Италия'93: Подъём с переворотом

Гонка #545: 12 сентября 1993 года. Гран При Италии, Монца
Поул Ален Прост (Williams) – 1:21,179 (257,209 км/ч)
Лучший круг Деймон Хилл (Williams) – 1:23,575 (249,835 км/ч)
Победитель Деймон Хилл (Williams) – 1:17:07,509 (239,144 км/ч)

Исторически сложилось, что Гран При Италии часто выступал ареной для различных заявлений и анонсов относительно жизни команд, а иногда и чемпионата. Одна из причин – подходящие даты этапа. Гонка в Монце обычно проходит в первой половине сентября, когда планы на следующий год начинают обретать реальные очертания. А кроме того – делать заявления на историческом автодроме, к которому приковано внимание всего мира, командам удобнее и приятнее.

Так было и в 1993-м – вплоть до самого старта гонки заезды отошли на второй план, главными темами для обсуждения были будущее Сенны и регламент 1994 года. Именно в Монце Фрэнк Уильямс и Рон Деннис встретились с президентом FIA Максом Мосли и главой FOA Берни Экклстоуном, чтобы уточнить все детали новых правил.

Что касается Айртона, то бразилец не скрывал, что по-прежнему хочет перейти в Williams, и надеялся, что после того, как Прост гарантирует себе четвёртый титул, он смягчит свою позицию и согласится снова выступать с Сенной. Шансы обеспечить победу в чемпионате у Алена действительно были велики – за четыре этапа до окончания сезона он опережал Сенну на 28 очков, ему достаточно было заработать в Италии на два больше, чем Айртону, чтобы тот не смог его догнать ни при каких обстоятельствах.

Правда, у Алена как раз началась полоса неудач. После впечатляющей серии из шести побед в семи гонках он неожиданно потерял очки в Венгрии и Бельгии, причём обе эти гонки выиграл его напарник Деймон Хилл! У Сенны, впрочем, дела шли ещё хуже, а учитывая, что моторы Ford, стоявшие на McLaren, не могли похвастаться высокой мощностью, шансов на победу в Монце у него было куда меньше.

Айртон Сенна на Гран При Италии 1993 года

Прост уверенно выиграл квалификацию (12-ю из 13-ти!), Деймон Хилл, как обычно, уступил ему около 0,3 секунды. К радости местных болельщиков третье время показал пилот Ferrari Жан Алези. Годом раньше Скудерия потерпела на своей домашней трассе сокрушительное поражение, так что команда усиленно готовилась к гонке в Монце, представив обновлённую версию мотора V12. Новинка помогла – Алези проиграл Просту менее секунды, что для Ferrari в том сезоне было большим достижением. Вторая Ferrari, под управлением Герхарда Бергера, оказалась шестой.

Правда, успех Скудерии в субботу был омрачён нелепой аварией с участием обоих пилотов команды. В конце квалификации, уже после отмашки клетчатым флагом, Алези неторопливо ехал по трассе, приветствуя болельщиков, как вдруг перед Variante Ascari его на высокой скорости догнал Бергер – Герхард не заметил флага и продолжал атаковать. Чтобы избежать столкновения, австриец резко повернул руль, из-за чего вылетел с трассы и врезался в отбойник. Удар оказался силён, Бергера отправили в медицинский центр на скорой, к счастью, обошлось без травм.

Четвёртое и пятое время показали пилоты с двигателями Ford Cosworth, Сенна и Шумахер, но оба проиграли Просту около полутора секунд. Их напарники, Майкл Андретти и Риккардо Патрезе, расположились в том же порядке, но лишь на пятой линии. Далее в протоколе следовал Джонни Херберт на Lotus, но он уступил поулу уже более 2,5 секунд.

В Lotus тоже использовали двигатели Ford, но в Монце было объявлено, что в 1994-м команда перейдёт на моторы Mugen Honda. Таким образом, альянс Lotus и Honda возрождался – пусть и через дочернее подразделение японской компании. То, что двигатели в Honda делать не разучились, подтвердили Агури Сузуки и Дерек Уорик из Footwork – в обычных условиях им было сложно конкурировать с соперниками за места в первой десятке, но в Монце благодаря Mugen Honda они показали соответственно восьмое и 11-е время.

Старт Гран При Италии 1993 года

В воскресенье на трибунах знаменитого итальянского автодрома, как обычно, был аншлаг, а первый круг подарил тифози повод для радости – Жан Алези блестяще стартовал и вышел на второе место, позади Проста! Сенна тоже попытался обогнать Хилла, но Деймон не отступил, а после контакта оба оказались за пределами трассы. Хиллу и Сенне удалось продолжить движение, но они опустились в конец первой десятки.

Старт вообще получился боевым – первый круг оказался одновременно и последним сразу для пяти пилотов. Однако лидеров среди них не было – разборки, в основном, велись в нижней части пелотона. После столкновения Сенны и Хилла на третье место вышел Шумахер, на четвёртое – Бергер. Далее следовали Херберт, Брандл, Патрезе и Андретти.

Прост быстро оторвался от преследователей, а Шумахер следовал вплотную за Алези и готовил атаку. На втором круге занимавший восьмое место Андретти вылетел с трассы, после чего ему пришлось заехать в боксы, чтобы механики очистили воздухозаборники в боковых понтонах. Для Майкла эпизод был особенно неприятным, над ним и без того висели тяжёлые тучи – в паддоке ходили упорные слухи, что он будет уволен ещё до окончания сезона.

На четвёртом круге Шумахер провёл неожиданную атаку на Алези перед Variante Ascari и вышел на второе место. Прост, правда, к этому моменту успел создать заметный отрыв. Хилл после неудачи на старте начал прорыв наверх и уже к шестому кругу выбрался на четвёртое место! Спустя ещё несколько кругов позади остался и Алези, так что у Williams вновь появились отличные шансы на очередной двойной подиум.

Деймон Хилл на Гран При Италии 1993 года

Что касается Сенны, то его машина не позволяла ему отыгрывать позиции столь же быстро. Опередив занимавшего восьмое место Патрезе, Айртон надолго застрял за Ligier Мартина Брандла. Борьба старых соперников по британской Формуле 3 получила совершенно неожиданную развязку, когда на девятом круге Сенна грубо ошибся на торможении перед Roggia и врезался в заднюю часть машины Ligier! Для обоих эта авария привела к сходу.

Темп Шумахера был неплохим, он опережал Хилла на семь секунд и вполне мог сохранить вторую позицию до финиша, но в очередной раз подвёл двигатель – на 22-м круге из Benetton повалил дым, Михаэлю пришлось сойти. Хилл поднялся на второе место, уступая напарнику 15 секунд. Вскоре пилоты начали заезжать на пит-стопы, но существенного влияния на расстановку сил это не оказало.

Однако на второй половине дистанции стало заметно, что скорость Хилла выше, чем Проста. Вскоре выяснилось, что сбавить скорость Проста попросили на пит-уолл – температура двигателя постоянно росла, Ален рисковал не добраться до финиша. У Хилла появился шанс на третью победу подряд, он секунда за секундой сокращал отставание от напарника. На 30-м круге он проигрывал Просту 20 секунд, на 35-м – 14, на 40-м – 10.

К 45-му кругу от огромного некогда отрыва осталось только три секунды! Дистанция продолжала сокращаться. На 48-м круге Ален прибавил и смог немного увеличить отрыв, но на следующем Renault V10 на его машине взорвался! Редкий сход для Williams в том сезоне, но уже третья подряд неудача для Проста…

Подиум Гран При Италии 1993 года

Благодаря сходу напарника, Хилл, откатившийся после столкновения с Сенной на старте в район 10-го места, вышел в лидеры гонки. С его машиной никаких проблем не было, от Алези его отделяла целая пропасть, так что помешать ему выиграть уже не мог никто.

В тени борьбы за первое место (большей частью психологической) остался ещё один прорыв. Майкл Андретти, занимавший на втором круге последнее место, постепенно смог отыграться, обгоняя одного соперника за другим. Конечно, помогли сходы и ошибки пилотов, но сам Майкл ехал безупречно. На 42-м круге, после длительной борьбы, он опередил Sauber Карла Вендлингера и вышел на четвёртое место. Которое после схода Проста превратилось в третье.

Хотя борьбы за позиции среди лидеров на последних кругах не было, финиш гонки в Монце получился весьма запоминающимся – благодаря пилотам Minardi. Для маленькой команды из Фаэнцы (в этот же уик-энд было объявлено, что в 1994-м Minardi объединится со Scuderia Italia) этот Гран При тоже был домашним, и её гонщики, Пьерлуиджи Мартини и Кристиан Фиттипальди, устроили настоящее сражение за седьмое место на последнем круге.

Мартини ехал впереди, но Фиттипальди лучше вышел из Параболики – и на финишной прямой пошёл в атаку. Мартини перекрыл ему траекторию, бразилец наехал на заднее колесо напарника и его Minardi подбросило высоко в воздух. К счастью, обошлось без травм, хотя маму Кристиана, наблюдавшую за гонкой из боксов команды, при виде полёта сына едва не хватил удар.

Хилл выиграл гонку, став первым в истории пилотом, которому удалось выиграть три гонки подряд, не имея прежде побед в своём послужном списке. Благодаря этому успеху, а также сходам Проста и Сенны, британец вышел на второе место в личном зачёте, сохранив теоретические шансы на титул. Финишировавшего вторым Алези Деймон опередил на 40 секунд. Впрочем, тифози всё равно были счастливы – это был лучший результат для Ferrari в том сезоне.

Третье место Андретти стало лучшим результатом за время его выступлений – и последним. Несмотря на весьма неплохую гонку, американец был уволен из команды, а его место уже начиная со следующего этапа, в Эшториле, занял Мика Хаккинен. Последними очки, заработанные в Монце за пятое место, оказались и для Риккардо Патрезе – самый опытный на тот момент гонщик в истории Формулы 1 на оставшихся этапах до финиша ни разу не добрался, а на следующий сезон места не нашёл.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё