ЮАР'75: Ничего не ясно

Карлос Ройтеман и Патрик Депайе на Гран При ЮАР 1975 года
Гонка #253 : 1 марта 1975 года. Гран При ЮАР. Кьялами
Поул Жозе Карлус Пасе (Brabham) – 1:16,41 (193,357 км/ч)
Лучший круг Жозе Карлус Пасе (Brabham) – 1:17,20 (191,378 км/ч)
Победитель Джоди Шектер (Tyrrell) – 1:43:16,90 (185,964 км/ч)

Чемпионат 1975 года начался немного сумбурно – было совершенно непонятно, кого из пилотов считать фаворитом. В двух первых Гран При поул завоевал Жан-Пьер Жарье на новой Shadow DN5, что стало большим сюрпризом, но оба раза француз сошел. В обеих гонках победили бразильцы – в одной Эмерсон Фиттипальди на McLaren, в другой – Жозе Карлус Пасе на Brabham, и это тоже стало неожиданностью. Ещё больше смешал карты подиум Джеймса Ханта на Hesketh.

Пилоты Ferrari в первых гонках, напротив, выглядели слабее, чем можно было бы ожидать. Два четвёртых места Регаццони, шестое и пятое Лауды – неважные результаты для вчерашних претендентов на титул. Правда, две первые гонки они провели на старой машине (как, впрочем, и большая часть остального пелотона). Между этапами в Бразилии и ЮАР прошёл целый месяц, и за это время в Скудерии подготовили свою новую модель – Ferrari 312T с поперечно расположенной коробкой передач.

Новинки привезли и другие команды. В Tyrrell после разочарований двух первых Гран При существенно доработали свою 007 – в первую очередь это коснулось подвески и радиаторов. В March представили новую модель, 751, за руль которой сел Витторио Брамбилла. Старую 741 отдали Лелле Ломбарди – итальянская гонщица получила второй шанс попробовать себя в Формуле 1 после неудачной квалификации на Гран При Великобритании предыдущего года.

Витторио Брамбилла и Лелла Ломбарди, 1975 год

В Shadow, увидев потенциал своей DN5, привезли в ЮАР второе шасси новой конструкции, которое получил Том Прайс. Новые Lola T371 получила и команда Грэма Хилла Embassy Racing. Уже на следующем Гран При, после того как конструктор этой машины Энди Смолмэн покинет Lola и перейдёт в Embassy Hill, её переименуют в Hill GH1. Сам Грэм Хилл, правда, на квалификации попал в аварию, поскользнувшись на разлитом Ронни Петерсоном масле, и на старт не вышел, так что дебютную для нового шасси гонку проводил только Рольф Штоммелен.

Квалификация в Кьялами вновь продемонстрировала возрождение команды Brabham, которой теперь владел и руководил Берни Экклстоун (формально она называлась Martini Racing в честь спонсора). Два первых места на старте заняли представители именно этой команды – Карлус Пасе завоевал первый в карьере поул, Карлос Ройтеман уступил ему всего 0,07 секунды. Третье время показал местный герой Джоди Шектер. Интересно, что в гонке принимал участие и его старший брат, Ян, причём тоже на Tyrrell, но частной команды, так что он квалифицировался только 17-м.

Четвёртое место Ники Лауды показало некоторый прогресс Ferrari, хотя Регаццони оказался лишь девятым. Стоит отметить и шестое место Марио Андретти на шасси американской команды Парнелли Джонса. Витторио Брамбилла на новой March показал седьмое время. Лидеры первых Гран При провалились – Фиттипальди оказался только 11-м, Хант - 12-м, Жарье - 13-м, всего на позицию выше Штоммелена на Lola. Лелла Ломбарди показала 26-е время и стартовала последней. Однако это был первый случай участия женщины в гонке Формулы 1 после Гран При Италии 1958 года, где на старт вышла Мария-Тереза де Филиппис.

Брат Эмерсона Фиттипальди, Вилсон, наряду с разбившим машину Хиллом квалифицироваться не смог. Тем не менее, он вышел на старт в качестве резервного пилота – по правилам того времени он смог бы принять участие в гонке, если бы у кого-то из соперников возникли проблемы. Такая надежда у него появилась, когда после отмашки флагом не смог тронуться с места местный пилот Гай Танмер, так что Вилсон уже было бросился в бой, но тут же увидел Lotus Танмера в зеркалах. В результате бразильцу пришлось вернуться в боксы, не дожидаясь дисквалификации.

Старт Гран При ЮАР 1975 года

На старте Пасе тут же умчался от соперников, а вот Ройтеман потерял сразу две позиции. На второе место вышел Шектер, на третье – Петерсон. Ройтемана преследовали Депайе, Регаццони, Фиттипальди и Лауда, для которого старт тоже прошёл неудачно. На дистанции, однако, темп Шектера оказался выше, чем у Brabham, так что уже на третьем круге он опередил Пасе и к ликованию трибун возглавил гонку. На том же круге Ройтеман опередил Петерсона – швед испытывал серьёзные сложности из-за недостаточной поворачиваемости, так что вскоре пропустил ещё целый ряд соперников и вынужден был свернуть в боксы.

У Пасе возникли проблемы с тормозами, поэтому он предпочёл пропустить напарника, Ройтемана, на второе место, чтобы попытаться удержать третье, но уже на следующем круге его обогнал Депайе. Всего четыре круга ему удалось сдерживать Фиттипальди, после чего Эмерсон вышел вперёд.

Ройтеман преследовал Шектера почти вплотную, но опередить южноафриканца не мог. Депайе от них отстал и поначалу вынужден был следить за Фиттипальди в зеркалах заднего вида, но на середине дистанции у бразильца возникли проблемы с управляемостью и ему пришлось свернуть на пит-лейн. В результате на четвёртое место вновь вышел Пасе, а на пятое и шестое поднялись пилоты Ferrari Регаццони и Лауда. Что касается Эмерсона, то он провёл в боксах семь кругов, и по сути оставшаяся часть гонки превратилась для него в тесты.

Джоди Шектер сдерживает Ройтемана на Гран При ЮАР 1975 года

После этого ситуация в группе лидеров стабилизировалась, а основные события происходили в глубине пелотона. Там Ян Шектер продемонстрировал впечатляющий прорыв через пелотон, пока не догнал Штоммелена. Продолжительная битва закончилась для южноафриканца неутешительно – на 56 круге он заблокировал тормоза, вылетел с трассы и разбил машину. Тем временем его младший брат уверенно двигался к победе в гонке – с какого-то момента с этим смирился даже Ройтеман.

Уже в самом конце дистанции произошло ещё два схода в первой десятке – на 71 круге отказала трансмиссия на машине Марио Андретти, занимавшего восьмую позицию, а на 72-м неожиданно оборвалась тяга дросселя у Регаццони. Так как всего в гонке было 78 кругов, оба оказались классифицированы, в то время как Фиттипальди и Лаффит увидели клетчатый флаг, но в итоговый протокол не попали, так как проиграли слишком много. Тем не менее, даже без них число пилотов на финише было достаточно большим – редкий случай по тем временам, но всю или почти всю дистанцию проехали сразу 15 машин.

Победа Шектера не добавила ясности в расстановке сил в чемпионате – скорее наоборот, ещё больше её запутала. В личном зачёте по-прежнему лидировал Фиттипальди, опережавший Пасе, Ройтемана, Шектера и Ханта. Человек, который с большим преимуществом выиграет этот чемпионат, после трёх Гран При не входил даже в первую пятёрку. Этим человеком был Лауда.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё