Монако'03: 20 лет спустя

Хуан-Пабло Монтойя на Гран При Монако 2003 года
Гонка #704: 1 июня 2003 года. Гран При Монако
Поул Ральф Шумахер (Williams) – 1:15,259 (159,768 км/ч)
Лучший круг Кими Райкконен (McLaren) – 1:14,545 (161,299 км/ч)
Победитель Хуан-Пабло Монтойя (Williams) – 1:42:19,010 (152,773 км/ч)

Сезон 2003-го года сильно отличался от того, что зрители видели в 2002-м. На этот раз у Ferrari не было никакого технического преимущества над соперниками, Williams и McLaren. В Скудерии достаточно поздно представили новую машину, F2003 GA, полагая, что скорости непобедимой прошлогодней F2002 окажется достаточно на старте чемпионата. Но они просчитались – соперникам удалось здорово прибавить, и в трёх первых гонках сезона Михаэль Шумахер не только ни разу не смог победить, но даже не поднимался на подиум. Первая победа пришла только на четвёртом этапе, в Имоле.

Справедливости ради, в McLaren тоже начали сезон на доработанной версии старой машины, MP4-17D, хотя и вынужденно – на первых тестах с MP4-18 возникли проблемы. Команда планировала, что пока продолжит выступления на прошлогоднем шасси, а новое появится, как только будет готово. Как мы сегодня знаем, этот момент так и не наступил.

Чего в McLaren могли бы добиться на MP4-18, остаётся только гадать, но и MP4-17D зарекомендовала себя очень неплохо. В четырёх первых гонках победы одержали четыре разных гонщика, но два из них выступали за McLaren. Особенно впечатляли результаты Кими Райкконена, который во всех этих гонках поднялся на подиум. Созданный им на старте сезона задел оказался настолько велик, что даже несмотря на три подряд победы Шумахера в конце весны, на седьмой этап в Монако Кими приехал лидером чемпионата.

Помогла этому, впрочем, и новая система начисления очков. Пытаясь избежать повторения сезона 2002 года, когда Шумахер гарантировал себе титул уже в июле, в FIA сделали систему более плотной – победитель по-прежнему получал 10 очков, но финишировавший вторым – 8, а не 6, а третьим – 6 вместо 4. Всего очки зарабатывали теперь восемь пилотов – вместо шести, как было на протяжении нескольких последних десятилетий.

Михаэль Шумахер на квалификации Гран При Монако 2003 года

Парадокс, однако, состоял в том, что теперь не только отрываться в чемпионате, но и догонять лидера было гораздо сложнее. Если Шумахер выигрывал, а Райкконен финишировал вторым, Михаэль отыгрывал всего два очка. Таким образом, определяющую роль играла надёжность – чтобы компенсировать потерю очков в случае схода, требовалось пять побед. Впрочем, перед этапом в Монако от запаса Кими осталось лишь два очка, так что Шумахер имел шанс возглавить чемпионат уже после этой гонки.

В 2003 году использовался новый формат квалификации – с единственным зачётным кругом, который пилоты проезжали поочерёдно, причём перед стартом дозаправлять машину уже было нельзя. В субботу эта весьма своеобразная (и не слишком зрелищная) процедура лучше всех удалась пилоту Williams Ральфу Шумахеру. Райкконен показал второе время, проиграв всего 0,036 секунды. Третьим оказался ещё один гонщик Williams Хуан-Пабло Монтойя. Удивил Ярно Трулли, квалифицировавшись четвёртым за рулём Renault.

А где же Ferrari? Увы, шины Bridgestone в том сезоне уступали продукции Michelin, и в Монако это проявилось ещё ярче, чем обычно. Шумахер оказался лучшим из пилотов, выступавших на японских шинах, но показал лишь пятое время. Баррикелло квалифицировался седьмым, уступив ещё и Култхарду. Восьмое место на стартовой решётке занял пилот Renault Фернандо Алонсо.

Все остальные проиграли представителям четырёх топ-команд достаточно много. На девятом месте, в 0,9 секундах от Ральфа, завершил сессию Марк Уэббер на Jaguar, а оказавшийся десятым Кристиано да Матта из Toyota уступил уже полторы секунды. Наилучшие шансы вмешаться в борьбу лидеров имел пилот BAR Дженсон Баттон, который в предварительной квалификации был быстрее обоих Williams и McLaren, но в субботу утром попал в серьёзную аварию и не смог продолжить выступления в этот уик-энд.

Машина Дженсона Баттона после аварии

Но это была лишь квалификация, а очки, как известно, начисляются после финиша гонки. В воскресенье слабые результаты Ferrari получили более чёткое объяснение. Обгонять в Монако почти невозможно, так что в Скудерии разработали специальную стратегию – Шумахер планировал стартовать на тяжёлой машине, чтобы остановиться как можно позже, и хорошая серия с пустыми баками на свободной трассе должна была позволить ему выйти вперёд. Это значило, что квалификацию он провёл на более тяжёлой машине, чем конкуренты.

Это был хороший план, который имел все шансы реализоваться, если бы не одно «но» – Ярно Трулли. Лидеры действительно поехали в боксы раньше Михаэля – Ральф на 21-м круге, Монтойя на 23-м, Райкконен на 25-м. Шумахер планировал останавливаться на 31-м, но вместо того, чтобы отыгрываться на свободной трассе, большую часть времени вынужден был изучать задний диффузор Renault.

Итальянец свернул на пит-лейн на 27-м круге, после чего Шумахер резко прибавил – с 1:16,0 до 1:14,7. Однако четырёх кругов в таком темпе ему не хватило, чтобы опередить всех соперников – после пит-стопа он выехал из боксов позади пары Монтойя-Райкконен (Кими уступил позицию колумбийцу ещё на старте). Что касается Ральфа, то пустые баки позволили ему завоевать поул, но ранний пит-стоп загубил гонку – оказавшись в трафике, немец потерял много времени и опустился на четвёртую позицию.

У Шумахера-старшего была и вторая попытка – на второй пит-стоп он также поехал значительно позже соперников. Однако его скорость с полными баками оказалась неважной, так что Монтойя и Райкконен оторвались достаточно далеко, и сократить этот отрыв Михаэлю не удалось. После второй остановки он оказался далеко позади этой пары.

Подиум Гран При Монако 2003 года

Правда, на последних кругах Монтойя сбросил скорость – в BMW увидели по телеметрии проблемы с двигателем, так что команда попросила Хуана-Пабло снизить обороты. С одной стороны, это давало шансы Райкконену, с другой – ставило Кими в непростую ситуацию, ведь Шумахер быстро приближался. На любой другой трассе это привело бы к смене позиций, но не в Монако – пилоты финишировали друг за другом, всех троих разделили менее двух секунд.

Так как Райкконен финишировал впереди Шумахера, он смог снова увеличить свой отрыв в чемпионате. Более того – Култхард закончил гонку впереди Баррикелло (они заняли седьмое и восьмое места), благодаря чему McLaren опередила Ferrari в Кубке конструкторов. Самой успешной командой уик-энда стала Williams – победа Монтойи и четвёртое место Ральфа позволили ей заработать 15 очков из 18 возможных, существенно сократив отставание от двух лидирующих команд.

Неплохим результатом могли похвастать и пилоты Renault, финишировавшие на пятом и шестом местах – причём Алонсо, благодаря более поздней второй остановке, смог опередить Трулли. Сходов в гонке было не так уж мало, но все они произошли в нижней части пелотона, так что четыре топ-команды оккупировали зачётную восьмёрку полностью.

Победа Монтойи удивительным образом разрушила «проклятье Williams» – несмотря на то, что команда доминировала в чемпионатах и в восьмидесятые, и в девяностые, начиная с 1983-го года пилоты Фрэнка Уильямса не побеждали на Гран При Монако. Тогда гонку выиграл Кеке Росберг, и чтобы одержать следующую победу, Williams потребовалось 20 лет.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё