Австралия'02: Взлёты и падения

Авария Ральфа Шумахера и Рубенса Баррикелло на Гран При Австралии 2002 года
Гонка #681: 3 марта 2002 года. Гран При Австралии. Мельбурн
Поул Рубенс Баррикелло (Ferrari) – 1:25,843 (222,392 км/ч)
Лучший круг Кими Райкконен (McLaren) – 1:28,541 (215,615 км/ч)
Победитель Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:35:36,792 (193,011 км/ч)

Сезон 2002 года стал примером безальтернативного доминирования, но в начале марта об этом ещё никто не знал. В мельбурнском Альберт-парке пилотам предстояло провести первый этап чемпионата. Ожидания были высоки – в том числе потому, что Ferrari решила начать год на прошлогодней машине. Новая F2002 всё ещё не была готова, что давало конкурентам Скудерии шанс…

Тем для разговоров накануне гонки было много. Число заводских команд в чемпионате постепенно увеличивалось. После двух лет выступлений в Формуле 1 под именем Benetton компания Renault всё же решилась подать заявку на участие под собственным брендом – впервые с 1985 года. Другая французская команда, Prost, прекратила существование, не найдя финансирование на очередной сезон. Но общее число участников осталось прежним, так как в чемпионате мира дебютировала команда Toyota.

Это был 100% дебют – никогда прежде Toyota не участвовала в Формуле 1 ни как производитель шасси, ни как моторист, и команда тоже была создана с нуля, а не куплена у кого-то. За руль машины, спроектированной Густавом Брюннером, сел опытный Мика Сало и дебютант Алан Макниш. Шотландец был достаточно возрастным – на тот момент ему уже исполнилось 32 года. Некогда он считался одним из самых перспективных британских гонщиков, но, в силу ряда причин, не получил своего шанса, после чего ушёл в спортпрототипы. То, что он в итоге всё же оказался в Формуле 1, само по себе удивительно.

Алан Макниш за рулём Toyota в Мельбурне

В составах команд произошло немало изменений. После крайне неудачного сезона 2001 года чемпионат покинул Мика Хаккинен – в McLaren финну предложили вдвое меньшую зарплату, и двукратного чемпиона это не устроило. Правда, тогда Мика отрицал, что ушёл из Формулы 1 окончательно – по его словам, он лишь взял отпуск и планировал в будущем вновь сесть за руль.

На своё место он порекомендовал Рону Деннису юного Кими Райкконена, вопреки критике, отлично зарекомендовавшего себя в первом сезоне за Sauber. Деннис последовал этой рекомендации, так что пилот, против дебюта которого недавно выступал сам президент FIA Макс Мосли, спустя всего год оказался в топ-команде. В Sauber на место Райкконена пригласили новичка – молодого бразильца Фелипе Массу.

Ещё один пилот, прекративший выступления после 2001 года – Фернандо Алонсо. Тут, конечно, перерыв был тактическим – перспективный испанец попал в руки Флавио Бриаторе, и предпочёл год поработать тест-пилотом в Renault, вместо того, чтобы вновь бороться за позиции в хвосте пелотона за рулём Minardi. На место Алонсо владелец и руководитель Minardi, австралийский бизнесмен Пол Стоддарт, пригласил своего соотечественника Марка Уэббера. Дебютировал в Австралии и ещё один пилот – Такума Сато. По протекции мотористов из Honda, он сел за руль Jordan.

Зрители с нетерпением ждали первого появления машин 2002 года на трассе в рамках официальной сессии, даже несмотря на не самую лучшую погоду – в Мельбурне было пасмурно, временами начинался дождь. Гонщики ловили моменты, когда трасса оказывалась в наилучшем состоянии, так что преимущество пилотов Ferrari в полторы секунды в первой сессии хотя и насторожило, но не слишком обеспокоило их соперников. Во второй тренировке разница немного уменьшилась, но всё равно превышала секунду.

Дженсон Баттон и Марк Уэббер на Гран При Австралии 2002 года

В квалификации соперникам удалось подтянуться к Ferrari – Ральф Шумахер уступил Рубенсу Баррикелло менее полусекунды. Именно Баррикелло – так как бразилец неожиданно завоевал поул. Михаэль Шумахер отстал от него на 0,005 секунды. Четвёртое время показал Дэвид Култхард. Кими Райкконен в своей первой квалификации за McLaren проиграл напарнику 0,7 секунды, но всё равно стартовал с соседней, пятой позиции. Далее следовали Хуан-Пабло Монтойя и выступавший теперь за Renault Ярно Трулли.

Был риск, что гонка будет скучной – учитывая преимущество пилотов Скудерии, они должны были с самого старта легко оторваться от остального пелотона и решить вопрос о том, кто станет победителем первой гонки, между собой. Однако в действительности всё оказалось совершенно не так. Обе Ferrari стартовали неважно, уже на первых метрах Ральф Шумахер опередил брата и начал атаковать Баррикелло. Перекрывая траекторию движения Williams, Рубенс сместился один раз, второй, третий, оказавшись прямо перед носом соперника перед зоной торможения. Ральф же пытался затормозить как можно позднее, и машины столкнулись.

Williams Ральфа наехала на колесо соперника, подлетела в воздух, и, пролетев не менее 30 метров, рухнула в гравий в зоне вылета. Баррикелло, чья Ferrari осталась без заднего антикрыла, развернуло. Пытаясь избежать контакта с обломками, Михаэль Шумахер и Кими Райкконен выехали за пределы трассы, потеряв ряд позиций.

Авария в первом повороте Гран При Австралии 2002 года

Ник Хайдфельд не рассчитал скорость перед торможением, пытался срезать первый поворот, но в итоге не смог замедлиться и вернулся с травы на трассу ровно в том месте, где борьбу за позицию вели его напарник по Sauber Фелипе Масса и Джанкарло Физикелла на Jordan. После столкновения на высокой скорости все три машины получили значительные повреждения, а в них врезался Дженсон Баттон, оказавшись в результате практически без правого бокового понтона. Разбили машины в этой аварии также Оливье Панис и Алан Макниш.

Едва покинув разбитые машины, пилоты бросились в боксы, надеясь вернуться в борьбу после рестарта. Но дирекция гонки предпочла не вывешивать красный флаг, лишь выпустив автомобиль безопасности. Таким образом, сразу для восьми пилотов гонка была окончена. Лидировал Култхард, на второе место неожиданно вырвался Ярно Трулли на Renault, третье место занимал Монтойя. Шумахер ехал только четвёртым, перед двумя пилотами Jaguar, Ирвайном и де ла Росой.

Кими Райкконену пришлось заехать в боксы – обломки повредили передний обтекатель. К тому же, что-то попало ему в кокпит, и на удаление посторонних элементов ушло ещё около 20 секунд. В результате Кими откатился на 11 место – из 14 оставшихся в гонке пилотов. Фактически же их было даже 12 – оба пилота Arrows заглохли ещё при попытке отправиться на прогревочный круг, так что вынуждены были стартовать с пит-лейн. Но Френтцен при этом выехал на трассу на красный свет, а Бернольди – на запасной машине. И то, и другое противоречило правилам, так что обоих вскоре дисквалифицировали.

Дэвид Култхард и Ярно Трулли лидируют на Гран При Австралии 2002 года

На рестарте, который произошёл на 6-м круге, Монтойя бросился в атаку на Трулли, но ошибся, очень широко зашёл в третий поворот, чем немедленно воспользовался Михаэль Шумахер, отыграв позицию. Уже к концу того же круга Михаэль вовсю атаковал Трулли, но Ярно умело перекрывал ему возможности для атаки. Култхард тем временем отрывался от этой пары всё дальше.

Так продолжалось и на седьмом круге, и на восьмом. Шумахер штурмовал позиции Трулли буквально в каждом повороте, но итальянец стойко держался, не позволяя себя обогнать. Завершилось это противостояние на девятом круге довольно неожиданным образом – Renault Трулли без видимых причин вдруг развернуло, и после удара о стену Ярно пришлось сойти. Более того – так как машина замерла прямо на трассе, организаторам вновь пришлось выпустить автомобиль безопасности – а значит созданный к этому моменту Култхардом отрыв в 7,5 секунды вновь нивелировался.

Спустя два круга, когда автомобиль безопасности уже собирался в боксы, дела у McLaren пошли ещё хуже – во время разгона коробка передач Култхарда неожиданно перешла на нейтраль, Дэвид вылетел с трассы, и хотя смог вернуться, откатился на пятое место. Шумахер, впрочем, возглавлял гонку лишь несколько сот метров, до первого поворота, где его опередил Монтойя. А на третье место, оставив позади Ирвайна, вышел Райкконен!

Хуан-Пабло Монтойя и Михаэль Шумахер на Гран При Австралии 2002 года

Монтойя сдерживал Шумахера вплоть до 17-го круга, когда Михаэлю, наконец, удалось обогнать колумбийца. После этого борьба за победу в гонке была фактически окончена – получив свободное пространство, лидер Ferrari уехал от Williams, проезжая каждый круг на две секунды быстрее! Монтойе оставалось лишь заботиться о том, чтобы сохранить второе место, на которое претендовал и Райкконен. Сделать это было не так просто. Кими провёл свой пит-стоп на один круг позже Монтойи, показал лучший круг и вернулся на трассу впереди колумбийца! Но на холодной резине и тяжёлой машине ошибся в первом повороте и вновь откатился на третье место.

До самого финиша позиции больше не менялись. Победу Шумахера никак нельзя было назвать простой, но он убедительно продемонстрировал скорость Ferrari. Монтойя финишировал вторым. Кими Райкконен, годом раньше заработавший тут же, в Мельбурне, первые в карьере очки, на этот раз впервые в карьере поднялся на подиум. Кроме того, он показал свой первый лучший круг в гонке – сегодня по этому показателю финн занимает второе место в истории Формулы 1, уступая лишь Михаэлю Шумахеру.

Однако зрителей на трибунах всё это не слишком интересовало. В этот день у них был свой герой, так как впервые за много лет на Гран При Австралии выступал австралиец. На финише он оказался пятым, но после того, как церемония награждения закончилась, на глазах у ликующей толпы он даже поднялся на подиум – неофициально, конечно. Сделать это официально Марку Уэбберу помешал тот факт, что он выступал за слабейшую команду чемпионата. Для Minardi эти два очка так и остались единственным результативным финишем в том сезоне.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё