Канада'81: Всё, что нужно

Жак Лаффит на Гран При Канады 1981 года
Гонка #356: 27 сентября 1981 года. Гран При Канады, Монреаль
Поул Нельсон Пике (Brabham) – 1:29,211 (177,960 км/ч)
Лучший круг Джон Уотсон (McLaren) – 1:49,475 (145,019 км/ч)
Победитель Жак Лаффит (Ligier) – 2:01:25,205 (137,290 км/ч)

Сезон 1981 года завершался заокеанскими этапами в Канаде и США. Обладатель титула ещё известен не был. Фаворитом чемпионской гонки считался пилот Williams Карлос Ройтеман – у него было 49 очков, но лидер Brabham Нельсон Пике уступал ему всего три. Остроты ситуации добавляло то, что два латиноамериканца люто ненавидели друг друга.

Главной новостью в двухнедельной паузе после Гран При Италии стало заявление действующего чемпиона мира Алана Джонса о завершении карьеры после окончания чемпионата. Австралиец, тоже выступавший за Williams, ещё имел шансы защитить титул – у него было 37 очков. Столько же набрал и Ален Прост, выступавший теперь за Renault – правда, трассы в Монреале и Лас-Вегасе были не самыми удобными для турбомоторов. Сохранял теоретическую возможность стать чемпионом и пилот Ligier Жак Лаффит, но для этого обстоятельства должны были сложиться почти невероятным образом.

Единственным изменением в заявочном листе по сравнению с предыдущей гонкой в Монце стало появление за рулём одной из машин Arrows местного пилота Жака Вильнёва. Он получил такую возможность благодаря двум подряд титулам в Формуле Атлантик, но известен был, конечно, не этим, а тем, что приходился младшим братом пилоту Ferrari Жилю Вильнёву. Впрочем, на старт Вильнёв-младший выйти не смог, став одним из шести пилотов, не преодолевших квалификационный барьер. Среди этих шести оказалось и несколько известных сегодня имён – в частности, Кеке Росберг и Дерек Уорик.

Жак Вильнёв-старший

Лучшее время в квалификации показал Пике, опередивший Ройтемана. Интересно, что команда Williams пыталась опротестовать результат Нельсона – Ройтеман обратил внимание, что свою попытку бразилец проехал на шинах, маркированных для своего напарника Эктора Ребаке. Однако даже второго времени Пике хватило для поула. Джонс стартовал третьим, Прост – четвертым. Пятое время показал молодой англичанин Найджел Мэнселл, выступавший за Lotus.

Утром в воскресенье в Монреале начался сильный дождь. Трасса оказалась буквально залита водой, так что риск вылета резко повышался. Страхового договора на этот случай у организаторов не нашлось. Стремясь избежать каких-либо проблем в дальнейшем, они предложили всем гонщикам подписать специальную бумагу, что в случае серьёзной аварии они берут ответственность на себя.

Большинство гонщиков на эти условия готовы были согласиться, но возразил Берни Экклстоун, возглавлявший не только Brabham, но и FOCA. Начались длительные переговоры, и до их окончания заезды решено было не проводить, так что традиционный утренний warm-up зрители не увидели.

Экклстоун вернулся на трассу только в 14:30. В его руках была новая, модифицированная версия договора, так что можно было начинать 15-минутную разминку. Дождь к этому моменту прекратился, но как только пилоты отправились на трассу, грянул с удвоенной силой. Гонщикам пришлось вернуться в боксы. В 15:00 им позволили выехать на трассу ещё раз, на 10 минут, чтобы адаптироваться к условиям. Старт перенесли на 15:35, что вызвало возмущение со стороны Ройтемана – аргентинец настаивал, чтобы между warm-up и стартом прошли два часа, как того требовали правила.

Ален Прост на тренировке на Гран При Канады 1981 года

Понять Карлоса было можно – если бы организаторы строго следовали регламенту, то должны были бы дать старт не раньше 16:45. А это поставило бы под угрозу проведение гонки, во всяком случае целиком, ведь в конце сентября, да ещё и когда небо затянуто тучами, в Канаде темнеет очень рано. А значит, с высокой вероятностью Ройтеман отправился бы на финальный этап лидером чемпионата. Если же гонка стартовала бы вовремя и была проведена полностью, то под дождём на шинах Goodyear у него не было бы никаких шансов против клиентов Michelin.

Разумеется, аргентинца не послушали, гонка началась в соответствии с расписанием. На старте Ройтеман легко опередил Пике, но по внешнему радиусу их обоих опередил Джонс! Более того – Пике тут же смог контратаковать и опередить Ройтемана, и ещё до окончания первого круга то же сделали Прост и де Анжелис! Но и после этого аргентинец продолжил терять позиции, так что к пятому кругу откатился на 21-е место.

Его напарник Джонс продолжал уверенно лидировать, пока на пятом круге дождь не усилился. Действующий чемпион тоже начал своё путешествие в хвост пелотона и уже к 10-му кругу оказался 18-м. С аналогичными проблемами столкнулся и Пике, так как в Brabham также использовали Goodyear. Возглавил гонку Прост – трасса не подходила Renault, но в дождь шины Michelin c лихвой компенсировали этот недостаток.

К сожалению для Алена и его команды, лидировал он лишь шесть кругов – на машине начались проблемы с тормозами, так что ему пришлось пропустить сначала Лаффита, затем Вильнёва, а потом и Уотсона. Опередил было Проста и Пирони, но почти тут же сошёл из-за взрыва мотора. К этому моменту дождь кончился, трасса начала понемногу подсыхать. Однако как только в командах начали задумываться о переходе на слики, небеса разверзлись вновь.

На 28 круге Джонс вернулся в боксы и сошёл – он не видел смысла в продолжении борьбы и тем самым отказался от претензий на чемпионат. Ройтеман продолжал гонку, но не входил даже в первую десятку. Единственным пилотом на Goodyear, который продолжал бороться в первой шестёрке и претендовал на очки, оказался Пике.

Лаффит уверенно лидировал до самого финиша, а второе место занимал Вильнёв, третье Уотсон. Однако Жиль испытывал сложности с системой зажигания, так что пилот McLaren его постепенно нагонял. На 38-м круге Уотсон вышел вперёд, а спустя ещё круг Вильнёв попал в аварию, обгоняя на круг де Анжелиса. Итальянец не увидел Жиля, машины столкнулись, и контакт стоил пилоту Ferrari поломки переднего антикрыла!

Казалось бы, пилотировать в таких условиях под дождём без переднего антикрыла просто опасно, но канадца такая мелочь остановить не могла. Он упорно продолжал движение, хотя Прост отыгрывал у него по две секунды на круге. Вероятно, исход этой погони был бы предопределён, если бы на 49-м с трассы не вылетел Мэнселл. Найджел смог вернуться на трассу, однако с поломанным задним антикрылом решил добраться до боксов. Спустя несколько секунд его догнал Прост и разминуться с медленным Lotus не смог. Ален сошёл, тоже распрощавшись с надеждами на титул.

Надломленное переднее антикрыло, тем временем, почти полностью перекрыло обзор Вильнёву, но и это его не остановило. Несмотря на сильный дождь, плохую видимость и потерю части прижимной силы, Жиль упорно продолжал оставаться на трассе, не подпуская к себе ехавшего четвёртым Джакомелли. К радости заполонивших трибуны канадцев, преодолевать полную дистанцию ему не пришлось – на 63-м круге гонку остановили по истечении двухчасового лимита времени.

Подиум Гран При Канады 1981 года - Уотсон, Лаффит, Вильнёв

После финиша число претендентов на титул сократилось до трёх. Лидировал по-прежнему Ройтеман, но заработавший два очка Пике приблизился к нему вплотную. Лаффит провёл безупречную гонку и благодаря победе вышел на третье место. Тем не менее, даже Жак высказывал сомнения в том, что проводить гонку под таким сильным дождём имело смысл. «Мы практически ничего не видели, – пожаловался он после гонки. – Не люблю ездить в таких условиях».

Лаффита поддержал и Уотсон, а вот у Вильнёва на этот счёт было другое мнение. Несмотря на все обрушившиеся на него неприятности, Жиль вовсе не считал, что гонку надо было останавливать. «Всё было не так страшно, – заявил он после финиша. – В конечном счёте, пилотировать можно в любых условиях: даже если идёт снег, всё, что тебе нужно – правильные шины».

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости