Бразилия'78: Первый и последний

Эмерсон Фиттипальди, 1978 год
Гонка #299: 29 января 1978 года. Гран При Бразилии. Жакарепагуа
Поул Ронни Петерсон (Lotus 78) – 1:40,45 (180,305 км/ч)
Лучший круг Карлос Ройтеман (Ferrari 312T2) – 1:43,07 (175,721 км/ч)
Победитель Карлос Ройтеман (Ferrari 312T2)– 1:49,59,86 (172,887 км/ч)

Этап в Бразилии проходил спустя две недели после первой гонки сезона в Аргентине, но, как ни странно, именно на него пришлось множество событий, произошедших в первый или в последний раз. Одно из главных среди них - впервые гонка проходила на трассе Жакарепагуа неподалёку от Рио-де-Жанейро.

Формула 1 впервые приехала в Бразилию в 1972 году, а с 1973-го этап постоянно входил в календарь чемпионата, но поначалу принимал его только Интерлагос. Однако Рио ревновал к успехам своего извечного конкурента, и в 1978-м ему удалось перетащить одеяло чемпионата на свою сторону. Новый автодром, строительство которого затянулось на шесть лет, расположился на территории высушенного болота, так что почти не имел перепадов высот, а конфигурация представляла сочетание двух длинных прямых и серии медленных поворотов.

Гран При Бразилии 1978 года был первым и для команды Arrows. Эта команда образовалась парой месяцев ранее после скандального ухода львиной доли сотрудников из Shadow - включая руководителя команды Алана Риза (одного из основателей March), конструктора Тони Саутгейта, его заместителя Дэйва Уосса, коммерческого директора Джеки Оливера и спонсора Франко Амброзио. Собственно, из первых букв их фамилий и было составлено название - создатели лишь добавили в него вторую R, чтобы получить английское слово "Стрелы".

Новая команда создавалась в авральном порядке, ведь сезон стартовал в январе. Тем не менее, уже в Рио они выставили на старт собственное шасси FA1! На его создание ушло меньше двух месяцев - что, впрочем, и неудивительно, ведь фактически это была слегка доработанная Shadow DN9. Название было образовано от инициалов спонсора Франко Амброзио.

Увидев "новинку", владелец Shadow Дон Николс пришёл в ярость и подал на сбежавших сотрудников в суд. И даже его выиграл - но это произошло только в августе, когда в Arrows (понимая, что суд они проиграют) построили новую машину. Так как Амброзио к этому моменту уже вышел из состава команды, оказавшись в тюрьме за финансовые махинации, шасси получило название A1.

Риккардо Патреза за рулём Arrows

Но это будет ещё нескоро, а в Бразилии команда выступала на FA1. За руль сел молодой итальянец Рикардо Патрезе - основным пилотом команды считался Гуннар Нильсон, но он лечился от рака, так что "временно отсутствовал". В команде, да и вообще в Формуле 1 были практически уверены в скором возвращении шведа. К сожалению, несмотря на радиотерапию и операции, состояние Нильсона постоянно ухудшалось, и в конце года он скончался.

На Гран При Бразилии свою последнюю попытку пробиться на старт этапа чемпионата мира предприняла Дивина Галика. Она вновь села за руль прошлогоднего шасси Hesketh, но в квалификации показала худший результат, так что опять осталась за бортом стартового листа. В неплохой, впрочем, компании: не пробились на старт также Артуро Мерцарио, Эдди Чивер и Витторио Брамбилла.

Поул вновь остался за пилотом Lotus 78 с граунд-эффектом, но на этот раз им был Ронни Петерсон. Швед всего на 0,08 секунды опередил Джеймса Ханта на McLaren, а официальный "первый номер" команды Lotus, Марио Андретти, оказался только третьим.

Неплохой результат показал и второй гонщик McLaren, Патрик Тамбэ, завершивший квалификацию на пятой позиции, между двумя пилотами Ferrari. Отрывы, впрочем, были невелики - оказавшийся шестым Жиль Вильнёв проиграл Петерсону чуть больше полусекунды. Сюрпризом стало седьмое время местного героя Эмерсона Фиттипальди на бразильском же шасси Copersucar.

