Швейцария'54: В последний раз

Хуан-Мануэль Фанхио на Mercedes W196 в Швейцарии
Гонка #39 : 22 августа 1954 года. Гран При Швейцарии. Бремгартен
Поул Хосе-Фройлан Гонсалес (Scuderia Ferrari) – 2:39,5 (164,3 км/ч)
Лучший круг Хуан-Мануэль Фанхио (Mercedes) – 2:39,7 (164,1 км/ч)
Победитель Хуан-Мануэль Фанхио (Mercedes) – 3:00.34,5 (159,7 км/ч)

Интрига сезона 1954 года не слишком отличалась от предыдущего – с той лишь разницей, что теперь на трассах доминировал не Альберто Аскари, а Хуан-Мануэль Фанхио. В межсезонье великий аргентинец подписал контракт с дебютировавшей командой Mercedes, и ему не помешало даже то, что немцы не успели подготовить машину к началу сезона – на двух первых (не считая гонки в Индианаполисе) этапах он выступал за Maserati, и выиграл оба!

Знаменитая сегодня Mercedes W196 была готова к Гран При Франции, и Фанхио продолжил побеждать на ней. Так что к швейцарскому этапу, который был седьмым из девяти, он лидировал с большим отрывом. Его главным конкурентом оказался соотечественник и бывший напарник по Maserati Хосе-Фройлан Гонсалес, теперь выступавший за Ferrari. Он всё ещё мог выиграть чемпионат, но для этого ему нужно было побеждать во всех трёх оставшихся гонках, да ещё и зарабатывать дополнительные очки за лучшие круги.

Ещё одной интригой швейцарского Гран При стал ожидавшийся дебют Lancia, за руль которых должны были сесть Луиджи Муссо и действующий чемпион мира Альберто Аскари. Правда, дебют в итоге так и не состоялся – итальянцы провозились со своей революционной D50 до самой последней гонки сезона.

Что касается Maserati, то в отличие от Фанхио, ни Онофре Маримону, ни тому же Аскари, коротавшему там время в ожидании машины, не удавалось заставить новую 250F побеждать. А на предыдущем этапе в Германии Маримон погиб. Вместо него в команду пригласили молодого Стирлинга Мосса, который до тех пор выступал лишь на отдельных этапах в частных командах, но уже успел проявить себя – в частности, поднявшись на подиум в Бельгии.

Конфигурация трассы Бремгартен. Кадр кинохроники

В те времена Гран При Швейцарии проводился регулярно, начиная ещё с тридцатых годов, и неизменно входил в календарь первых чемпионатов мира. Гонки всегда проходили на трассе Бремгартен неподалёку от Берна. Поначалу семикилометровое кольцо было построено для мотогонок, но быстро приглянулось и автогонщикам.

Это была вполне типичная для того времени скоростная трасса практически без прямых, состоящая из сплошных быстрых поворотов, очень опасная, с плохой видимостью из-за окружающих деревьев. Первую жизнь трасса забрала уже на дебютном Гран При Швейцарии в 1934 году, когда на последнем круге гонки здесь погиб пилот Maserati Хью Хэмилтон.

Свой опасный характер Бремгартен подтвердил уже на тренировках – Робер Манзон, впервые севший за руль новой Ferrari 553 в заводской команде Скудерии, попал в тяжёлую аварию и вынужден был пропустить всю оставшуюся часть уик-энда. Впрочем, француз восстановился к следующему этапу, продолжил выступления, и умер только в 2015 году, в возрасте 97 лет.

Тем временем напряжённая борьба за победу в квалификации развернулась между двумя аргентинцами и лидерами чемпионата, Фанхио и Гонсалесом. Верх взял Гонсалес – это был его единственный поул в сезоне и всего второй, выигранный кем-то, кроме Фанхио. Маэстро, впрочем, уступил всего 0,2 секунды – редкий для тех времён случай. Третье время показал Мосс, но он проиграл уже почти две секунды.

Хуан-Мануэль Фанхио и Хосе-Фройлан Гонсалес после старта Гран При Швейцарии 1954

Однако старт выиграл Фанхио, немедленно умчавшись вперёд. За его спиной шла напряжённая борьба за вторую позицию – сначала её занимал Гонсалес, которого на третьем круге опередил Мосс. Ещё через несколько кругов Стирлинга догнал Майк Хоторн на Ferrari, британцы начали отчаянную борьбу между собой, но победителя в этой дуэли выявить не удалось – сначала отказал масляный насос на машине Мосса, затем возникла утечка масла у Хоторна. Оба пилота сошли.

На второе место вернулся Гонсалес, но о борьбе за победу говорить не приходилось. Фанхио оказался намного быстрее, и к финишу довёл преимущество над соотечественником почти до минуты. Финишировавший третьим напарник Фанхио Ханс Херманн проиграл ему более круга (это был последний подиум в карьере немца). Дополнительное очко за лучший круг тоже досталось Маэстро.

Таким образом, борьба за чемпионат была окончена. Фанхио гарантировал себе титул и стал двукратным чемпионом мира, повторив установленное годом ранее достижение Аскари. Повторил он и ещё один его рекорд – по числу побед за карьеру. На счету Фанхио, как и Аскари, теперь их было 12 (не считая внезачётных Гран При). Впереди, впрочем, у аргентинца их было ещё столько же.

А вот для трассы Бремгартен эта гонка оказалась последней. В дальнейшем Гран При Швейцарии проводился ещё дважды, и один раз даже входил в зачёт чемпионата мира, но оба раза – во Франции, в Дижоне. Причиной стала вовсе не опасность сверхскоростных виражей автодрома под Берном, а чудовищная авария в Ле-Мане 1955 года. После неё многие страны запретили проводить гонки на своей территории – но только в Швейцарии этот запрет действует по сей день.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости