьмой этап чемпионата, на счету действующего чемпиона Нельсона Пике до сих пор не было ни одного очка! Причём нельзя сказать, что его Brabham оказался неконкурентоспособен – Нельсон даже дважды стартовал с поула, но ни в одной из шести гонок не смог финишировать. Ровно такой же была ситуация и у двух его напарников, сменявших друг друга по ходу чемпионата, братьев Тео и Коррадо Фаби.

Причина проста – ненадёжность турбомоторов BMW, которые постоянно перегревались. В шести Гран При двигатели на Brabham ломались 20 раз. Пытаясь как-то решить проблему, конструктор команды Гордон Марри установил на машину новые масляные радиаторы в районе носового обтекателя.

Из прошедших шести гонок пять выиграли пилоты McLaren, Ники Лауда и Ален Прост. Единственная осечка произошла на Гран При Бельгии, где оба подопечных Рона Денниса сошли, а победил Микеле Альборето на Ferrari. Так что хотя сезон не достиг ещё даже своего экватора, уже было ясно, что чемпионом станет гонщик на красно-белой машине. И скорее всего, он будет французом.

На счету Алена Проста было три победы и одно второе место. У Лауды побед было две, и при этом в остальных гонках он до финиша не добирался. Потому в чемпионате уверенно лидировал Прост, хотя его отрыв мог бы быть и больше – если бы гонку в Монако не остановили на середине, что привело к начислению только половины очков. Конечно, если бы гонка продолжилась, то не факт, что Ален её бы выиграл. Но даже второе место принесло бы ему больше очков, чем половина первого.

Машина Алена Проста на Гран При Канады 1984 года

В паддоке Канады произошедшее на Гран При Монако оставалось главной темой для обсуждения, но в FIA выпустили специальное коммюнике, в котором пояснили, что даже если они и не одобряют решения организаторов об остановке гонки, результаты уже не будут изменены. Таким образом, заработавшим очки пилотам оставалось только сетовать на несправедливость такого решения, а сошедшим – радоваться ему.

Гран При проходил в середине июня и совпал по датам с гонкой «24 часа Ле-Мана» (Формула 1 к тому моменту уже давно отдалилась от остального автоспорта и при составлении календаря на подобные пересечения никто не обращал внимания), а также гонкой в IndyCar, что привело к некоторым изменениям на стартовой решётке.

Так, пилот RAM Джонатан Палмер уехал во Францию, где за рулём Porsche 956 пытался добиться успеха вместе с Яном Ламмерсом. В RAM хотели заменить его тест-пилотом Renault Филиппом Стрейффом, но тот тоже отправился в Ле-Ман! В итоге за руль сел Майк Такуэлл – гонщик, получивший известность четырьмя годами ранее, причём там же, в Канаде, когда в свои 19 лет он стал самым молодым на тот момент пилотом в истории Формулы 1. Правда, эта точка зрения считается спорной, так как в той гонке был повторный старт, на который новозеландец уже не вышел.

Особого значения всё это, впрочем, не имело. В квалификации Такуэлл на полторы секунды опередил своего напарника Филиппа Альо, но всё равно оказался предпоследним, уступив времени поула более восьми секунд. Вообще, отрывы были достаточно велики – если бы в то время действовало правило 107%, на старт бы вышло только 19 машин, а не 26. Однако не прошедших квалификацию на этот раз не было – после первых же кругов по трассе пилот Renault Патрик Тамбэ понял, что ещё не оправился от полученных в Монако травм и вынужден был отказаться от участия в Гран При.

Поул завоевал Пике – Нельсон на три четверти секунды опередил Алена Проста. Третье время показал Элио де Анжелис на Lotus, четвёртое Дерек Уорик на Renault, пятое и шестое заняли гонщики Ferrari Рене Арну и Микеле Альборето. Ники Лауда вынужден был пересесть на запасное шасси и квалифицировался только восьмым, проиграв Пике почти две секунды.

Старт Гран При Канады 1984 года

Хотя Пике стартовал с поула, мало кто верил, что он сможет добраться до финиша, так что всё внимание было сосредоточено на гонщиках McLaren. И уже на старте Прост вышел вперёд! Однако на то, чтобы отыграться, Нельсону хватило полкруга, так что первый круг он закончил лидером. Прост остался вторым, далее следовали Альборето, Арну, де Анжелис, Уорик, Мэнселл и Лауда.

На первых кругах отрывы понемногу росли, почти ничего не происходило – за исключением того, что Лауда начал прокладывать себе дорогу наверх. К пятому кругу он опередил четырёх соперников и вышел на пятое место. Его следующей целью был Арну, но на 11-м круге ещё одну позицию принёс ему сход Альборето. На 14-м Арну отправился в боксы, так как его мягкие шины уже износились – и вот Лауда уже третий!

Если Пике и Прост всего в паре секунд друг от друга, то Лауда проигрывал им более 13-и. В обычной ситуации это заставило бы Ники смириться с третьим местом, но Пике ехал осторожно, а Прост не мог его атаковать, так как на высоких оборотах двигатель начинал работать с перебоями. Технические проблемы напарника подарили Лауде шанс – и австриец не мог им не воспользоваться.

Пике начал постепенно отрываться от Проста, а сзади француза стремительно настигал Лауда. На 30-м круге между ними было шесть секунд, на 34-м – четыре, на 38-м – три. К 42-му кругу Ники оказался уже вплотную за напарником, а на 44-м вышел вперёд. Теперь Лауда – главный преследователь Brabham, и между ними всего семь секунд.

Ален Прост, Ники Лауда и Хуб Роттенгаттер на Гран При Канады 1984 года

Ники пытался догнать лидера, но Нельсон тоже прибавил, показал лучший круг гонки и уверенно сохранял отрыв. К этому моменту два мотора BMW из четырёх, участвовавших в гонке, уже отказали, но Нельсон продолжал атаковать без каких-либо проблем. На последних кругах он немного сбросил скорость, позволив Лауде приблизиться, но на финише всё равно был на 2,5 секунды раньше.

Как только Brabham остановилась, Пике выпрыгнул из кокпита и сорвал с ноги правый кроссовок. На его ступне появился ожог – как выяснилось, из-за раскалённого радиатора, установленного в районе его правой ноги, Нельсон страдал от боли всю вторую половину дистанции! «В районе педали образовалась настоящая печь, – рассказал Нельсон после гонки. – Это было просто невыносимо. Правая нога начала распухать и ужасно меня мучала. До такой степени, что я кричал от боли всякий раз, когда проезжал мимо боксов».

В какой-то момент он даже подумывал о том, чтобы сойти, но, к счастью для Brabham, одумался. Команда заработала свои первые очки в сезоне – и одновременно первую победу. Более того – так как он успел вернуть себе лидерство до истечения первого круга и затем больше никому его не отдавал, а также проехал быстрейший круг в гонке, Пике завоевал «Большой шлем» – третий и последний в карьере.

На подиум поднялись оба гонщика McLaren, хотя Прост при этом проиграл полторы минуты. Впрочем, он не был в этом виноват – подвела техника. Впрочем, не всё так плохо – финишировавший четвёртым де Анжелис уступил лидерам целый круг, а занявший пятое место Рене Арну на Ferrari – два! В конце концов, Прост не сильно переживал, ведь он позволил напарнику отыграть всего два очка своего отставания и продолжал лидировать с отрывом в 8,5 очков. Однако сражение обещало быть напряжённым…

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости