Португалия'96: Психология против математики

Гонка #596: 22 сентября 1996 года. Гран При Португалии, Эшторил
Поул Деймон Хилл (Williams) – 1:20,330 (195,394 км/ч)
Лучший круг Жак Вильнёв (Williams) – 1:22,873 (189,398 км/ч)
Победитель Жак Вильнёв (Williams) – 1:40:22,915 (182,423 км/ч)

Со спортивной точки зрения сезон 1996 года вряд ли можно назвать особенно захватывающим, так как за титул боролись пилоты лишь одной команды, один из которых лидировал на протяжении всего чемпионата. Однако концовка года превратилась в настоящий триллер: 1 сентября стало известно, что именно с этим пилотом, Деймоном Хиллом, в Williams не намерены продлевать контракт.

Известие стало шоком в первую очередь для самого Деймона. Как пояснил юрист лидера чемпионата, Майкл Брин, переговоры по поводу 1997 года начались в августе, однако команда сразу продемонстрировала, что не особенно заинтересована в продолжении отношений. При этом Фрэнк Уильямс отказался пояснять, в чём была причина такого решения.

«Можете представить моё разочарование, – комментировал ситуацию Хилл. – Я лидирую весь чемпионат, я напряжённо работал над собой, чтобы стать ведущим гонщиком. Я всегда думал, что наградой за победы в гонках будет возможность пилотировать лучшую машину. Я считал, что если выиграю чемпионат, то по окончании сезона окажусь в выгодной ситуации в вопросе ведения переговоров…

Это был шок, но я переживал и худшие моменты как в своей жизни, так и в Формуле 1. Такое чувство, что за последние 10 дней я побывал на Марсе и вернулся обратно, так сильно менялась ситуация то в одну, то в другую сторону. Теперь у меня есть возможность принести свой опыт другой команде и помочь ей сделать машину, способную побеждать».

Деймон Хилл на Гран При Португалии 1996 года

Перед гонкой в Португалии Хиллу исполнилось уже 36, так что можно было ожидать, что он предпочтёт завершить карьеру. Однако сам Деймон так не считал. «Я не лентяй, – говорил он. – Я люблю гоночные машины и хочу пилотировать машины Формулы 1, потому что это вершина автоспорта».

На место Хилла Фрэнк Уильямс пригласил Хайнца-Харальда Френтцена. Немец в то время считался одним из наиболее перспективных пилотов, но всё же приглашение в Williams, на замену без пяти минут чемпиона мира, выглядело решением не вполне однозначным. Сам Френтцен описывал это так: «Я много общался с Фрэнком Уильямсом – даже до нашей решающей встречи в конце августа. Он сказал мне: "Я хочу, чтобы ты победил Шумахера и Ferrari в 1997 году. Именно поэтому я подписываю с тобой контракт"».

О том, что двигало Фрэнком, судить сложно. По всей видимости, глядя на постепенно прогрессирующую Ferrari, Уильямс опасался, что способностей Хилла в 1997-м может не хватить, чтобы отстоять титул. Команде нужен был новый, молодой пилот, которому удастся бросить вызов двукратному чемпиону.

Френтцен не раз опережал Шумахера в младших сериях, к тому же, имел с ним личные счёты – именно Хайнц-Харальд встречался с Коринной Бетч, будущей женой Шумахера, пока в её жизни не появился Михаэль. Из-за этого Френтцен даже на время отказался от выступлений в автоспорте и дебютировал в Формуле 1 позже Шумахера. Вполне возможно, Фрэнк считал, что только такой пилот, «заряженный» на борьбу с Михаэлем, сможет его одолеть.

Хайнц-Харальд Френтцен и Джонни Херберт на параде пилотов в Эшториле

Не случайно, представляя прессе Френтцена как нового пилота команды, он сказал: «Наш ночной кошмар – это представить Михаэля в следующем сезоне в столь же конкурентоспособной машине, как и Williams. Нужно в воскресенье пойти в церковь и молиться за то, чтобы его машина оставалась столь же ненадёжной. На сегодня этот вопрос не актуален, но однажды я хотел бы видеть Шумахера в Williams».

Подтверждает эту версию и то, что контракт на 1997 год Френтцену был предложен сразу после победы Шумахера в Спа. Концовка сезона вообще складывалась для Хилла неважно – он проиграл Вильнёву в Венгрии, финишировал только пятым в Спа. Гонка в Монце проходила уже после объявления об отставке, и Деймон, возможно, не выдержал психологического давления в этот уик-энд и допустил ошибку уже на пятом круге, врезавшись в ретардер из шин – гонку вновь выиграл Шумахер.

В результате его ещё недавно казавшийся незыблемым отрыв от Вильнёва, к середине сезона достигавший 25 очков, перед двумя финальными этапами сократился до 13-ти. И это при том, что Вильнёв тоже выступал не слишком ровно – в частности, не сумел воспользоваться ошибкой Хилла в Италии, финишировав там только седьмым. И хотя Хилл мог гарантировать себе титул уже в Португалии, Жак чувствовал себя комфортно.

«Деймон испытывает большое давление, – говорил Вильнёв. – Он может вновь допустить ошибку, но на этот раз я должен использовать её в своих интересах. Нельзя упускать шансы отыграть очки, как я сделал в Монце. Я чувствовал себя уверенно уже в начале сезона и по-прежнему считаю, что могу победить Деймона и стать чемпионом».

Жак Вильнёв на Гран При Португалии 1996 года

Ситуация оказалась настолько нервной, что Хилл позволил себе несколько весьма двусмысленных высказываний. В частности, непосредственно перед уик-эндом в Эшториле он заявил: «Я не хочу использовать нечестные методы… но я вполне могу пойти на такие приёмы на трассе, которые от меня никто не ожидает». Учитывая, что обоюдный сход делал Деймона чемпионом, это высказывание вполне можно было трактовать как угрозу.

Накал страстей вырос ещё больше после квалификации. Её выиграл Хилл, но в какой борьбе – Вильнёв уступил ему всего 0,009 секунды! Два пилота Williams действительно были равны, исход борьбы за титул могли решить малейшие нюансы. В том числе – действия соперников, в первую очередь из Benetton и Ferrari. Они квалифицировались непосредственно за двумя Williams – Алези третьим, Шумахер четвёртым, Бергер пятым, Ирвайн шестым. При этом все, кроме Эдди, уступили лидерам менее секунды.

Далее, как по заказу, гонщики следовали парами – два McLaren, два Jordan, два Sauber, два Tyrrell, и лишь гонщиков Ligier, Паниса и Диница, разделила пара пилотов Footwork. Замкнули стартовую решётку, как обычно, гонщики Minardi, Педро Лами и Джованни Лаваджи. Команда Forti к этому моменту обанкротилась и покинула чемпионат.

Утренний warm-up в воскресенье ещё раз напомнил, что лёгкой прогулкой гонка ни для кого не будет. Лучшее время показал Шумахер, Вильнёв был вторым, а Хилл – только четвёртым, пропустив ещё и Хаккинена. Тем не менее, старт сложился для лидера чемпионата как никогда удачно – он легко возглавил гонку, а Жак пропустил Алези и Шумахера!

Старт Гран При Португалии 1996 года

Хилл начал отрываться от Алези, а Вильнёв застрял за Ferrari Шумахера. Такой расклад его совершенно не устраивал – с каждой минутой его шансы остаться претендентом на титул в финальной гонке таяли, ведь для этого он обязан был отыгрывать у Деймона как минимум четыре очка. Однако обгонять на узкой португальской трассе оказалось очень непросто.

Но Жак пришёл в Формулу 1 из IndyCar, где подход к обгонам иной. На 16-м круге он решился на сумасшедший манёвр в затяжном последнем повороте, решив обогнать Шумахера по внешнему радиусу. Михаэля как раз немного притормозил круговой Джованни Лаваджи, и Жак пошёл в атаку.

«Поворот Parabolica в Эшториле очень похож на американские овалы, и я говорил механикам о том, что в этом месте вполне можно обогнать по внешнему радиусу. В ответ они обещали потом очень аккуратно отскребать меня от отбойника, – смеялся после гонки Вильнёв. – Но, честно говоря, если бы на месте Шумахера был какой-то другой пилот, то вполне вероятно, я действительно оказался бы в отбойнике. Приятно осознавать, что есть парни, с которыми ты можешь позволить себе борьбу колесо в колесо, не рискуя попасть в серьёзную аварию».

Атака увенчалась успехом, а спустя два круга началась первая волна пит-стопов. Первым отправился в боксы Хилл, кругом спустя за ним последовали Вильнёв и Шумахер. Планировавший только два пит-стопа Алези после первой остановки откатился на четвёртое место, – а Вильнёв, таким образом, вернулся на второе! Правда, Хилл был уже довольно далеко, но, как обычно, терял очень много времени в трафике, и канадец постепенно подбирался к напарнику всё ближе и ближе.

На второй пит-стоп Хилл вновь поехал чуть раньше Вильнёва и Шумахера, и после возвращения всех троих на трассу Жак уступал Хиллу всего три секунды. Шумахер оказался четвёртым, позади Алези, который ещё не останавливался во второй раз – впрочем, теперь до финиша их ждало одинаковое число пит-стопов. Вильнёв продолжил атаковать, показал лучший круг гонки и сократил отставание от Деймона до полутора секунд.

На 44-м круге Алези и Шумахер одновременно посетили боксы. Механики Ferrari справились со своей задачей быстрее оппонентов из Benetton (удивительно, но в предыдущие годы ситуация была обратной), и Михаэль вышел вперёд. На 46-м круге между собой столкнулись пилоты McLaren – вскоре Хаккинен вынужден был сойти из-за поломки подвески, а Култхард получил stop-and-go.

Свой третий пит-стоп Хилл вновь провёл чуть раньше Вильнёва – топлива в его машине было чуть меньше, так что выбирать Деймону не приходилось. Жак вовсю воспользовался лишним кругом с пустыми баками и после своей остановки вышел вперёд! Спустя ещё круг становится ясно, что шансов контратаковать у Хилла нет – Вильнёв намного быстрее. Всего за 10 кругов он оторвался от напарника на 8 секунд, а к финишу привёз ему почти 20.

Подиум Гран При Португалии 1996 года

Шумахер финишировал третьим – не так много после двух побед кряду, но это его третий подиум подряд. Ещё больше радовался Ирвайн – Эдди закончил гонку на пятом месте, между двумя Benetton, и это его первый финиш с Гран При Сан-Марино, который проходил в начале мая! Благодаря этому Ferrari смогла сократить отставание от Benetton в борьбе за второе место в Кубке конструкторов до одного очка.

Но куда более важная борьба, конечно, шла в личном зачёте. Благодаря своей победе, казавшейся столь маловероятной после старта, Вильнёв сократил отставание от Хилла на те самые четыре очка, оставлявшие ему шансы на титул. Теперь перед последним этапом двух пилотов Williams разделяли 9 очков, при том что за победу можно было получить 10. Конечно, математически шансы Деймона выглядели, мягко говоря, предпочтительнее. Но решить всё должна была психология.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё