Гонка #209 : 23 января 1972 года. Гран При Аргентины. Буэнос-Айрес |
|
Поул | Карлос Ройтеман (Brabham) – 1:12,46 (166,188 км/ч) |
Лучший круг | Джеки Стюарт (Tyrrell) – 1:13,66 (163,481 км/ч) |
Победитель | Джеки Стюарт (Tyrrell)) – 1:57:58,82 (161,607 км/ч) |
Гран При Аргентины появился в календаре чемпионата мира ещё в 1953-м, но после ухода великих аргентинцев Хосе-Фройлана Гонсалеса и Хуана-Мануэля Фанхио надолго из него исчез. К началу 1970-х интерес к Формуле 1 в Южной Америке снова вырос, в том числе благодаря успехам бразильца Эмерсона Фиттипальди. Так что в 1972 году участники чемпионата вновь приехали в Аргентину.
Гонка проводилась на той же трассе, что и прежде – в тот период она называлась просто «Муниципальным автодромом Буэнос-Айреса». Он был реконструирован и на этот раз использовалась так называемая «конфигурация №9». Главным её отличием от прежней стала новая шикана в конце круга, появившаяся в результате реконструкции.
Гран При Аргентины открывал сезон 1972 года – гонка прошла в конце января. Многие команды использовали старые или промежуточные версии шасси, но в целом изменений в пелотоне хватало. Одним из главных было отсутствие швейцарца Йо Зиферта – он погиб на внезачётной гонке в Брэндс-Хэтч в конце 1971 года.
В Формуле 1 всё активнее проявляло себя относительно новое веяние – коммерческое спонсорство. Если раньше автоспорт был уделом автопроизводителей, любителей и меценатов, то теперь крупные компании понимали, что на этом можно заработать. Первая реклама появилась в конце 60-х, а к началу 70-х начались настоящие рекламные войны.
Ситуацией решили воспользоваться в BRM. Заручившись поддержкой Marlboro, они планировали выставлять на каждый Гран При до шести своих машин. Именно столько их должно было выйти на старт и в Аргентине, но в итоге в Буэнос Айрес приехали только пятеро. Жан-Пьер Бельтуаз предпочёл пропустить этап, имея сложности с местным правосудием. Годом раньше в гонке спорткаров «1000 километров Буэнос-Айреса» он пытался дотолкать до боксов свою Matra, у которой закончилось топливо, и в результате в неё врезалась Ferrari Иньяцио Джунти. Итальянец погиб, а Бельтуазу предъявили обвинение в убийстве по неосторожности.
Прежний спонсор BRM, косметическая компания Yardley, ушла к McLaren, где выступали Денни Халм и Питер Ревсон. Сменили раскраску в Lotus – впервые на старт вышли машины в ставших позже легендарными чёрно-золотых цветах John Player Special. Говорить о смене спонсора в этом случае неверно – Lotus и раньше сотрудничала с John Player & Sons, но в прошлые годы рекламировала другую марку сигарет этой компании – Gold Leaf.
Почувствовав запах денег, в Формуле 1 вновь появился бывший пилот и менеджер Берни Экклстоун – на этот раз в роли владельца команды. Он выкупил у Рона Торанака акции Brabham, которой даже двукратный чемпион мира Грэм Хилл не мог вернуть былое величие. Берни сохранил британца в команде, а в пару к нему пригласил новичка, аргентинца Карлоса Ройтемана, отлично проявившего себя в Формуле 2. Впрочем, куда более весомым аргументом для Экклстоуна стало то, что за Карлоса хорошо заплатила аргентинская нефтяная компания YPF, ставшая спонсором команды.
Техника Brabham оставляла желать лучшего – в Аргентину они, как и на все гонки предыдущего сезона, привезли шасси 1971 года BT34, и 1970-го BT33. Хилл выбрал более старое шасси, а BT34 досталась дебютанту Ройтеману. И на нём Карлос смог сотворить настоящую сенсацию, завоевав, к ликованию местной публики, поул в своей первой гонке!
Ройтеман на 0,22 секунды опередил главного фаворита чемпионата, Джеки Стюарта на Tyrrell. Отчасти объяснением этого удивительного результата стали очень мягкие шины Goodyear, которые использовал аргентинец. Чуть меньшим сюрпризом стала хорошая форма McLaren – Ревсон и Халм квалифицировались третьим и четвёртым. Лучший из гонщиков Lotus, Эмерсон Фиттипальди, оказался пятым. Такой же результат показал Клей Регаццони на Ferrari – он начинал гонку шестым.
Попытка взять числом BRM не удалась – лучшим из её пилотов стал Хоуден Гэнли, но это было лишь 13-е место. Остальные представители BRM проиграли времени поула более двух секунд и оказались в хвосте пелотона. Последним гонку начинал гонщик March, молодой австриец Ники Лауда. Для него этот Гран При был только вторым в карьере.
Успех Ройтемана привлёк на автодром в воскресенье, несмотря на жару, более 100 тысяч зрителей. На прогревочном круге болельщики дружно скандировали El Lole – таким было прозвище Ройтемана. И мало кто обратил внимание, что одна из машин по окончании круга свернула на пит-лейн – на Matra Криса Эймона отказала коробка передач.
Настоящей сенсации не получилось – лидерство Ройтеман потерял уже к первому повороту. Гонку возглавил Стюарт, и на этом борьба за победу закончилась. Ройтеман удерживал второе место, его преследовали Халм, Фиттипальди и Регаццони. Шестую и восьмую позиции занимали Ронни Петерсон и Питер Ревсон, хотя оба из-за простуды чувствовали себя неважно. Их разделял Франсуа Север на второй Tyrrell.
На старте кто-то подтолкнул Грэма Хилла, он оказался за пределами трассы, и обломки от его Brabham попали в BRM Рейне Виселля и Lotus Дэйва Уокера. Виселлю удалось продолжить движение, а вот Уокер заехал в боксы, чтобы починить повреждённый дроссель. Вскоре он был за это дисквалифицирован – помощь ему оказывали вне разрешённой зоны. Уже на втором круге из-за аварий сошли два пилота BRM – Алекс Солер-Роч после вылета с трассы сломал подвеску, а на машине Питера Гетина из-за столкновения с соперником оказался пробит маслопровод.
Ройтеман поначалу держался за Стюартом, но затем начал отставать. Позади стремительно приближался Эмерсон Фиттипальди, уже опередивший Халма. На 8-м круге бразилец обогнал аргентинца и бросился в погоню за Стюартом. Ройтеман же вскоре пропустил и Халма, после чего надолго закрепился на четвёртом месте.
Ближе к середине дистанции на машине Фиттипальди забарахлила коробка передач, он стал терять скорость. На 35-м круге Халм вновь его опередил, и хотя сам никак не угрожал позициям Стюарта, до самого финиша не испытывал никакого давления со стороны соперников. Фиттипальди пытался сохранить хотя бы третье место, но в итоге всё же сошёл из-за поломки подвески. Преследовавший его на протяжении значительной части дистанции Франсуа Север сошёл кругом раньше.
На машине Ройтемана стремительно изнашивались шины. На 45-м круге ему пришлось совершить пит-стоп, отбросивший его в хвост пелотона. Примерно в это же время Петерсон пытался опередить на круг двух австрийцев, Хельмута Марко и Ники Лауду, которые вели ожесточённую битву между собой. Лауда быстро пропустил своего напарника, а вот Марко делать этого не собирался, что закончилось для Петерсона разворотом и потерей времени.
Стюарт легко и уверенно выиграл гонку, опередив на финише Халма на 26 секунд. Благодаря череде сходов и технических проблем у соперников, на подиум поднялся Жаки Икс, а его напарник по Ferrari Клей Регаццони, финишировал четвёртым. Швейцарцу пришлось пропустить Икса – в радиатор попала газета и мотор начал перегреваться.
Пятым оказался Тим Шенкен – австралиец на Surtees, несмотря на множество технических проблем, продемонстрировал отличное выступление, и это была последняя результативная гонка в его карьере. Ронни Петерсон в итоге проиграл победителю круг, но заработал одно очко за шестое место.
Что касается местного героя, то Карлос Ройтеман проиграл победителю два круга и не заработал очков, но мог быть доволен своим выступлением – у Аргентины появился новый кумир. Национальный Гран При не исчезнет из календаря вплоть до окончания его гоночной карьеры.