Надо сказать, что переход Ferrari на шины Michelin перед началом сезона вызвал большую обеспокоенность в Goodyear, а высокая скорость пилотов Скудерии в Аргентине (на старом шасси) её ещё больше усилила. Американские шинники в срочном порядке подготовили собственные радиальные шины, и уже в Бразилии Хант испытал их на свободных заездах. В гонке, впрочем, использовать их не планировалось - они должны были дебютировать на следующем этапе в Кьялами.

Йохен Масс на Гран При Бразилии 1978 года

Между квалификацией и стартом на решётке произошло ещё одно изменение - не смог принять участие в гонке Жан-Пьер Жарье. С французом всё было в порядке, как и с его машиной, однако на warm-up возникли проблемы с ATS его напарника Йохена Масса, и хотя Жарье квалифицировался 16-м, а Масс - только 20-м, по условиям контракта Жан-Пьер вынужден был уступить свою машину немцу.

Однако главное событие warm-up - скорость Ferrari. Пилоты итальянской команды на две секунды быстрее всех остальных! Разгадка кроется в мягких шинах Michelin S9, и именно их Скудерия планирует использовать в гонке. В Goodyear начинается настоящая паника - там лишь надеются, что в Ferrari ездили с пустыми баками, однако Жиль Вильнёв уверяет, что это не так.

В том, что канадец говорил правду, клиенты Goodyear убедились практически сразу после старта гонки. Со своей четвёртой позиции Ройтеман легко возглавил гонку, после чего начал отрываться с умопомрачительной скоростью. Петерсон пытался удержать второе место, но уже на втором круге пропустил Ханта, а спустя несколько кругов - и Андретти.

Внимание зрителей, впрочем, приковано к совершенно другим событиям - Фиттипальди блестяще стартовал и прорвался на пятое место! Бразилец очень быстр, преследует сначала Андретти, затем Петерсона. На пятом круге он пропустил Вильнёва, но не отстал от него, навязал борьбу. Несколько раз пилоты менялись позициями, но к девятому кругу верх всё же взял Фиттипальди! Вскоре он опередил Lotus Петерсона и бросился в погоню за его напарником.

Ники Лауда на Гран При Бразилии 1978 года

Петерсон попал под атаки Вильнёва. Канадец попробовал атаковать соперника, произошёл контакт - и оба пилота отправились в боксы. На четвёртое место вышел пилот Shadow Ханс-Йоахим Штук, однако его вплотную преследовал Ники Лауда. Для местных болельщиков, впрочем, самым важным было то, что оба прилично проигрывали Фиттипальди.

На 25-м круге на Shadow Штука отказал насос, гонка для немца была окончена. Ситуация в группе лидеров надолго стабилизировалась - уверенно лидировал Ройтеман, далее следовали Андретти, Фиттипальди и Лауда. Шестым поначалу был Патрик Тамбэ, но на 34-м круге он вылетел с трассы, оставив позицию ещё одному пилоту Shadow Клею Регаццони.

Борьбы не было, так что изменений уже никто не ждал, однако на последних кругах на Lotus Андретти забарахлила коробка передач! Марио продолжал движение, но темп его падал, и на 57-м круге он, к великой радости трибун, пропустил Фиттипальди. До финиша его успел опередить ещё и Лауда, так что на подиум американец не поднялся.

Зато оказался там Эмерсон Фиттипальди на Copersucar - впервые в истории команды его брата Вилсона. Зрители буквально ликовали, так что даже победа Ройтемана в последней для Ferrari 312T2 гонке с 50-секундным преимуществом осталась в тени этого успеха. А напрасно - ведь Карлос принёс первую, но далеко не последнюю победу Michelin. Что касается команды Fittipaldi, то больше так высоко она никогда не поднималась.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё