Канада'93: На сломе эпох

Ален Прост и Михаэль Шумахер после финиша Гран При Канады 1993 года
Гонка #539: 13 июня 1993 года. Гран При Канады, Монреаль
Поул Ален Прост (Williams) – 1:18,987 (201,907 км/ч)
Лучший круг Михаэль Шумахер (Benetton) – 1:21,500 (195,681 км/ч)
Победитель Ален Прост (Williams) – 1:36:41,822 (189,667 км/ч)

Несмотря на все старания соперников, в 1993 году преимущество Williams ничуть не уменьшилось – в квалификации Ален Прост и Дэймон Хилл привозили ближайшему из конкурентов (а им всё чаще становился Михаэль Шумахер, а не Айртон Сенна) полторы-две секунды. Но в первой части сезона в гонках, по разным причинам, дела у Проста ладились не всегда.

Весьма показательным в этом плане оказался этап в Монако, где Прост и Шумахер имели явное преимущество в скорости, но Михаэль сошёл из-за отказа гидравлики, а Проста стюарды оштрафовали за фальстарт. В результате гонку выиграл Сенна, после шести этапов возглавив чемпионат! Следующая гонка проходила в Канаде, на автодроме имени Жиля Вильнёва. Ей предшествовало несколько политических событий, отодвинувших результаты соревнований на второй план.

У автоспорта окончательно сменилось руководство – новым президентом Международной автомобильной федерации, FIA, был избран Макс Мосли. Британец тут же провёл реорганизацию, распустив отвечавшую за автоспорт FISA – теперь гонками занималась непосредственно FIA. На этом Мосли останавливаться не собирался – он хотел радикально повысить интерес к чемпионату, но доминирование Williams этому мешало. К тому же, из-за развернувшейся гонки электронных систем участие в чемпионате становилось всё дороже.

Мосли намеревался решить все эти проблемы разом достаточно простым и радикальным способом – запретив всю электронику уже в 1994 году. Формально всё это подавалось под соусом борьбы за безопасность – дескать, скорости в поворотах слишком возросли. Но команды были категорически против запрета электронных систем, ведь все они (за исключением Scuderia Italia) вложили в разработку большие деньги.

В соответствии с документом FIA, во всём пелотоне только машины Lola соответствовали регламенту

В особенно тяжёлом положении в этом смысле оказалась Lotus – команда потратила на разработку электронной машины практически все свои средства и рисковала в 1994-м остаться ни с чем. В McLaren финансовая ситуация была лучше, но и она серьёзно вложилась в электронику MP4/8. В Williams, разумеется, тоже от идей FIA были не в восторге, так как опасались, что без активной подвески лишатся своего преимущества.

Однако Мосли твёрдо решил добиться перемен в кратчайшие сроки, и фундамент для этих изменений был заложен именно на Гран При Канады. В субботу технический делегат FIA Чарли Уайтинг прислал стюардам документ под номером три, в котором сообщалось, что регламенту чемпионата не соответствуют все машины чемпионата, за исключением двух Lola Scuderia Italia!

Сообщение стало для команд настоящим шоком, ведь никто из них не считал, что нарушает правила, да и правила оставались прежними. Изменилась лишь трактовка – теперь в FIA полагали, что раз активная подвеска влияет на дорожный просвет, значит, её можно отнести к запрещённым «подвижным аэродинамическим элементам», а системы трекшн-контроля противоречат правилу, согласно которому гонщик должен управлять машиной самостоятельно.

Демарш FIA стал намёком командам, что выбора у них нет – все эти электронные системы так или иначе ждал запрет. Разумеется, стюарды не собирались запрещать 12-ти командам из 13-ти выступать в Канаде – такой скандал никому не был нужен. Но они выпустили весьма лукавое решение, в соответствии с которым участникам разрешалось использовать текущие машины на этом и последующих Гран При в качестве временной меры. Возмущению и недоумению команд, конечно, не было предела. Особенно переживал Фрэнк Уильямс, заметивший, что при таких трактовках FIA может даже отобрать у его команды титул 1992 года!

Герхард Бергер и Риккардо Патрезе

В квалификации тем временем обошлось без особых сюрпризов. Прост установил новый рекорд Формулы 1, завоевав седьмой поул в семи первых Гран При (предыдущий был установлен Сенной в 1988 году), Хилл опять оказался вторым. Третье время, как нередко бывало в том сезоне, показал Михаэль Шумахер, но немец уступил Просту 1,8 секунды. Ещё десятую проиграл его напарник по Benetton Риккардо Патрезе. Далее, с отставанием уже более двух секунд, следовали две Ferrari Герхарда Бергера и Жана Алези.

Что касается Сенны, то для него квалификация сложилась крайне неудачно. Из-за проблем с электрикой он оказался лишь восьмым – это его худший результат в квалификации с тех пор, как он присоединился к McLaren. Впереди трёхкратного чемпиона стартовал даже Мартин Брандл на Ligier, а Карл Вендлингер из Sauber уступил ему всего десятую. Тем не менее, вторая машина McLaren в итоговом протоколе опять оказалась ниже бразильца – Андретти завершил сессию лишь на 12-й позиции.

Хотя Прост с точки зрения числа побед в Гран При на тот момент был самым успешным гонщиком всех времён, он никогда не выигрывал Гран При Канады – и горел желанием исправить ситуацию. Но старт прошёл для него неудачно – Ален не лучшим образом разогнался, и Хилл вышел вперёд. Француз мог пропустить и ещё кого-то, но оба гонщика Benetton стартовали даже хуже него! На третье место вышел Бергер, а на четвёртое место – Сенна! Патрезе с Шумахером умудрились пропустить ещё и Алези.

Старт Гран При Канады 1993 года

Впрочем, такой порядок сохранялся недолго. Уже на втором круге Сенна опередил Бергера, а на шестом то же сделал и Шумахер. Несколькими мгновениями ранее Хилл покорно выпустил лидера команды на первое место, после чего борьба за победу, по сути, закончилась. Соперничать с Хиллом в скорости Сенна и Шумахер также не могли, так что вся интрига сводилась к тому, сможет ли Михаэль догнать и опередить Айртона, чтобы занять единственное вакантное место в тройке лидеров.

Однако на середине дистанции неожиданно выяснилось, что мест на подиуме может хватить для обоих. Как обычно, «отличились» механики Williams – когда на 30-м круге Хилл заехал в боксы, они выбежали на свои позиции с шинами, маркированными для Проста! На то, чтобы поменять их на правильные и провести пит-стоп, ушло более 16-и секунд, вместо пяти у Сенны и семи у Шумахера, так что Хилл неожиданно оказался далеко позади этой пары.

Разрыв между Сенной и Шумахером долго держался в районе четырёх секунд, но на 57-м круге Михаэль прибавил, показал лучший круг и начал быстро догонять McLaren. Ещё через три круга он уже был вплотную за Сенной, но сражения не получилось – из-за отказа генератора Айртон замедлился, и Михаэль проскочил мимо. Причём Сенна не заметил Михаэля и едва не отправил его в стену, когда пытался съехать с траектории, чтобы сойти.

Михаэль Шумахер и Ален Прост на подиуме Гран При Канады

Прост, наконец, выиграл Гран При Канады, а заодно и вернулся в лидеры чемпионата. Вторым финишировал Шумахер, на третье место, благодаря сходу Сенны, поднялся Хилл. Бергер закончил гонку четвёртым – по ходу дистанции он уступил эту позицию Патрезе, но возрастному итальянцу пришлось сойти из-за ужасных судорог ног. Пятое место досталось Брандлу, а шестое – Вендлингеру.

Гонка получилась не самой захватывающей, хотя события вокруг неё добавили ей мрачных красок. Ещё более печальная новость пришла два дня спустя – комментировавший этот Гран При на BBC вместе с Марри Уокером чемпион 1976 года Джеймс Хант 15 июня скончался от сердечного приступа.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё